Программа элективного курса «Основы web-журналистики»

Ф.И.О.-Халимова Алсу Рикаильевна
Место работы : МБОУ Шольинская средняя общеобразовательная школа
Камбарский район УР, с. Шолья , ул.Рейда,6
Должность : зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Название работы: Программа элективного курса «Основы web-журналистики»
Год выполнения-2011 г. Программа заняла 1 место в конкурсе элективных курсов, г.Ижевск

Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. От того, будут ли владеть выпускники школы знаниями и умениями в области вычислительной техники, в немалой степени будет зависеть эффективность их последующей профессиональной деятельности. Раннее приобщение ребенка к компьютерным технологиям поможет ему адаптироваться в современном информационном обществе.
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Неотъемлемой частью жизни современной школы является создание и поддержка web-сайта, вызывающего у школьников, учителей и родителей необыкновенный интерес. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, работа над сайтом приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Но нужно помнить, что любой веб-ресурс – это, прежде всего, способ распространения информации о деятельности учреждения. Без информационного наполнения, или по-другому - контента, создание нового сайта не имеет смысла. Даже самый красивый и удобный ресурс без качественных текстовых материалов останется лишь картинкой.
 Написание текстов для сайта требует особой компетенции, а также знаний законов веб-копирайтинга.
Поэтому назрела острая необходимость разработки курса “ Основы web-журналистики”, позволяющего приобрести начальные профессиональные навыки журналиста, расширить свои познания в области «сайтостроения». Жизнь требует, чтобы мы и в Интернете общались правильно, доступно, выразительно. Данный элективный курс поможет развивать коммуникативную культуру учащихся. . Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для формирования коммуникативной и социальной компетентностей.
Цели обучения:
Развитие навыков анализа, оценки, редактирования и построения самостоятельного высказывания. Развитие литературно-творческих способностей. Профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями web -журналистских произведений.
 Задачи обучения:
-сформировать у учащихся целостное представление об информационной картине мира средствами сети Интернет. Научить способам представления информации в сети Интернет;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и поддержки сайтов.
- развивать умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
-формировать профессионально-ориентированные умения, которые помогут в выборе профессии

Изучение данного курса позволит учащимся:
иметь представление о деятельности журналиста-копирайтера;
овладеть технологией создания, редактирования текста для сайта;
развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;
повысить речевую и письменную грамотность;
развивать творческую инициативу и активную жизненную позицию.
Учащиеся приобретут навыки:

написания различных статей, рекламных текстов;
работы с различными источниками информации;
работы со школьным сайтом.


Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
анализ творческих работ.
создание сайта


    Формы учебной деятельности:
лекции;
беседы;
практические занятия;
дискуссии;
работа в группах.
 
    Методы обучения.
Предполагается использование разнообразных методов обучения в зависимости от складывающихся условий:
- словесные (сообщающие, поисковые);
- проблемные (классический проблемный, ситуативный);
- практические (учебные эксперименты), создание продукта деятельности-сайта.
Программа рассчитана на 12 часов, рекомендуется для учащихся 9-х классов.
 
Учебно-тематический план


Наименование темы
Всего часов
В том числе
Форма контроля




лекции
практика
семинар


1
Введение

1
1


Составить план лекции

2
Копирайтинг: грамотные тексты
3

1
2
Защита проекта

3
SEO-копирайтинг

3
1
1
1
Практическая работа

4
Рекламный копирайтинг,
5
1
1
3
Практическая работа,
Создание сайта



Содержание программы
Тема №1 Введение (1 час)
Журналистика как сфера человеческой деятельности. Этико-правовые основы журналистики. Web-журналистика.
Цель: ознакомить учащихся с целями и задачами курса, дать определение
Понятия « Web- журналистика» и показать значение журналистики в современной жизни; познакомить с основными проблемами современной журналистики, пробудить интерес к изучаемому курсу и профессии журналиста.
ознакомить учащихся с понятиями: »Журналист имеет право», "Журналист обязан» .Знакомство с Законом Российской Федерации
»О средствах массовой информации». (Приложение №1)

Тема № 2 Копирайтинг: грамотные тексты (3 часа)
1. Типичные стилистические, логические, смысловые и композиционные ошибки
Цели :
1.Познакомившись с типологией речевых и грамматических ошибок, научиться находить их и исправлять в устной и письменной речи.
2. Формировать учебно – познавательные навыки (учащиеся овладевают способами организации анализа, синтеза, классификации, логической деятельности: учатся рассуждать, делать умозаключения);
Содержание занятия: создание проекта «Речевые и грамматические ошибки»
2. Штампы, клише, стандарты, трафареты, стереотипы, шаблоны.
Цели :
Познакомить с понятиями клише, стандарты, трафареты, шаблоны.
Уместность их употребления в сео-текстах.
3.Практикум по редактированию журналистских текстов.
Цель: закрепить умение делать комплексный анализ текстов публицистических жанров; закрепить навык работы с заданиями типа .
Тема №3 SEO-копирайтинг (3часа)
1.Что такое seo-копирайтинг? Основные задачи seo-копирайтинга.
Цель:
Познакомить с понятием seo-копирайтинг, его основными задачами. Достоинство и преимущество seo-копирайтинга
2.Основные принципы составления seo-текстов. Правила и требования seo-текстов.
Цели:
Познакомить с основными принципами составления sео-текстов.
3. Практикум по составлению seo-текстов
Цели:
изучить общие принципы и подходы к составлению seo-текстов.

Тема №4 Рекламный копирайтинг(5 часов)
1 Определение рекламы. Функция рекламы. Составные части рекламы.
Цель:
Изучение основных принципов построения рекламы как жанра     публицистического стиля речи.
Основные понятия:
1. Реклама - это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей.
2. Реклама - это информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги.
3. Реклама - это распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания популярности
Темы для сообщений учащихся:
История возникновения рекламы
Функции рекламы в современном мире
2. Анализ рекламных слоганов.
Работа с термином: слоган (англ.) - рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.

Цель:
Научить анализировать рекламные слоганы

3.Тексты для «спама»
Тексты для электронной рассылки (или т.н. спама) – это совершенно особый жанр рекламных текстов, у которого есть свои законы, цели и задачи.
Цели: Знакомство с основными требованиями для текстов электронной рассылки.
4. Практикум по составлению рекламного текста.
Цели:
изучить общие принципы и подходы к составлению рекламных текстов,
проанализировать различные типы и виды рекламных текстов на конкретных примерах,
разработать рекламный текст в одной или нескольких из предложенных форм.

План:
Рассмотреть цели и задачи, изучить принципы, подходы и методы составления рекламных текстов.
Изучить примеры и проанализировать различные виды рекламных текстов, с точки зрения структуры и приемов рекламных обращений.
3 Выполнение творческих заданий (Приложение №)
5. Итоговая работа. Разработка сайта.
Цели:
Обобщить изученное в курсе «Основы web-журналистики», повторить основные понятия; проверить уровень сформированности навыков работы с журналистскими текстами и навыков создания своих web-текстов .


Список использованной литературы.
1.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.
2.Иванова К. А. Копирайтинг : секреты составления рекламных и PR-текстов.- Издательский дом "Питер", 2006.
3.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
5. Справочник для начинающего журналиста. М.: Просвещение, 1987
6. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика.- М., 1998.
7. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
8. А.М.Шестерина. Основы интернет – журналистики. Тамбов. 2002.

Список литературы, рекомендуемой учащимся.
1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.
2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971
3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы Волгоград, 2000;
4.Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999
5.Книга рецептов для редакторов и редакторш: немецкая юношеская пресса: федеральное объединение юношеских средств массовой информации/ Н. Кулакова, М. Сироткина, В. Петлевой, К. Хрипунов. – М.: НИИ школьных технологий, 2006г.
6.Орфографический словарь для учащихся средней школы. Ред. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков М., 1986
7.Русская речь в эфире. Комплексный справочник. Трудные случаи формообразования, ударения, произношения, употребления слов. Т.Ф. Иванова, М., Русский язык .Медиа, 2005.
8.Словарь иностранных слов. М., 2000
9.Словарь-справочник по русскому языку. М., 1995
10.Словарь юного филолога. М., 1999.
11.Современный толковый словарь русского языка. Под ред.
Н. Ю Шведовой. М., 1996
12. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Федорова. М., 1995
13.Энциклопедия книжного дела. М., 1998




Заголовок 115