Русский язык. 2 класс. Тема: Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Класс: второй
Тема: Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Цель:
познакомить с непарными звонкими и глухими согласными звуками, формировать умение распознавать непарные звонкие и глухие согласные звуки
развивать устную и письменную речь учащихся
воспитывать чувство гордости за свой родной город
Оборудование:
лента букв
карточки с заданиями для работы в группах индивидуальный раздаточный материал
материал для рефлексии
иллюстрации с видами города Минска
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Меня зовут Елена Алексеевна. А с вами я познакомлюсь во время работы на уроке. Очень хочу сегодня вам улыбаться и радоваться вашим успехам. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, гостям. Уверена, у нас всё получится!
II. Актуализация знаний.
Обращаюсь к ленте букв.
- Как называется эта лента?
- Почему буквы разные по цвету?
(в названии темы открываем слова “согласные звуки”)
- Почему согласные записаны в два ряда?
(в названии темы открываем слова “звонкие и глухие “)
- Почему эти согласные стоят парами?
Хором называем эти пары.
Девочки - ещё раз называют звонкие согласные звуки, мальчики глухие согласные звуки.
- А есть ли пары у этих согласных? (показываю на непарные согласные)
(В названии темы открываю слово “непарные”)
- И тема нашего урока звучит так: “Непарные звонкие и глухие согласные”. Мы сегодня с ними будем знакомиться, научимся находить их в словах и различать. Давайте начнём работать.
III. Чистописание.
Разминка для пальцев.
- На полях нарисуйте солнышко: с каким настроением вы начинаете работать?
_________________________________________________________________
Показывает учитель по элементу, дети вслед записывают. Потом сами ещё раз самостоятельно.
_________________________________________________________________
Читаем первое слово. Записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие звуки?).
Читаем второе слово, записываем. Подчёркиваем парные согласные. Проверяем (звонкие или глухие?)
- Какие согласные мы не подчеркнули? Кто может сделать вывод: почему? Звонкий или глухой это согласный?
- Мы не просто так написали именно эти слова. Сегодня на уроке мы ещё раз увидим красивейшие уголки нашего города ... Минска. Молодцы!
- Главное, чтобы вы правильно, дружно и быстро работали. Тогда мы сможем больше увидеть, побывать в разных интересных местах нашего города. Выполним задание сможем заочно попутешествовать
- А теперь давайте проверим, правильный ли вы сделали вывод?
Артикуляционное упражнение. Поём звуки.
- Молодцы! Очень хорошо!
Иллюстрация 1. Наш Минск.
IУ. Подготовка к восприятию нового материала. Работа над правилом.
- Давайте найдём эти буквы в нашем учебнике на стр.95. Читаю правило и показываю на ленте.
- Мальчики называют только непарные звонкие согласные.
- Девочки только непарные глухие согласные.
Как назвать эти звонкие и глухие согласные? (непарные).
Иллюстрация 2. Минск - зелёный город.
У. Новая тема.
- И вот новое задание.
- Ребята, почему мы не можем записать это предложение? (На доске на «кирпичиках»)
площадей
много
улиц
В Минске
и
- Да, нарушен порядок слов.
- Кто поможет его восстановить? Давайте его по кирпичикам составим. Что забыли? (точка)
В Минске много улиц и площадей.
Записываем, ученик комментирует.
Подчёркиваем непарные звонкие и глухие согласные. В 1 слове - учитель, дальше по цепочке ученики. Называем ещё раз хором все подчёркнутые согласные.
Иллюстрация 3. Площади города.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться!
два - согнуться, разогнуться!
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире, шире,
Пять- руками помахать,
Шесть - за парты тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
УI. Работа по учебнику (стр.96).
- Что знакомое на этой странице вы увидели?
- Кто хорошо читает? Давайте прочитаем про площадь Победы. Ученик читает вслух.
-Что вы узнали из текста?
- Кто был у Вечного огня? Правда, красиво!
- Прочитали сами себе 1 предложение.
- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Самостоятельно записываем это предложение.
Девочки подчёркивают звонкие непарные, мальчики - глухие непарные согласные. Проверяем.
Иллюстрация 4. Минск театральный.
- Вы умеете отдыхать? В каких любимых уголках родного города вы любите отдыхать? С кем вы отправляетесь гулять по улицам Минска?
УII. Работа в группах.
Группы собираются у одной парты в своём ряду.
- У меня есть З конверта с заданиями. В них - карточки с буквами. Из них вы должны составить слово. Один ученик из группы записывает слово у доски, остальные - в тетрадях.
Записываем слова цирк, музей, театр.
- Самостоятельно у доски, а остальные за партой, подчёркиваем непарные звонкие согласные одной чертой, непарные глухие согласные двумя чертами.
(образец в теме - ,=)
Каждому звуку даём характеристику.
Иллюстрация 5. Проспекты и улицы города.
- Назовите улицы, на которых вы живёте?
УIII. Закрепление.
- Я придумала слово мост. Первый звук м, он согласный непарный, звонкий.
- Придумайте слова, которые начинаются с непарного звонкого согласного звука.
- А теперь - с непарного глухого согласного звука.
Иллюстрация 6. Микрорайоны города.
IХ. Подведение итогов.
- Над какими звуками мы сегодня работали?
Называем непарные звонкие согласные звуки, непарные глухие согласные звуки.
- Всё запомнили? Проверим!
Снимаю ленту букв.
Х. Рефлексия.
Эти два стоят на разных улицах:
ул. Непарные звонкие согласные звуки
ул. Непарные глухие согласные звуки
- У вас у каждого на парте силуэты (мальчики и девочки). Возьмите их в руки. Разрисуйте карандашами личики мальчиков и девочек. Передайте в рисунке своё настроение в конце урока.
- Прочитайте слово. Выделите первый звук. Сами себе его охарактеризуйте. Как только будете готовы, подойдите и поселите в домик по нужному адресу (используйте магнит).
Первое личико характеризует и прикрепляет учитель.
Проверка. Если всё правильно, то в одном домике живут девочки, в другом - мальчики.
-Умнички! Мы не только поработали, но и с самого утра по Минску прогулялись, побродили по красивым местам нашего города.
ХI. Домашнее задание.
Упражнение 151, страница 97.
- Спасибо вам, ребята, за урок. Хочу сказать спасибо вашей учительнице, которая научила вас так хорошо работать. До свидания!
13PAGE 15
13PAGE 14415