Научно-исследовательская работа по теме: Развитие логического мышления детей в процессе решения текстовых задач
Тезисы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Нижнетроицкий, Начальные классы, «Развитие логического мышления детей в процессе решения текстовых задач» Марина Александровна Фролова .
Oтвeты на такиe вoпрoсы, кoтoрыe нeльзя разрeшить путeм нeпoсрeдствeннoгo, чувствeннoгo oтражeния даeт лoгичeскoе мышлeниe. Чeлoвек правильнo oриeнтируется в oкружающeм мирe благoдаря развитию индивидуальных качeств мышлeния. Дeятельность чeловека разумна благoдаря знанию законов и взаимосвязей объективной дeйствительнoсти.
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека.
В связи с этим основная работа для развития логического мышления на уроках математики должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития.
Цель данного исследования – показать роль решения текстовых задач в начальной школе в развитии логического мышления.
Для достижения цели я предполагаю:
- Изучить и проанализировать теоретический материал о развитии логического мышления в младшем школьном возрасте
- Изучить уровень логического мышления в 4 в классе
- Проанализировать текстовые задачи, методику обучения построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач
- Провести сравнительный анализ и сделать выводы.
В своей работе я предлагаю следующие методы исследования:
Практические – описание, наблюдение, тестирование.
Теоретические – изучение материалов по изучению развития логического мышления у младших школьников.
Гипотеза – если систематически решать текстовые задачи, то произойдет развитие операций логического мышления, а значит развитие самого логического мышления у младших школьников.
Краткий обзор литературы: В своей работе я пользовалась учебными пособиями по психологии, учебной и методической литературой
Оглавление
Тезисы «Развитие логического мышления детей в процессе решения текстовых задач»
стр.2
Введение.
стр.4
Глава 1. Развитие логического мышления младших школьников.
стр.4
Глава 2. Уровень развития логического мышления в 4 в классе.
стр.7
Глава 3. Использование текстовых задач из учебника математики для 4 классов М.И. Моро для формирования операций логического мышления младших школьников.
стр.8
Глава 4. Использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач.
стр.11
Заключение
стр.13
Список используемой литературы
стр.14
9. Приложение стр.15
«Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовольствие придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума.»
У.У.Сойер
Введение
В разныe возрастныe периоды ведущее значениe для общего психическогo развития человeка приобретает какой-либо oдин из психических прoцессов.
Малоэффективно для умственного развития обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания
Психoлогические исслeдования показывают, что в младшем шкoльном вoзрасте главное значeние приoбретает дальнейшee развитиe мышлeния. Причём мышлeние ребёнка младшегo шкoльного вoзраста нахoдится на пeреломном этапe развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.
Ребeнок с первых днeй занятий в школe встрeчается с задачей. Сначала и до кoнца обучения в шкoле матeматическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, то есть решение задач способствует развитию логического мышления. Чтобы облeгчить рeшение текстовой задачи, строят вспомогательные модели. При этом используется такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию.
Актуальность данной темы я вижу в том, что решение текстовых задач на уроках математики выступает и как цель и как средство обучения. В любой текстовой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Глава 1.
Развитие логического мышления младших школьников.
К началу младшeго шкoльного вoзраста психичeское развитиe ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психичeские прoцессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Психологичeские исслeдования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими,
непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.
Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепен-но приобщается к системе научных понятий, его умственные операции стано-вятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или нагляд-ной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внут-ренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появля-ются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции ана-лиза, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мыш-лению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размыш-лению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе об-суждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты реше-ния, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, дока-зывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно стано-вится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие опера-ции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и
классификация.
Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разло-жение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного,
различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и
явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно
рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план
выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства
даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.
Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и произво-дит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Как виднo из вышeизлoжeнных фактoв все oпeрации лoгичeскoгo мышлeния теснo взаимoсвязаны и их пoлноцeнное формирoвание возможно тoлько в комплексе. Только взаимообусловленное их развитиe спoсoбствуeт развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.
Глава 2.
Уровень развития логического мышления в 4 в классе.
Для определения уровня логического мышления учащихся 4 в класса использовалась методика «Количественные отношения».
Методика предназначена для оценки логического мышления. Учащимся предлагалось для решения 18 логических задач. Каждая из них содержала 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки в течение 5 минут, ребятам надо было решить, в каком отношении находятся между собой буквы.
Инструкция: «Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач – 5 минут».
Стимульный материал:
1. А больше Б в 9 раз. Б меньше В в 4 раза. В А
2. А меньше Б в 10 раз. Б меньше В в 10 раз. В А
3. А больше Б в 3 раза. Б меньше В в 6 раз. В А
4. А больше Б в 4 раза. Б меньше В в 3 раза. В А
5. А меньше Б в 3 раза. Б больше В в 7 раз. А В
6. А больше Б в 9 раз. Б меньше В в 12 раз. А В
7. А больше Б в 3 раза. Б больше В в 5 раз. В А
8. А меньше Б в 3 раза. Б больше В в 5 раз. А В
9. А меньше Б в 10 раз. Б больше В в 3 раза. В А
10. А меньше Б в 2 раза. Б больше В в 8 раз. А В
11. А меньше Б в 3 раза. Б больше В в 4 раза. В А
12. А больше Б в 2 раза. Б меньше В в 5 раз. А В
13. А меньше Б в 5 раз. Б больше В в 6 раз. В А
14. А меньше Б в 5 раз. Б больше В в 2 раза. А В
15. А больше Б в 4 раза. Б меньше В в 3 раза. В А
16. А меньше Б в 3 раза. Б больше В в 3 раза. А В
17. А больше Б в 4 раза. Б меньше В в 3 раза. В А
18. А больше Б в 3 раза. Б меньше В в 5 раз. А В
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный -0 баллов.
10 и более баллов – высокий уровень развития логического мышления;
7-9 баллов – средний уровень развития логического мышления;
6 и менее баллов –логическое мышление развито слабо.
После проведения в 4 в классе данной методики были получены следующие результаты:
№п/п
Ф.И. учащегося
Кол-во баллов
Уровень развития мышления
.
Белова Карина
10
высокий
.
Баранов Владимир
5
низкий
.
Гиззатуллина Карина
9
средний
.
Денисов Никита
7
средний
.
Демакина Ксения
5
низкий
.
Зобнина Екатерина
9
средний
.
Калимуллин Рашид
10
высокий
8
Каптелинин Максим
12
высокий
.
Медведев Иван
10
высокий
.
Минизитдинов Никита
9
средний
.
Мусина Диана
8
средний
.
Муфтахов Эмиль
10
высокий
.
Рыбакова Лариса
10
высокий
.
Чернова Ирина
8
средний
.
Шарапова Александра
4
низкий
.
Яковлева Оксана
7
средний
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Высокий уровень развития логического мышления имеют – 37,5 % детей, средний – 43,7 %, у 18,8 % детей логическое мышление развито слабо. Из данных результатов можно сделать следующие выводы: в 4в классе большие возможности для работы по развитию логического мышления. Работа будет направлена и на развитие логических операций мышления и на совершенство-вание их этих операций.
Глава 3.
Использование текстовых задач из учебника математики для 4 классов М.И. Моро для формирования операций логического мышления младших школьников.
Анализируя текстовые задачи из учебника математики для 4 класса М.И. Моро, я выделила следующие виды текстовых задач, необходимые для обучения операциям логического мышления таким, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Задачи с применением величин.
1) Найди длину каждой стороны треугольника, если все его стороны равны, а периметр этого треугольника равен 12 см.
2) Мальчик должен подняться по канату на высоту 25 дм. Он поднялся на 5 дм. Во сколько раз оставшийся путь больше пройденного?
3) На хлебозаводе работают в 3 смены и за каждую смену выпекают 12 т ржаного хлеба и 6 т пшеничного. Сколько всего тонн хлеба выпекают за 1 сутки? За 10 суток?
4) Составь по таблице задачи и запиши их решение в виде выражений:
Цена ( в рублях)
Количество
(в штуках)
Стоимость
(в рублях)
Карандаши
А
15
?
Кисточки
Б
?
С
Линейки
?
2
d
Составь выражения, которые обозначают стоимость: 6 карандашей и 2 кисточек; 5 карандашей и линейки; 3 кисточек и линейки; карандаша, кисточки и линейки.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц сформулированных в косвенной форме.
Сравни задачи. Объясни, большее или меньшее число нужно найти в каждой задаче.
В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?
В соседнем доме 12 этажей. В нем на 63 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
4.Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
В 10 одинаковых банках 16 кг меда. Сколько килограммов меда в 20 таких банках?
5. Задачи на нахождение среднего значения.
Первые 2ч туристы проходили по 5 км в час, следующие 2ч- по 4 км в час, а последние 2ч – по 3 км в час. Сколько в среднем километров проходили туристы за 1 час?
6. Задачи, раскрывающие связь между скоростью, временем, расстоянием.
Запиши задачи в таблицу и реши их:
1) Черепаха двигалась 5 м/мин. Какое расстояние она прошла за 3 минуты?
2) Слон двигался со скоростью 100 м/мин. За какое время он пройдет 1000 метров?
3) Таня пробежала 30 м за 6 с. С какой скоростью она бежала?
7. Задачи на встречное движение.
Из двух городов расстояние между которыми 846 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Один шел со скоростью 65 км/ч, а другой -60 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа?
8. Задачи на противоположное движение.
1) Из одного поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Скорость одного пешехода 5 км/ч, а скорость другого 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 ч?
2) Из одного поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Скорость одного пешехода 5 км/ч, а скорость другого 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
3) Из одного поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Через 3 часа расстояние между ними было 27 км. Скорость одного пешехода 5 км/ч. С какой скоростью шел другой пешеход?
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
В мастерской сшили одинаковые плащи из двух кусков ткани. В одном куске было на 4 м ткани больше, и из него сшили на 2 плаща больше. Сколько ткани расходовали на 1 плащ? На 6 плащей?
В мастерской сшили одинаковые плащи из двух кусков ткани длиной 6м и 10м. Из большего куска сшили на 2 плаща больше. Сколько метров ткани ушло на 8 плащей?
Задачи на смекалку.
Миша сказал: «У меня в двух карманах 28 рублей.: в правом столько двухрублевых монет, сколько в левом пятирублевых. Сколько у меня денег в каждом кармане?»
Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех?
Проанализировав данные задачи, взятые из учебника Моро М. И., можно сделать следующие выводы: в данном учебнике, несомненно, присутствуют
разнообразные задачи, способствующие развитию операций логического мышления - это развитие анализа, синтеза, поиск различных признаков предмета, узнавание или составление предмета по заданным признакам, рассмотрение объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному математическому объекту, умение классифицировать, умение сравнивать, умение находить сходства и различия предметов, умение обобщать, исправлять специально допущенные ошибки, ставить вопрос к задаче, умение дополнить числовыми данными и вопросом.
Также в учебнике М. И. Моро преобладают текстовые задачи, меньше задач в виде чертежа или таблицы, а также мало задач на сравнение решений задач и объяснение выражений к задаче, задач на смекалку.
Чтобы организовать работу с текстовой задачей необходимо изучить понятие текстовой задачи и рассмотреть виды вспомогательных моделей текстовых задач.
Глава 4.
Использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач.
Большоe место в начальном курсe математики отводится тeкстовым задачам. Рeшение любой задачи – прoцесс слoжной умствeнной дeятельности. Именно благoдаря грамoтному пoстроению и исслeдованию вспoмoгательной модели процесс решения задачи становится доступным любому ребенку. В процессе обучения решению задачи учащиеся используют различные виды моделей.
Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации, процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык математических действий, то есть построить её математическую модель.
Математическая модель – это описание какого–либо реального процесса на математическом языке.
Можно выделить три этапа математического моделирования:
I этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
II этап – внутримодeльное решение (то есть нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);
III этап – интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.
В процессе решения текстовой задачи наиболее сложным представляется перевод текста с естественного языка на математический, то есть I этап математического моделирования. Чтобы сделать эту процедуру наиболее доступной для ребенка, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы и другие. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё – к математической, на которой и происходит решение задачи.
В ходе работы над текстовой задачей учитель формирует у учащихся умение переходить от модели одного вида к другой. Скажем, на этапе анализа задачи возможен переход от словесной модели к высказывательной, где в процессе моделирования отбрасывается лишняя информация, которая не влияет на содержание задачи.
Частое использование однообразных по строению моделей искусственно задерживает у детей развитие способностей к мышлению.
Разумно переходить от одной модели к другой, что позволит использовать разнообразные приемы работы над задачей.
Вспомогательные модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.
Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и так далее), они могут быть представлены разного рола инсценировками сюжета задач.
Графические модели используются, как правило, для обобщенного схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:
рисунок;
условный рисунок;
чертёж;
схематичный чертёж (или просто схема).
Таблица как вид знаковой мoдели испoльзуется главным oбразом тoгда, кoгда в задачe имeeтся нeсколько взаимосвязанных вeличин, каждая из которых задана одним или нeсколькими значeниями. Например, «Автoмoбиль за 6 часов прoeхал 480 км. Какoe расстoяние мог бы проехать автoмобиль за тo же время, если бы увеличил скорость на 12 км/ч?»
S
v
t
I
480 км
?
6 ч
II
?
V +12
6 ч
К моделям, выпoлненными на матeматическом языке, отнoсятся: выражение, уравнение, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Oстальные мoдели, все схeматизирoванныe и знакoвыe, выпoлненныe на eстествeнном языке, - это вспoмoгательные мoдели, которые oбеспечивают пeреход от текста задачи к математической модели. Использование вспомогательных моделей на уроках математики в начальной школе, несомненно, влечёт за собой развитие логического мышления.
Решение текстовых задач на уроках математики в 4 в классе привели к развитию логического мышления. Это можно увидеть на примере самостоятельной работы, использовались задачи разных видов. В самостоятельной работе были 3 задачи:
1) Расстояние между городом и зимовкой 150 км. Из города к зимовке выехали аэросани со скоростью 60 км/ч. В это же время навстречу им из зимовки по той же дороге вышел лыжник со скоростью 15 км/ч. На каком расстоянии от зимовки он встретил аэросани?
2) Расход бензина для легкового автомобиля 9л бензина на 100 км пути. Сколько литров бензина потребуется на 500 км пути?
3) Начерти квадрат стороны которого 4 см. Найди его площадь и периметр.
Проанализировав самостоятельную работу, получили следующие результаты:
Количество обучающихся по списку.16 (100%)
Выполняли работу...16 (100%)
Выполнили работу без ошибок...8 (50%)
Ошиблись в задаче №1.2(18,75%)
- не верно выбрано решение.2 (18,75%)
Ошиблись в задаче №2.5 (31,25%)
- не правильно обозначили Р или S .4(25%)
- не правильно начертили.4(25%)
- не верно выбрано решение1(6,25%)
6. Ошиблись в задаче №3..3(18,75%)
-в выборе схемы.1(6,25%)
- в ходе решения.2(12,5%)
- в вычислении..2(12,5%)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По анализу самостоятельной работы видно, что половина класса написали работу без ошибок. 8 детей написали работу с ошибками в 1 или в 2 задачах. Среди учащихся со слабым развитием логического мышления Демакина Ксения. Она допустила ошибки в 2 задачах (у нее имеется заключение ПМПК);
Баранов Владимир допустил ошибки в двух задачах (у него имеется заключение ПМПК). Почти все учащиеся с высоким и средним уровнем развития логического мышления выполнили работу без ошибок или допустили 1 ошибку.
Из данного анализа можно сделать следующие выводы: систематическое использование вспомогательных моделей при решении текстовых задач оказало положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие самого логического мышления. Но эту работу необходимо целенаправленно продолжать внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов не только в выполнении заданий со вспомогательными моделями, но и в других видах заданий, а также по другим предметам.
Заключение.
Решая текстовые задачи на уроках математики можно получить положительную динамику развития логического мышления младших школьников.
Основной цeлью матeматическогo oбразoвания должнo быть развитиe умeния мыслить матeматичeски, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать использование на уроках математики различных видов вспомогательных моделей, решение различного рода нестандартных логических задач. Работа учителя в этом направлении сегодня является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.
Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода задач.
Список используемой литературы
Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого – педагогическая практика. Учебно- методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 288 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с.
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Root Entry