Разработка открытого урока по физике в 9 классе по теме Закон всемирного тяготения.



Открытый урок
по физике в 9 классе «Закон всемирного тяготения»
Подготовила и провела:
учитель физики
Пилюгина Д.Д.
Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить формирование у школьников познавательного интереса путем вовлечения в обсуждение проблемных ситуаций при изучении нового материала
способствовать углублению знаний о законах механики
Развивающие:
способствовать формированию умений навыков выделения главного в учебном материале
способствовать формированию навыков обобщения
Воспитательные:
содействовать формированию познаваемости окружающего мира и природы
способствовать формированию коммуникативных навыков и критического мышления
Тип урока – урок усвоения нового материала
Ожидаемый результат – усвоение закона всемирного тяготения,
границ его применимости и осознание физического смысла гравитационной постоянной
Оборудование:
Видеофрагмент «Сила всемирного тяготения»;
Таблица «Сила всемирного тяготения»;
DVD – диск.
Ход урока
Введение. Виды сил в природе.
Сегодня мы проводим урок, посвященный силе всемирного тяготения. Ваша задача: разобраться в особенностях этой силы и понять формулу определения силы всемирного тяготения, отметив, от чего и как зависит эта сила.
При изучении физики мы называем огромное количество сил. Это сила трения, сила тяжести, сила упругости, магнитная сила, электрическая сила и т.д. Но все эти силы делятся на две группы: электромагнитные и силы всемирного тяготения.
Сегодня мы подробно изучим силы всемирного тяготения.
Формулировка закона всемирного тяготения.
Между двумя любыми материальными точками действует сила взаимного притяжения, прямо пропорциональная произведению масс этих точек и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:


Эта формула дает точный результат,
если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием меду ними,
оба тела однородны и имеют шарообразную форму,
если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела любой формы, находящегося у поверхности этого шара или вблизи него.

Свойства сил всемирного тяготения.
Сила всемирного тяготения направлена вдоль прямой, соединяющей материальные точки, т.е. центры масс двух тел (эти силы центральные);
Это сила только сила притяжения;
Т.к. взаимодействуют каждые из двух тел, то по третьему закону Ньютона они направлены вдоль одной прямой и противоположно направлены;
Эти силы приложены к разным телам, поэтому они не могут друг друга компенсировать;
По природе эти силы гравитационные;
Эти силы нельзя экранировать;
Они действуют на любые тела Вселенной.
Гравитационная постоянная.
В законе всемирного тяготения G – гравитационная постоянная (коэффициент пропорциональности, (одинаковый для всех тел).
В 1798 году гравитационная постоянная была измерена английским физиком Генри Кавендишем с помощью крутильных весов. (Демонстрация видеоклипа)
G = 6,67
· 10-11 13 QUOTE 1415.
Физический смысл гравитационной постоянной.
Она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел, массой по 1 кг каждое, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга.

В заключении необходимо выделить основные идеи и понятия, рассмотренные во время урока.

Закрепление нового материала
Вопросы:
1.Какое явление называется всемирным тяготением?
2. Кто и когда открыл закон всемирного тяготения?
3. Как читается закон всемирного тяготения?
4. В каких случаях можно применять закон всемирного тяготения?
5. Притягивается ли к Земле яблоко, висящее на ветке дерева?
Тестирование
Какая из этих сил является проявлением закона всемирного тяготения:
сила трения,
сила тяжести,
сила упругости,
сила Архимеда.
2.В каком месте Земли сила притяжения тел наименьшая:
1) на северном полюсе,
2) на южном полюсе,
3) на экваторе,
4) в средних широтах.
3.Космический корабль удаляется от Земли. Как изменится сила тяготения, действующая со стороны Земли на ракету, при увеличении расстояния до центра Земли в 2 раза:
1) не изменится,
2) уменьшится в 2 раза,
3) увеличится в 2 раза,
4) уменьшится в 4 раза.
4.Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила тяготения уменьшилась в 4 раза:
1) увеличить в 2 раза,
2) уменьшить в 2 раза,
3) увеличить в 4 раз,
4) уменьшить в 4 раз.
5.Вокруг планеты массой М движется спутник массой m. Какое утверждение о силе притяжения, действующая со стороны планеты на спутник верно:
1) прямо пропорциональна М и не зависит от m.
2) прямо пропорциональна m. и не зависит от М,
3) прямо пропорциональна М и m.
4) не зависит ни от М , ни от m.
6.Как изменится сила тяготения между телами, если одно из них заменить другим, масса которого в 4 раза больше:
1) увеличится в 2 раза,
2) уменьшится в 2 раза,
3) увеличится в 4 раза,
4) уменьшится в 4 раза.
7.Масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Чему равно отношение силы всемирного тяготения F1, действующая со стороны Земли на Луну, и силы F2, действующая со стороны Луны на Землю:
1) 1/81,
2) 1/9,
3) 1,
4) 81.
8.Сравните силы притяжения между Землей и яблоком:
1) сила притяжения, действующая со стороны яблока на Землю больше,
2) сила притяжения, действующая со стороны Земли на яблоко больше,
3) эти силы одинаковы,
4) нельзя дать однозначный ответ.
9.В каком случае можно использовать закон всемирного тяготения при определении силы притяжения между:
1) столами,
2) столом и стулом,
3) яблоком и Землей,
4) Землей и Луной.
10.Какое из этих явлений не является проявлением силы всемирного тяготения:
1) приливы и отливы,
2) снежные лавины,
3) движение планет вокруг Солнца,
4) инерция.
Домашнее задание.
А.В. Перышкин «Физика. 9 класс». § 15 – 16. Выучить формулы и свойства сил всемирного тяготения.

ђ Заголовок 115