Урок по окружающему миру для 3 класса «Осторожно, животные!»
Тема урока: Осторожно, животные!
Цели урока.
Обеспечить усвоение учащимися: представления об осторожном обращении с дикими и домашними животными.
развивать умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Развивать речь, логическое мышление через сравнение и установление причинно-следственных связей.
Расширять кругозор, используя выступления детей, развивать внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Оборудование:
Кроссворд
Правила безопасности.
Энциклопедии для учащихся
Учебник для 3-го класса «Окружающий мир. Обитатели Земли (ч.1)» , авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.О.Бурский, А.С.Раутиан.
Тест (резерв)
Ход урока:
Организованный момент.
- Начнем урок с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. А чтобы ваше настроение стало еще лучше, вам необходимо поработать на уроке, чтобы получить удовлетворение от своего труда. Работать будем в группах.
- Каким должно быть взаимодействие между ребятами в группе, между группами?
Группа «Специалисты по змеям»
Группа «Специалисты по диким животным»
Группа «Специалисты по клещам»
Группа «Специалисты по осам и пчелам»
Группа «Специалисты по собакам и кошкам»
Группа «Специалисты по домашним животным»
Группа «Специалисты по опасным животным»
Группа «Специалисты - медики»
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.
1. Работать надо дружно.
2. Спокойно высказывать своё мнение.
3. Терпеливо выслушивать мысли товарища.
4. Вместе находить правильное решение.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Кроссворд
- Начнем урок с блиц-опроса. Каждая группа, ответив на вопрос, сможет разгадать слово из кроссворда.
(вопросы)
Животные с шестью или восемью конечностями, состоящими из члеников
Активно двигающиеся кишечнополостные животные
Сухопутные позвоночные животные, покрытые шерстью
Сухопутные позвоночные летающие животные, покрытые перьями. Откладывают яйца.
Животные с четырьмя конечностями и голой кожей
Животные с покровом из чешуи и плавниками
Холоднокровные животные с четырьмя конечностями и кожей, покрытой чешуей.
Ж
1.
ч
л
е
н
И
с
т
о
н
о
г
и
е
2.
ч
е
р
В
и
3.
м
л
е
к
О
п
и
т
а
ю
щ
и
е
4.
п
Т
и
ц
ы
5.
з
е
м
Н
о
в
о
д
н
ы
е
6.
р
Ы
б
ы
7.
п
р
Е
с
м
ы
к
а
ю
щ
и
е
с
я
- Какое ключевое слово получилось.
- О чем пойдет речь на уроке?
(видеоролик)
- Как изменилось настроение в конце видеоролика?
- Почему?
- Какой вывод о поведении животных можно сделать?
- Почему так названа тема урока «Осторожно: животные»?
- Каких животных следует опасаться?
2. Целеполагание
- О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Как себя вести при встрече с животными)
- Какие цели поставите на уроке? (узнать, чем опасны животные, познакомиться с правилами осторожного обращения с животными, правилами поведения и оказания первой помощи при укусах животных)
3. Лабиринт
- Помогите Юле с Ромой добраться до станции. Путь нужно выбрать наиболее безопасный. (р/т с.53)
(лабиринт)
Какие опасности могут подстерегать на этом пути? Как их избежать? (Ученики представляют свои варианты решения)
Перенесемся в квартиру наших друзей, Юли и Ромы.
Рома собирается в поход в ближайший лес. (Сценка)
ЮЛЯ: Рома, будь осторожна, лесные животные могут быть опасны.
РОМА: Да, я знаю! В лесу встречаются ядовитые змеи. Но если увидишь желтые пятна на голове у змеи, то можешь взять её в руки: ведь это уж.
Учитель: Что посоветовала Юля? Стоит ли брать диких животных в руки?
ЮЛЯ: Нет, лучше вообще не брать диких животных в руки. Это опасно и для тебя, и для них.
Учитель: Достаточно ли такой информации, чтобы убедить Рому? (Нет.)
-Тогда Юля пошел искать информацию на сайте интернет.(Ученица, в роли Юли подходит к компьютеру и имитирует движения, читает)
ЮЛЯ: Нашла! В прошлом человек сталкивался с множеством страшных возбудителей болезней и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний. Благодаря гигиене были побеждены многие опасные болезни. Достижение медицины и прививки сделали жизнь людей безопасней. Но обратной стороной этого процесса стала незащищенность перед множеством заболеваний, с которыми они перестали сталкиваться, живя в городе.
- В отличие от людей дикие животные ведут постоянную борьбу за жизнь. Они лучше приспособлены к тем возбудителям, с которыми сталкиваются. Вот почему, беря в руки дикое животное, вы подвергаете себя опасности.
- Мы уже знаем, что животные бывают дикие и домашние. Как вы думаете, какие опасности могут возникнуть при встрече с ними? (Ученики высказывают различные мнения.)
4. Работа над основным вопросом урока «Каких животных следует опасаться?».
- По группам продумайте и составьте кластер чем может быть опасно каждое животное?
Домашние:
клюнуть;
укусить;
испугать лаем;
заразить болезнью;
напасть и испугать;
уколоть.
Дикие:
укусить и заразить болезнью;
укусить и отравить ядом;
напасть и загрызть;
напасть и испугать;
уколоть;
ударить;
толкнуть.
- Может быть каких-то опасностей не хватает? Что бы вы добавили?
- ТАК КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ?
- ВСЕ!!!
- Действительно, ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ.
Поиск решения проблемы.
- Проверим, кто из нас прав. Для этого проведем исследование. Работать будем по группам.
Каждая исследовательская группа получает задание. По окончанию работы вам предстоит предоставить отчет.
1.гр. - Специалисты по змеям
2 гр.- Специалисты по диким животным
3 гр.- Специалисты по клещам
4 гр. – специалисты по пчелам и осам
5 гр.- специалисты по птицам
6 гр.- специалисты по домашним животным
7гр.- специалисты по опасным животным
8 гр.- медики
Отчеты групп
1. Специалисты по змеям (1 чел)
* учебник с.117 3 абз.
*медики 1 учебник с. 117 абз. 4
Энциклопедия: «В случае если змея всё-таки укусила, нужно тут же найти взрослых и рассказать им. Пострадавшего необходимо положить в постель, дать тёплое питьё и срочно вызвать врача. Только доктор может дать противоядье от укуса. В случае продолжительного ожидания можно промыть рану слабым раствором марганцовки и положить холод на место укуса. Рука или нога, которую укусила змея, надо держать неподвижно.»
2. Специалисты по клещам (2 чел)
* Энциклопедия: «Вместе с пробуждением природы пробудились и те, кого мы совсем не рады видеть – клещи. Именно в апреле - мае, а также и в сентябре - октябре наблюдается пик активности этих опасных для человека насекомых.
Попав на открытый участок тела человека, клещ присасывается, что происходит абсолютно безболезненно из-за впрыскиваемого под кожу обезболивающего вещества, и может стать причиной весьма серьезных и трудноизлечимых заболеваний. Для домашних животных клещи также очень опасны.»
* Энциклопедия: «Общие правила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
1. Если Вы решили совершить лесную прогулку, оденьте головной убор, защищающий голову.2. Одежда должна закрывать тело. 3. Сразу после прогулки тщательно осмотрите все тело. Временной промежуток между попаданием клеща на одежду и тем моментом , когда он присосется может составлять несколько часов. 4. На садовом участке трава должна быть подстрижена. Тогда клещам негде будет жить около вашего дома.»
*Медик 2
Энциклопедия: «Если Вы, все-таки, обнаружили впившегося клеща, смажьте его жирным кремом (таким образом, Вы закроете ему доступ кислорода) и обратитесь в ближайший травмпункт, где клеща извлекут.
Для того, чтобы обезопаситься от клещевого энцефалита, можно сделать прививку.»
3. Специалисты по насекомым
*учебник с.117 (5 абзац)
* Энциклопедия: «Укусы пчел и ос сходны по характеру повреждения. Различие между ними состоят в том, что первая жалит лишь однократно, выпуская при этом яд и оставляя жало, а вторая способна укусить несколько раз. На месте укуса возникает жгучая боль, затем отек, покраснение и зуд в месте укуса.»
*медики 3
Энциклопедия: «При первой помощи:
– извлекают из кожи жало;– обрабатывают рану слабым раствором марганцовки или перекисью водорода;– затем к месту укуса прикладывают холод;»
* Энциклопедия: «При укусе комары или слепни вводят под кожу вещество, препятствующее свертыванию крови (чтобы вдоволь ее напиться). Волдырь и зуд, возникающие на месте комариного укуса, – аллергическая реакция.»
*медики 4Энциклопедия: «В большинстве случаев реакция эта неопасна – достаточно протереть место укуса сухой содой или раствором соды и смазать зеленкой. В качестве профилактики укусов комара надо использовать специальные спреи и мази от комаров.»
4. Просмотр в/фрагмента (7 мин)
5. Специалисты – орнитологи
* Энциклопедия: «Пернатые питомцы также могут быть опасны. ГРИПП ПТИЦ – инфекционное заболевание птиц. Однако имеется реальная опасность заражения этим заболеванием и человека. Она возникает при тесном контакте с больной домашней и дикой птицей.
21 случай заболевания орнитозом зарегистрирован в конце прошлого года в Курганской области, в Оренбургской – 15. Разносчиком инфекции стали попугаи, поступившие контрабандным путем. Но, оказывается, заразиться этим опасным заболеванием можно от обычных голубей и ворон, обитающих на наших улицах.»
* Энциклопедия: «КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ОРНИТОЗА
Покупайте декоративных птиц в специализированных магазинах, требуйте у продавца ветеринарную справку.
Если ваша домашняя птичка вдруг заболела (резко изменилось поведение, она стала вялой, пропал аппетит, воспалились глаза, появились насморк и слезы), несите питомца к ветеринару.
Если после контакта с больной птицей (например, вы подобрали замерзающего голубя) у вас резко поднялась температура, немедленно обратитесь к врачу.»
*Медики 5 – учебник с.117 (1 абзац)
6. Специалисты по диким животным
Энциклопедия: «Первая и главная опасность - укус животного, и как следствие - заражение вирусом бешенства. В природе этот вирус широко распространен, передают его дикие лисы, волки, мыши, крысы, белки, хорьки, летучие мыши и даже ежи. Дикие животные часто контактируют с бродячими собаками, а те, в свою очередь, передают вирус бешенства домашним животным и человеку. Опасны как укусы, так и царапины, так как вирус может находиться на когтях животных, в их слюне.
Также опасны клещи, которые живут на животных. Среди них имеются такие, которые разносят тяжелые заболевания»
*Медики 6 – учебник с.117 (2 абзац)
7. Диалог Юли и Ромы
ЮЛЯ: Зачем ты гладишь собаку? Ведь ты ее совсем не знаешь?
РОМА: Но она же не рычит. И потом я люблю собак.
- А вы как думаете?
8. специалисты по домашним животным
*учебник с.118
*медик 7 учебник с.119 (1 абзац)
*учебник с.119 (2 абзац)
*Презентация исследовательской работы «Домашнее животное. Любимец или источник заражения?»
V. Работа над правилами обращения с животными.
- Как же может и должен себя обезопасить человек? (Должны быть какие-то правила поведения с животными.)
- Вам предстоит продумать правила обращения с домашними и дикими животными.
Домашние:
не подходить к домашним животным без разрешения хозяина;
делать прививки в ветеринарной службе;
при укусе, обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу;
можно гладить всех;
можно всех дразнить;
быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Дикие:
не подходить к диким животным;
не брать на руки диких животных;
не ходить в лесу в открытой обуви;
не трогать змей, дать им спокойно уползти;
при укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу;
при укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу;
можно в лесу ходить в легкой одежде;
можно всех животных дразнить;
можно всех гладить;
можно животных кормить.
- Послушайте выступления друг друга.
VI. Самостоятельное применение знаний (резерв)
Тест.
-На столах у вас лежат тесты. Выполните их.
III. Подведение итогов.
- Можно ли ваши рекомендации-правила раздать по классам, чтобы остальные ребята ими пользовались?
- Какое значение имеет полученная на уроке информация лично для вас?
- Закончи предложение
- Спасибо за работу.
IV. Домашнее задание.
Подготовить книжку-малышку для дошкольников «Правила поведения с животными»
Памятка «Как правильно вести себя с домашними животными».
Не подходить к домашним животным без разрешения хозяина.
Делать прививки в ветеринарной службе.
При укусе обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу.
Быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Памятка «Как правильно вести себя с дикими животными».
Не подходить к диким животным.
Не брать на руки диких животных.
Не ходить в лесу в открытой обуви.
Не трогать змей, дать им спокойно уползти.
При укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу.
При укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу.
15