Русская литература. Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська».


7 «Б» класс Урок 53 Русская литература
Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа.
Цель: 1. Способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога и речевых характеристиках персонажах; 2. способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; 3. продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.
Тип урока: комбинированный
Оборудование, наглядность: интерактивная доска, учебное пособие, раздаточный материал
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Подготовка к восприятию - Психологический настрой учащихся (2 мин).
Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…
Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.
— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.
Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:
— А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
— Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала:
— Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.
Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
— Держи! — сказал он девочке. — И неси осторожно!
Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.
— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.
Девушка заявила:
— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.
Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.
Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…
3. Опрос домашнего задания – чтение и краткий пересказ по главам «Детство» Л.Н. Толстого
4. Определение целей урока (2 мин).
-знать о личности Л.Н. Андреева, истории создания рассказа «Баргамот и Гараська»;
-уметь анализировать прозаическое произведение.
5. Слово учителя (5 мин)
1) О Л.Н. Андрееве
2) О истории создания рассказа
Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера и стал первым шагом начинающего писателя к литературной славе. Герои рассказа имели реальных прототипов, хотя его сюжет, вероятнее всего, вымышлен. Фамилия городового Баргамотов явно происходит от прозвища, так как характеризует, прежде всего, внешний его облик. Баргамот (бергамот) - один из распространенных в России Х1Х века сортов груш.
Леонид Андреев вспоминал, что рассказ в редакции был принят без всякого восторга, и это казалось ему закономерным, так как он сам о своем произведении был «мнения среднего». «Нельзя поэтому передать моего удивления, - рассказывает писатель в дневнике, - когда я являюсь в понедельник … в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська»… Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы». -- Что вы знаете о Пасхе? (пост, накануне пасхи, пасхальное воскресенье)
6. Физминутка
7. Словарная работа
Разговеться - по прошествии поста поесть скоромной пищи.
Благостная весть - приятная весть, весть, приносящая благо
Великопостные колокола - звон таких колоколов размеренный, а на Пасху- весёлый перезвон.
Обедня - церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.
8. Чтение рассказа учителем, затем учащимися по цепочке.
9.Работа по рассказу
== Каковы ваши впечатления от рассказа?
== Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением?
«Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».
В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто.
== Скажите, кто такой Баргамот.
«Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».
== Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?
«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»
== Скажите, а какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов)
== А почему автор даёт такую фамилию своему герою?
«Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»
== В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем?
Прочтите эти словосочетания:
«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»
== Но почему, не смотря на иронию нам очень симпатичен этот человек?
«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подарит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».
== Кто является вторым героем рассказа? Найдите моменты в рассказе, где автор, знакомя нас с
Гараськой, использует юмор. (Гараськина беседа со столбом)
Уже в описании Гараськи юмор какой-то грустный. Гараська паясничает, но за этим клоунством видна боль его души. Но пока мы, читатели эту боль не замечаем.
- И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог.
== А что происходит дальше? «Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».
== Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним.
«Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»
== Заслужил ли Гараська такого отношения?
«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»
== И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите.
== А что происходит дальше?
«Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».
==А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел)Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.
== А как после этого меняется поведение Барагамота?
«В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость - чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»
Прочтите
== Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден)
А какие чудеса происходят в доме Барагмота?
«Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».
== А что происходит с душой Баргамота?
«В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон. А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Ванятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».
== А какова концовка рассказа?
«У Гараськи, оказывается, есть полное имя - Герасим Андреевич. И Гараська искренне плачет от того, что сегодня впервые его назвали полным именем»
10. Домашнее задание: Характеристика образов Баргамота и Гараськи (кластер)
11. Подведение итогов. Выставление оценок.. (Рефлексия)