Технология развития критического мышления на уроках русского языка. Обобщение опыта.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Развитие общества и производства привело к тому, что в настоящий момент важна не столько внешняя образованность человека, сколько развитие в человеке навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. В настоящий момент школа должна воспитать ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческом опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.
Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мой педагогический стаж – 18 лет. За это время у меня накопился достаточно большой опыт. За время работы в МБОУ «Чернухинская СШ» осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Читаю много литературы по теме, постепенно осваиваю терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу уроки с использованием данных технологий.
Я считаю, что система развития критического мышления - это не школьная программа, а новый универсальный способ организации учебного процесса, применимая к любому предмету и любой программе.
Актуальность опыта
Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.
Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией.
Требования к выпускнику XXI века.
самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Традиционная школа только знакомит учащихся с продуктом мышления, редко демонстрируя сам процесс получения и применения данного продукта. Отсюда часто стереотипное мышление учащихся и выпускников школ, не умеющих применять выученное (а подчас просто заученное) в реальной жизни. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. проблема - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Причинами, вызвавшими проблему, являются следующие противоречия:
Противоречие между традиционными, сложившимися способами структурирования и преподавания предметных знаний и необходимостью его проблемной организации в современных условиях;
Противоречие между необходимостью становления инновационного поведения учащихся и несформированностью технологии освоения способов творческой деятельности в процессе изучения школьных предметов;
- Противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетенции учащихся и отсутствием соответствующих организационных форм в образовательной системе школы.
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для развития мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1) введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения предмета, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к критическому мышлению и рефлексии;
2) осуществление переноса уже имеющихся знаний и способов действий в новую ситуацию;
3) создание условий для приобретения учащимися коммуникативных компетенций, необходимых для дальнейшего образования;
4) использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника;
6) развитие навыков самообразования и самоконтроля учащихся.
Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил , Стемпл, Уолтер.
Причины появления: модель образования США нуждалась в коренной перестройке; нужны были новые цели и ценности образования. Важен был не набор знаний, а обучение способам деятельности и мышления; нестабильность и изменчивость мира, знания устаревают, через 25 лет будут востребованы только 10-15 % знаний, которые дети получают в школе; переход общества к информационному, информационный бум; возрастание роли человеческого фактора; становление демократического правового государства; развитие рыночной экономики. Отсюда появилась необходимость воспитания нового поколения. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др.
Разработчики программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» учат вовсе не чтению и письму как таковому. То есть, конечно, утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное - не работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат американские (а теперь и наши) педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
Я убедилась в том, что технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.
Теоретическая база опыта
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.
В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
Степень новизны опыта
Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
1. В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления к условиям учебного заведения, в котором я работаю.
2. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
3. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.4. В использовании нетрадиционных типов уроков.
5. Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Технология опыта
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
Вызов ориентирован на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Для того чтобы уроки были интересными, разнообразными, иформационно насыщенными, я стараюсь использовать различные методические приемы данной технологии.
Приём «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Тема «Местоимение»
 Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
 В предложении местоимения бывают только подлежащим.
 В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
 Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
 Местоимения изменяются по падежам и числам.
 В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.Приём «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

При изучении в 8 классе темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

V При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.
V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.
V I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)
[О: О, О, О].
+ Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:
Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.
[О, а именно: О, О и О].
: Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив в соответствии со своими пометками таблицу
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Результативность опыта
О результативности опыта свидетельствуют:
- повышение интереса к урокам русского языка и литературы, чтению художественной литературы;
- повышение качества знаний по предметам;
- конкурентоспособность выпускников школы.
Эти результаты достигнуты планомерной работой по изучению и применению передового опыта, новых технологий обучения, постоянным мониторингом продвижения учащихся и рефлексией учителя.
Заключение
Перед каждым учителем стоит главная задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуальна технология развития критического мышления. Приемы и методы данной технологии помогают ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст, сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками и справочниками. Самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.