Конспект урока по литературному чтению на тему : Рассказ «Федина задача» Н.Н. Носова
Тема урока: Рассказ «Федина задача» Н.Н. Носова
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить учащихся с содержанием рассказа Николая Николаевича Носова «Федина задача».
Задачи урока:
Образовательная: обучать элементам литературного анализа текста.
Развивающие: совершенствовать технику чтения, развивать логическое мышление, память и внимание, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Воспитательная: на основе содержания текста воспитывать нравственные качества (стремление избавиться от своих недостатков).
Оборудование: портрет Н.Н. Носова, выставка книг Н.Н. Носова, компьютер, проектор, экран, презентация, материалы для рефлексии.
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
1.Организационный момент.
1 мин
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Подровнялись, собрались.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.
2.
Пятиминутное чтение.
5 мин
Подготовка к чтению.
Читаем на месте всё произведение, а у доски только одно шестистишье. Читаем выразительно, стараемся.
Жалко взрослых мне бывает.
Не пойму я взрослых этих,
Все у них наоборот:
Сразу тянутся к котлете
И не смотрят на компот!
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В магазин приходим с дедом –
Там горою карамель!
Ну, а дед берет к обеду
Колбасу и вермишель.
Жалко взрослых мне бывает –
Ничего не понимают!
Во дворе такая лужа!
Лучше лужи не найти!
Но сосед вздыхает: «Ужас!
Не проехать, не пройти!»
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В дом вчера принес мышонка
(Я нашел его в саду).
Закричала мама звонко:
«Я сейчас с ума сойду!»
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!..
Читают сначала самостоятельно, а потом у доски по желанию.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.
3.
Сообщение темы и цели урока.
1 мин
Включение учащихся в учебную деятельность.
Сегодня мы с вами прочитаем рассказ, уже известного нам писателя Николая Николаевича Носова, «Федина задача».
- Можно ли по названию определить, о чем будет рассказ?
Слушают учителя.
Рассказ о том, как мальчик Федя решал задачу.
Регулятивные: умение определять тему урока.
Коммуникативные: умение находить ответы на вопросы.
4.
Усвоение нового материала.
20 мин
Включение нового материала в систему знаний.
Слово об авторе. Портрет.
- Что вы знаете об этом авторе?
Послушайте факты биографии писателя, а потом я вам задам вопросы по прослушанному.
Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908 в Киеве, в семье актера. Не сразу стал писателем, сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института был кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны был награжден боевым орденом Красной Звезды.
О том, чтобы быть писателем и не
думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына.
Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. Его рассказы интересные и смешные. В больших городах в библиотеках были специальные залы, предназначенные для чтения книг Носова.
- Как вы думаете, почему?
- Как нужно вести себя в библиотеке, а особенно в читальном зале?
- Какие факты биографии писателя запомнили?
- Вспомните, с какими произведениями вы уже знакомы?
Выставка книг.
2) Словарная работа.
В тексте вам встретятся трудные слова. Как вы их понимаете?
3) Чтение текста.
Ребята, мы сейчас будем читать текст по частям. Будьте внимательны, вам нужно будет ответить на вопросы.
1 отрывок
- Когда происходило действие?
- Как зовут главного героя?
- Как зовут сестру Феди?
- Что собирался делать Федя, когда пришел домой?
- Как подготовился Федя к решению домашнего задания?
2 отрывок
- Что было задано на дом Феде?
- Кто появился на экране вместо диктора?
- Почему, по Фединому мнению, король противный?
3 отрывок
- Почему Федя не узнал, справился ли портной со своей задачей?
4 отрывок
- О чем говорилось у Феди в задаче?
- Откуда у Феди в задаче взялись одеяла и простыни?
5 отрывок
- Чем закончилась работа Феди над задачей?
- Почему Федя решил пойти к своему другу?
- А почему Федя не смог сам решить задачу?
Слушают учителя, рассказывают, что знают о Н.Н. Носове.
Читатели смеялись и мешали окружающим.
Нужно не мешать окружающим.
«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Заплатка», «Фантазёры».
Диктор - человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов.
Концерт по заявкам – когда люди звонят или пишут на радио и заказывают песню.
Чурбан - обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).
Кафтан - русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Титулярный советник - высокий служебный чин в дореволюционной России.
В море полудённом - в море в середине, в полдень.
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Зимой.
Федя.
Рина.
Делать уроки.
Включил телевизор, достал задачник.
Читают.
Задача № 639 « На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом»
Певец.
Блоха ему милей родного брата.
Читают.
В песне про это не говорилось.
Читают.
О ржи.
Он прочитал другую задачу.
Читают
Он пошел к своему другу Юре Сорокину.
Он не смог решить задачу и пошел к Юре, чтоб тот помог.
Ему мешал телевизор.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) при словарной работе.
Познавательные: работа с информацией;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнеров, находить неточности и корректировать их.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
3 мин
Своевременная релаксация.
Физминутка. А сейчас отдохнем, проведем физминутку.
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину вы держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два!Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели-встали, сели-встали. Ванькой - встанькой словно стали.Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора!
Гимнастика для глаз (таблица Шульте).
Мы с вами сидели, устали, но больше всего устали наши глаза. Сделаем гимнастику для глаз.
Ребята, сейчас вы прочтете таблицу цифр, выстроив её в логическом порядке от 1 до 25.
Повторяют движения.
Делают гимнастику для глаз.
Регулятивные: умение делать по образцу.
5.
Закрепление нового материала.
10 мин
Закрепление нового материала в системе знаний.
1) Эксперимент.
Работаем дальше. Откройте любую страницу учебника и прочитайте два абзаца. На это вам 1 минута. (В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
- О чем вы прочитали на этой странице?
- Какой из этого можно сделать вывод?
2) Работа в группах.
-Сейчас мы будем работать по содержанию рассказа, а для этого нам необходимо разделиться.
1 группа «Мыслители»
Представьте встречу Юры и Феди.
Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Инсценирование.
2 группа «Исследователи» -
Какой номер был задан Феде? Сколько раз Федя начинал читать задачу? Найдите ответ в тексте.
3 группа «Аналитики»
Подобрать пословицы и поговорки к рассказу.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Дело мастера боится.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
Не спеши языком, спеши делом.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Всему своё время.
Работа не волк, в лес не убежит.
4 группа «Консультанты»
Составить советы, как правильно готовить домашнее задание.
3) Чтение понравившегося эпизода.
Прочитайте понравившийся вам фрагмент монолога героя, выражая его недовольство, недоумение и неудачные попытки сосредоточиться. (Спрашивать детей, которые еще не читали)
Читают текст в учебнике.
Не поняли из-за музыки.
Нельзя делать два дела одновременно.
Делятся на группы.
Инсценируют встречу Феди и Юры.
Задача № 639.
6 раз.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
Всему свое время.
Нужно делать уроки в тишине, начинать нужно с любимых, лёгких предметов, а затем переходить на более трудные, отдыхать, проводить физкультминутки.
Читают понравившийся эпизод.
Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
6.
Итог урока.
3 мин
Подвести итог полученных знаний.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Почему оно так называется?
- Кто автор этого рассказа?
- О чем этот рассказ?
- Какой урок вы для себя извлекли, прочитав этот рассказ?
Я надеюсь, что после этого рассказа многие из вас задумаются и избавятся от своих недостатков.
Федина задача
Потому что Федя решал задачу.
Н.Н. Носов
О дурной привычке учить уроки, включив радио, телевизор.
Нельзя делать уроки и смотреть телевизор, отвлекаться.
Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
7.
Рефлексия.
2 мин
Оценивание учащимися своей работы на уроке.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
Спасибо за урок, вы все молодцы! До свиданья!
Высказываются по уроку.
Регулятивные: формирование умения оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.
15