Олимпиада по литературе школьный этап
Примеры заданий по литературе
9 класс
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Сэмюэл Тэйлор Кольридж
(1772-1834)
ВОРОН
1797
Под дуб, отведать желудей,
Сбежалось множество свиней.
Похрюкивая, с хрустом ели:
В избытке жёлуди поспели.
Когда же ушла ненасытная рать,
Единственный жёлудь остался лежать.
Летел мимо Ворон, невесел он был:
По слухам, он ведьме Печали служил.
Был Ворон чернее, чем сажи комок,
Летел под дождём, но ничуть не промок.
Он жёлудь унёс и в земле закопал,
В долине, где мощный поток протекал.
Куда потом он путь держал?
Низко, высоко летал,
Над холмами, над лугами чёрный Ворон путь держал.
Не одну весну и осень
Ворона по свету носит;
Много лет и много зим -
Мне ли уследить за ним.
И вот он с Подругой назад воротился,
А жёлудь в развесистый дуб превратился.
Построили гнёздышко в ветках повыше
И счастливо жили, растили детишек.
Но вскоре в долину пришёл Лесоруб,
Взглянул исподлобья на воронов дуб,
Блеснули глаза под насупленным лбом.
Без слов Лесоруб застучал топором,
И рухнуло дерево вместе с гнездом.
Разбились птенцы, не умея летать,
Затем умерла безутешная мать.
Срубил Лесоруб все сучки на дубке,
Доставить бревно предоставил реке.
Наделали досок, зачистив весь ствол,
И дуб на добротный корабль пошёл.
Вот вышел он в море, но так уж случилось,
Что страшная буря в тот день разразилась,
И судно разбилось о выступы скал.
Над ним чёрный Ворон кругами летал,
Он слышал предсмертные крики людей,
Он видел, как мачта исчезла в воде.
И он ликовал над пучиной бурлящей,
А Смерти, с крушенья на тучке летящей,
Твердил он спасибо за пир настоящий:
Пусть всё потерял, но ОТМЩЕНЬЯ НЕТ СЛАЩЕ!
Какая тема поднимается в этом произведении? Что в этом стихотворении выходит на первый план, служит уже не средством оттенения чувств поэта к кому-либо, а основным предметом поэтического произведения?
С какой целью автор вводит в стихотворение образ ворона?
Сколько частей условно можно выделить в этом произведении?
Почему Ворон наслаждается местью, взирая с высоты на наказанного погубителя, ведь на корабле, скорее всего, не было ни лесоруба, ни плотников?
Возможный вариант ответа:
В 1797 году Кольридж пишет рождественскую сказку "Ворон" (стихотворение получило подзаголовок "Christmas tale" - рождественский рассказ или сказка). В "Вороне возникает, хотя и более иносказательно, тема возмездия. В этом стихотворении мы видим, как природа и отношение к ней выходят на первый план, служит уже не средством оттенения чувств поэта к кому-либо, а основным предметом поэтического произведения. В стихотворении можно условно выделить три части.
В первой части мы видим в действии заведенный природный порядок, в котором у всего есть свое место, своя роль. Созревают желуди, семейство свиней приходит полакомиться ими, и оставляет один желудь.
Прилетает мудрый дальновидный ворон и уносит последний желудь. желудь ему понадобится много лет спустя.
Описание ворона достаточно традиционно, ворон мудр, ворон черен, ворон по слухам принадлежит колдунье Печали. Однако, кроме этого, ворон еще и гармоничная часть природы (для ворона не страшна буря и дождь), понимающая, в отличие от бездумных животных (свиней), ее законы.
Ворон, широко распространен в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания, что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обуславливается некоторыми универсальными свойствами: резким криком и черным цветом. Ворон воспринимается как посредник между жизнью и смертью; он демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, выступает вестником зла. Умение подражать человеческой речи способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице. Как культурный герой ворон осуществляет посредничество в оппозиции природы и культуры.
Много лет странствовал ворон по земле, и наконец вернулся на то же самое место у реки со своею подругой, чтобы вести здесь счастливую жизнь. Тем временем из желудя вырос дуб, и на нем ворон свил свое гнездо. На этом заканчивается первая часть "Ворона", а вместе с нею - и счастливая жизнь ворона. В природную идиллию, в которой все подчинено мудрым и вечным законам врывается чуждая сила - мрачный лесоруб.
Во второй части основным действующим лицом становится человек. Человек - не только в лице лесоруба, но и в лице "их" - безымянных плотогонов, плотников, кораблестроителей. Человек разрушает счастье Ворона, лишает его семьи.
Между тем человек (в лице лесоруба, плотников и т. д.) целеустремленно продолжает свое дело, не имеющее ничего общего, прямо противоречащее делу природы, расчленяющее природу.
Важную роль во второй части играют слова отделить, расчленить и ободрать, придающие действиям Человека зловещий подтекст: Человек нарушает природные законы, походя разрывает природные связи в своих целях.
Начинается третья часть, описывающая незавидную судьбу корабля. Природа, объединившись со сверхъестественными силами, восстанавливает справедливость.
Ворон наслаждается местью, взирая с высоты на наказанного погубителя. Не важно, что на корабле, скорее всего, не было ни лесоруба, ни плотников: они, как и мореходы, для Ворона - лишь отдельные объективации единого врага - Человека. Ворон вьется над гибнущим кораблем, радостно подпевая шуму бури, вторя последнему крику тонущих.
В заключение Ворон благодарит Смерть, возвращающуюся домой рядом в облаках, за возможность отмщения.
В стихотворении "Ворон" мы находим одно из первых обращений Кольриджа к конфликту между Человеком и Природой. В стихотворении две сверхъестественных фигуры: колдунья Печаль и Смерть являются эпизодическими, служат лишь поэтическим олицетворением настроений и событий. Природа представляется здесь единственным прибежищем поэта.
2. Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Утро» с приведённым ниже стихотворением И.А. Бунина «Вечер». Что сближает лирических героев этих стихотворений?
•
УТРО
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
(Н.М. Рубцов, 1965 г.)
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.А. Бунин, 1909)