Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме Путешествие по водной стихии


HYPERLINK "http://psichologvsadu.ru/pesochnaya-terapiya/zanyatiya-pesochnaya-terapiya/213-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-pesochnaya-terapiya-morskoe-puteshestvie" Конспект интегрированного занятия (песочная терапия): «Путешествие по водной стихии»
Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.
Играя с песком, дети лучше понимают свои желания, реально видят выход из сложной ситуации, творчески изменяют негативную ситуацию или состояние. Игра-сказка помогает формировать у детей навыки культуры общения: умение без крика и ссор мириться между собой; уступать и ждать, когда надо, делиться тем, что нужно самому и спокойно разговаривать, не нарушая игры неуместными вмешательствами.
Опыт показывает, что дети больше любят игры-сказки. Главное, чтобы они были интересными и близкими детям. Основным принципом работы является то, что они непосредственно, полно проживают процесс, являются настоящими героями той или иной сказки. Игры способствуют развитию инициативности, независимости в общении, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. У детей формируются умение справедливо решать конфликтные ситуации, налаживать дружеские отношения.
Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много. Податливость песка дает каждому возможность почувствовать себя творцом, проиграть, «прожить», решить индивидуальные проблемы и научить взаимодействию со сверстниками.
Программное содержание
- Формировать жизненную компетентность детей и ценностное отношение к природе, культуре, людям и собственному «Я».
- Развивать монологическую речь и словесное творчество в игровой и познавательной деятельности через описание, рассуждения, комментарии.
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей в процессе работы с песком на занятии.
концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений в работе с дошкольниками;
-  учить взаимодействию в группе.
Ход занятия в детском саду (песочная терапия)
1. Побудить детей к организованной деятельности.
Педагог:
Дружно вместе мы шагаем,
Путешествуем, играем,
Все у нас получится, мы это знаем,
Открытий новых ждем, знания получаем!
(Дети маршируют по комнате между столами).
2. Дидактические упражнения на классификацию.
Психолог. А теперь - сюрприз! Посмотрите на столы, вы увидите там много интересного. Соберите все и разложите на два стола. На первый стол кладем предметы, созданные человеком, а на второй - предметы, созданные природой. (На столах вперемешку лежат морские ракушки, изделия из пластмассы, резины, вышивка, плоды деревьев, фигурки из корней, уголь, мел, мрамор).
Почему вы считаете, что эти предметы сделаны человеком (природой)? Рассуждения детей.
3. Творческое рассказывание.
Педагог. Природа настоящая волшебница. Посмотрите, какую красоту она создала, а сколько на Земле красивых мест. Это и моря, и горы, и реки. Как все это можно назвать другими словами? (Природные зоны).
Природных зон много, а сегодня мы поговорим о природной зоне, где есть вода. В некоторых из них мы уже побывали. Давайте расскажем, что мы видели и кого встречали в своих путешествиях. А поможет нам «Экоград» (большой лист бумаги, расчерченный на природные зоны (море, река, водопад, болото,). От центра «Экограда» в
природные зоны пролегают тропы).
Педагог. Спасибо за ваши увлекательные истории, а теперь поспешим в дорогу. Интересно, куда мы будем путешествовать в этот раз?
Дидактическое упражнение «Каждому свое место»
(расселить в «Экограде» по природным зонам животных, растения).
Игра «Водопад, море, река»
Психолог: Послушайте внимательно: если скажу «Водопад»-выполняете движение руки вверху и произносим «ш», «Река»- руки опущены вниз, ладони вытянуты вперед, «Море» - руки вытянуты в стороны.
В нашем городе Александровск-Сахалинском есть достопримечательность, еще Итак, называют визитная карточка, это природная зона и там находятся «Три брата». И мы отправляемся к морю отправляемся к морю. Найдите себе товарища и подойдите к песочнице. Как хочется опустить сюда руки и почувствовать прохладу песка.
4. Экспериментальная деятельность детей.
Психолог. Подождите, не торопитесь. Что здесь? Скрепки, гвозди, монетки. Можем ли мы играть пока эти предметы здесь? Как же быть? Как быстро все убрать? (Дети приходят к выводу, что быстрее всего можно убрать металлические предметы с помощью магнита и очищают песок от лишних предметов).
5. Чтение записок и игра «Собираемся в кругу».
Педагог. Здесь есть что-то еще, поищите внимательно. (Дети находят записки, читают на них слова: зонтик, санки, акваланг, очки, кастрюля, рукавицы и др. Обсуждают каждый предмет).
Какие из этих предметов могут понадобиться в сегодняшнем путешествии? (Ответы детей).
Наконец все необходимое отобрано. В путь! (Дети имитируют езду на транспорте, распевая о веселых путешественниках).
6. Песочная терапия.
Педагог. Вот мы и на месте. Давайте просто поиграем с песком. (Раздается тихая приятная музыка). Опустите руки в песок. Что чувствуете? Какой песок? А теперь переверните ладони. Изменились ли ваши ощущения? Что теперь чувствуете?
Дети, давайте вместе изменим рельеф песочной поверхности.
Упражнения с песком«Барханы»
Осторожно, караван! (Дети ладонями меняют рельеф песочной поверхности).
На пути у нас бархан!
Ветер дует тише.
Пусть барханы станут ниже!
Психолог. Проведите по песку ребром ладони, как будто проплыла рыба. Какая рыба может так плавать?
«Черепаха»
Черепаха всех смешит, (дети делают отпечатки ладошками)
Она никогда не спешит.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Педагог. Теперь разгладьте песок. Для следующей игры нам нужна ровная поверхность.
Игра «Превращение».
Я нарисую вам фигуры, а вы попробуйте превратить в предмет. (Дети превращают круг).
Скажите, дети, без чего не может быть моря? (Без воды)
Давайте поиграем в «море» (зона воды) в котором будут жить разные обитатели морских глубин: рыбы, крабы, морские звезды, водоросли, ракушки и т.д. (Дети выбирают обитателей)
расселяют морских животных, украшают ракушками, камешками. Послушайте сказку «Искорка». А каким нужно быть, чтобы были друзья? Сейчас отдохнем на берегу моря. Включается музыка «Звуки моря». На полу покрывало голубое, имитирующее море. Дети рассаживаются на стульчики, закрывают глаза и отдыхают.
Психолог: Глазки закрываются, отдых начинается.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Море спокойное, волны подкатываются к берегу и нежно ласкают пяточки.
Дышится легко, ровно, глубоко.
1,2,3 – глазки открываются.
Психолог: Наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия.
Педагог:
- Ребята,вам понравилось, сегодняшнее путешествие?
- А что больше всего понравилось делать?
-А что труднее всего было выполнить?
-Как вы думаете, нам все удалось?
Педагог-психолог: - Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все у нас удалось. Наше путешествие заканчивается. Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:
Мы - веселые ребята,
Любим дружно мы играть,
И друг другу помогать.
Скажем дружно:
До свиданья, но мы еще придем играть!
Затем ведущий показывает различные изображения проявле-
ний водной стихии в средней полосе России: реки, озера, болота,
ручейка, родника, пруда и т. д. Показ сопровождается воспроизве-
дением аудиоматериалов, содержащих плеск озерной воды, журча-
ние ручья, шум дождя и т. д.
Вопросы
1. Какие чувства и мысли вызывает у вас вода в природе (родник,
ручей, море, роса, облака, дождь и т. п.)? Боитесь ли вы воды?
2. Какая вода, по-вашему, чище: родниковая, из ручья, морская
или из-под крана?
3. Какие «злые» и «добрые», вредные и необходимые человеку про-
явления водной стихии вы можете назвать? Какие чувства они
у вас вызывают?
4. Какие народные представления о водной стихии вам известны?
Какие чувства они у вас вызывают?
Психолог: Мы отдохнули на море и пришла пора рисовать. Подумайте, какая из природных зон вам больше нравится и нарисуйте (родник, река, море, водопад, озеро)