Рабочая программа ОДНКР модуль ОПК 6 класс
1.пояснительная записка
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации № 279-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2011 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015 «О внесении изменений внесённых в федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области № 73 ИОГВ 01/6203 исх. от 11.08.2016 г. «Об организации образовательного процесса
в 2016/2017 учебном году»
Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
Учебного плана МОУ СОШ с.Живайкино МО «Барышский район» Ульяновской области на 2016-2017 учебный год;
10.Примерной программы курса «Библия и её нравственно-этические нормы» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по модулю «Основы православной культуры» Угольнова В.А.
11.Положения о рабочей программе учителя – предметника (ФГОС ООО) муниципальной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
ЦЕЛЬ: Формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Основная цель программы: формирование духовно-нравственных
личностных качеств, творческого развития индивидуальных
способностей учащихся.
Основными педагогическими задачами программы являются:
1. Ознакомить детей с текстами Библии, соотносящимися с важнейшими категориями православной этики.
2. Инициировать и постоянно развивать способности детей к творческому мышлению, к философскому осмыслению жизни.
3. Развивать у детей способность анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами, соединять слово и дело.
4. Развивать в сознании детей чувство сопричастности к истории Отечества, чувство гордости и ответственности за традиции культуры своего народа.
5. Отходить от упрощенного, «чёрно-белого» видения мира, рассматривать людей, их поступки с разных смысловых позиций.
6. Развивать у детей восприятие жизни и человека как наивысшие ценности, самоценности собственной личности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа расширяет и углубляет знания учащихся по основам православной культуры, полученные в 4- 5-х классах. В методике преподавания очень важно строить работу в форме диалога. Главным в диалоге является система вопросов, поэтому в программе часть тем, поставленных в форме вопроса. В ходе диалога учитель должен не стремиться навязывать свою точку зрения, а оставаться равноправным участником диалога. Это одно из правил системно - деятельностного подхода в преподавании, который необходимо применять на уроках. Программа позволяет также широко использовать методы художественной рефлексии, методы самодиагностики.
Принципы обучения:
диалогическое взаимодействие;
приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
актуальность;
опоры на самостоятельность мышления учащихся;
вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Живайкино и программой курса «Библия и её нравственно-этические нормы» в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по модулю «Основы православной культуры» на предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 6 классе отводится 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений.
Общий объём учебного времени составляет 35ч.(35 учебных недель).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогрессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
6. Содержание учебного предмета
Раздел I. Библия – священное Писание христиан.
Тема 1. Библия – книга книг. Что означает слово «Библия». Библия необычная книга. Классики русской культуры о Библии.
Тема 2. История создания Библии. Библия и её авторы. Историческое и географическое подтверждение текстов Библии.
Тема 3. Библия и мировая культура. Европейские календари. Европейская литература, живопись и искусство. Понятие «западная культура» как противопоставленных «восточных культур».
Тема 4. Библейские сюжеты в искусстве. Русская литература, живопись, музыка и Библия.
Тема 5. Построение Библии Ветхий Завет и Новый Завет – две части Библии. Деление Библии на книги, главы и отдельные стихи.
Тема 6. Как читать Библию? Библейские рассказы и притчи. Книги по толкованию Библии. Сюжетные линии в Библии.
Раздел II. Нравственно-этические нормы в книгах Ветхого Завета
Тема 1. Сотворение мира и первые люди на Земле. Добро и зло. Грехопадение и наказание.
Величественная картина сотворения мира в Библии. Красота и поэтичность картины сотворения. Магия цифр в сотворении и делении нашего времени на недели. Сотворение первых людей и их предназначение на Земле. Рай на Земле. Добро и зло и их борьба в мире. Понятие «запретный плод». Понятия «грех» и «грехопадение». Потерянный рай.
Тема 2. Зависть и эгоизм. История Каина и Авеля.
Первые люди на Земле и их занятия. Почему возникают зависть и эгоизм? Первое убийство на Земле. Понятие «вопиющий грех». Все войны на Земле – братоубийство. Можно ли побороть зависть и эгоизм?
Тема 3. Зло рождает и умножает зло. Ной и история Великого потопа.
Почему зло более привлекательно для людей? Зло, как море, может погубить жизнь. Ной и его семья. Построй корабль из добрых дел. Голубь мира. Радуга – радость прощения. Самодиагностика (по шкалам «доброта-злоба»).
Тема 4. Что разделяет людей. Тщеславие и гордыня. История Вавилонской башни.
Общая жизнь на Земле и ее преимущество. Как возникают тщеславие и гордыня? Строительство Вавилонской башни и разделение людей. Смогут ли люди вернуться к общему пониманию?
Тема 5. Истина и долгий путь к ней. История Моисея.
Египетское рабство иудеев. Моисей и его подвиг. Что такое преданность? Исход из Египта. Сорок лет в пустыне – долгий путь к истине.
Тема 6. Десять нравственных заповедей.
Моисей на горе Синай. Заповеди и их толкование в христианской этике. Самодиагностика по исполнению нравственных заповедей.
Тема 7. Героизм и самопожертвование. Страдание и справедливость. История Давида и Соломона.
Поединок Давида и Голиафа. Что такое настоящая храбрость? Мудрое правление Соломона. Понятие «справедливость» в нашей жизни.
Раздел III. Нравственно-этические нормы в книгах Нового Завета
Тема 1. Рождество и новая эра в истории человечества.
Рождество в христианской религии.
Рождество - государственный праздник в России.
Чудесное рождение Иисуса. Рождество и начало нового года. Рождество и наш календарь. Рождество и новая эра.
Тема 2. Чувство вины и очищение. Таинство крещения в христианстве.
Тайное и явное в нашей жизни. Вода как средство очищения в истории человека. Таинство крещения в христианстве и обряды, его сопровождающие.
Тема 3. Добро и зло в искушении. Три искушения Иисуса и их высокий нравственный смысл. Искушения в нашей жизни.
Образ Сатаны в христианском учении. Иисус в пустыне и его искушения. «Не хлебом единым жив человек...». Искушения в нашей жизни (самодиагностика).
Тема 4. Нагорная проповедь и её общечеловеческие нравственные нормы.
«Блаженны нищие духом...». «Блаженны алчущие и жаждущие правды...». «Блаженны чистые сердцем...» (Мат. 5). «Не судите, да не судимы будете» (Мат. 7). Сучок и бревно. Дерево и его плоды.
Тема 5. Любовь и прощение. Любовь в нашей жизни.
«Притча о блудном сыне». Любовь к ближнему. «Притча о добром самаритянине». Любовь в семье. Любовь и прощение в нашей жизни.
Тема 6. Доброта и истинная щедрость.
Добрые слова и дела. «Две лепты бедной вдовы». Истинная щедрость как бескорыстие.
Тема 7. Совесть и страх.
Ложь, обман и совесть. Что такое совесть? Страх к наказанию. Страх и раскаяние. Что такое «жить по совести»?
Тема 8. Месть и прощение.
«Любите врагов ваших» (Матфей.5:38-47). «Не судите...» (Матфей 7:1-5). Кот Леопольд и мыши.
Тема 9. Обманчивость внешнего. Лицемерие как образ жизни.
Фарисей в Библии. Почему Иисус обличает фарисея? Обманчивость внешности (Конек-Горбунок). Лицемерие как образ жизни (самодиагностика).
Тема 10. Верность и предательство.
Рассказ о предательстве Иуды. Предательство и его причины. Преданность и верность - основа жизни.
Тема 11. Смерть и бессмертие.
Что оставляет миру человек после своей смерти? Что такое бессмертие после смерти? Рассказы о героях и их бессмертии. Иисус и Воскресение.
Тема 12. Вера в загробный мир.
Два мира в представлении человека. Рай и ад. Смерть Иисуса и дорога к бессмертию.
IV. Заключение. Общечеловеческие нравственные нормы (самодиагностика).
Учебно-календарный план 35 ч
№ п/п Тема Кол-во
I. Библия – священное Писание христиан 6
1. Библия – книга книг. 1
2. История создания Библии 1
3. Библия и мировая культура 1
4. Библейские сюжеты в искусстве 1
5. Построение Библии 1
6. Как читать Библию? 1
II. Нравственно-этические нормы в книгах Ветхого Завета 10
1 Сотворение мира и первые люди на Земле. Добро и зло. Грехопадение и наказание. 2
2 Зависть и эгоизм. История Каина и Авеля. 1
3 Зло рождает и умножает зло. Ной и история Великого потопа. 1
4 Что разделяет людей? Тщеславие и гордыня. История Вавилонской башни. 1
5 Истина и долгий путь к ней. История Моисея. 1
6 Десять нравственных заповедей. 3
7 Героизм и самопожертвование. Страдание и справедливость. История Давида и Соломона. 1
III. Нравственно-этические нормы в книгах Нового Завета. 16
1 Рождество и новая эра в истории человечества. Рождество в христианской религии. Рождество – государственный праздник в России. 2
2 Чувство вины и очищение. Таинство крещения в христианстве. 1
3 Добро и зло в искушении. Три искушения Иисуса и их высокий нравственный смысл. Искушения в нашей жизни. 2
4 Нагорная проповедь и её общечеловеческие нравственные нормы. 3
5 Любовь и прощение. Любовь в нашей жизни. 1
6 Доброта и истинная щедрость. 1
7 Совесть и страх. 1
8 Месть и прощение. 1
9 Обманчивость внешнего. Лицемерие как образ жизни. 1
10 Верность и предательство. 1
11 Смерть и бессмертие человека. Что оставляет миру человек после своей смерти? 1
12 Вера в загробный мир. 1
IV. Заключение. Общечеловеческие нравственные нормы 3
Обсуждение проектов учащихся. Самодиагностика
Итого 35
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; проектов
№
п/п Тема
Кол-во часов Виды деятельности Тип урока Планируемые результаты Домашнее задание дата
план дата
факт примечание
предметные результаты метапредметныеличностные 1 Библия – книга книг 1 Коллективная , в парах Введение
Знать: Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
Написать сочинение «Почему Библия является книгой книг?» 5.09 2 История создания Библии 1 Самостоятельная, в парах Урок-познание. Знать: Кто такие пророки и апостолы.
Уметь: Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Регулятивные :саморегуляцияПознавательные:
поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
Подготовить рассказ
Как создавалась Библия? 12.09 3 Библия и мировая культура 1 Коллективная , в парах Урок-рассуждение. Знать: что называют Священным писанием, о влиянии на мировую культуру
Уметь: объяснить роль Библии для мировой культуры Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию ценить и принимать ценности.
Подготовить ответ «Что значит Библия для культуры?»
19.09
4 Библейские сюжеты в искусстве 1 Коллективная , в парах Урок-исследование Знать: основные библейские сюжеты в искусстве
Уметь: приводить примеры библейских сюжетов в литературе. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности.
Подготовить рассказ с примерами н тему
26.09
5-6 Построение Библии. Как читать Библию 2 Коллективная , в парах Урок-познание Знать: что значит Ветхий завет и Новый завет
Уметь: ориентироваться в построении Библии
. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
ценить и принимать ценности.
Подготовить сообщения на тему: что общего в построении Ветхого завета и Нового завета 3.10
10.10 7 Сотворение мира и первые люди на Земле 1 Самостоятельная, в парах Урок-размышлениеЗнать: о сотворении мира Творцом и появлении Адама и Евы
Уметь: рассказать как был сотворён мир Богом Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уметь вести дискуссию нравственно-эстетическое оценивание.
Рассказать о сотворении мира 17.10
8 Добро и зло. Грехопадение и наказание. 1 Коллективная , в парах Урок-познание и рассуждение. Знать: понятия добра и зла, что такое грех и наказание.
Уметь: отделять добро от зла, в какую бы личину зло не рядилось Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера нравственно-эстетическое оценивание.
Рассуждение на тему «Что такое первородный грех» 24.10
9 Зависть и эгоизм. История Каина и Авеля. 1 Самостоятельная, в парах Урок-лабораторное занятие. Знать: к чему может привести зависть и эгоизм на примере истории Каина и Авеля
Уметь: Объяснить, почему Каин стал первым убийцей на Земле Рассказать, как зависть гасит радость Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера нравственно-эстетическое оценивание.
Написать мини-сочинение на тему «Как в нашей жизни проявляется зависть»
31.10
10 Зло рождает и умножает зло. Ной и история Великого потопа. 1 Коллективная , в парах Урок-размышление Знать: историю Великого потопа
Уметь: аргументировать почему зло рождает и умножает зло. Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» 14.11
11 Что разделяет людей? Тщеславие и гордыня. История Вавилонской башни. 1 Самостоятельная, в парах Урок-рассуждение Знать: историю Вавилонской башни
Уметь: объяснить почему люди не смогли построить Вавилонскую башню Регулятивные : саморегуляцияПознавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность ценить и принимать ценности.
Обсудить, почему так опасна гордость и тщеславие 21.11
12-13 Истина и долгий путь к ней. История Моисея 2 Коллективная , в парах Урок-рассуждениеЗнать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души Регулятивные : оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
личностное переживаниеМини-сочинение «Истина - это…» 28.11
5.12
14 10 нравственных заповедей 1 Самостоятельная, в парах Урок-рассуждение Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера ценить и принимать ценности.
Рассказать о 10 заповедях12.12
15-16 Героизм и самопожертвование. Страдание и справедливость. История Давида и Соломона. 2 Коллективная , в парах Урок-ознаком-лениеИмена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
ценить и принимать ценности.
Сообщение «Героизм и самопожертвование в наши дни» 19.12
26.12
17 Рождество и новая эра в истории человечества. 1 Самостоятельная, в парах Урок-обобщение Знать: что от Рождества Христова идёт новое летоисчисление
Уметь объяснить значение этого Великого собыитяКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в письменной речи Рассказать о Рождестве как новой эре 16.01
18 Рождество в христианской религии. 1 Самостоятельная, в парах Урок-познание Знать: о Рождестве Христовом, опираясь на Библию
Уметь: рассказать о событиях Священной истории Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание Что значит Рождество для христиан 23.01
19 Рождество – государственный праздник в России 1 Коллективная , в парах Урок-рассуждение Знать: о государственном празднике Рождестве Христовом
Уметь: объяснить почему так важен для россиян праздник Рождества Христова.
Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. Оформлять свои мысли в письменной речи Рассуждение «Значение Рождества Иисуса Христа для человечества» 30.01
20 Чувство вины и очищение. Таинство крещения в христианстве. 1 Самостоятельная, в парах Урок-размышление Знать:
Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор информации
Коммуникативные: умение вести диалог ценить и принимать ценности.
Оформлять свои мысли в письменной речи Эссе «Исповедь и покаяние» 6.02
21 Добро и зло в искушении.3 искушения Иисуса и их высокий нравственный смысл. 1 Диспут, в парах, Урок-рассуждение Знать: что такое искушение и как их избегать
Уметь: объяснять нравственный смысл 3 искушений Иисуса Христа Регулятивные : понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.
Коммуникативные: умение вести диалог эмоциональное переживание. Добро и зло в нашей жизни 13.02 22 Искушения в нашей жизни. 1 Самостоятельная, в парах Урок-рассуждение Знать: о современных искушениях
Уметь: преодолевать искушения в повседневной жизни Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниеЗаписать, какие искушения в нашей жизни вы испытываете. 20.02 23 Нагорная проповедь и её общечеловеческие нравственные нормы. 1 Коллективная , в парах Урок-размышление Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения. личностное переживаниеПриведите примеры исполнения этих заповедей христианами 27.02 24 Любовь и прощение. Любовь в нашей жизни. 1 Самостоятельная, в парах, фронтальная Урок-размышление Знать: Главные ценности для человека – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информации
ценить и принимать ценности.
Рассуждение «Нужно ли учиться прощать» 5.03 25 Доброта и истинная щедрость. 1 Самостоятельная, в парах Урок-ознаком-лениеЗнать: что такое истинная щедрость и мнимая в понимании христианина Уметь приводить примеры истинной щедрости Регулятивные : учиться работать по плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение слышать и понимать партнера
личностное переживаниеСочинение «Какая щедрость истинная?» 12.03 26 Совесть и страх. 1 Самостоятельная, в парах Урок-ознаком-лениеЗнать: понятия совести в православии Божьего страха.
Уметь привести примеры о том, как совесть помогает христианину. Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниеНарисовать плакат на тему: «Что такое совесть?» 19.03 27 Месть и прощение. 1 Коллективная , в парах Урок-размышление Знать: что такое месть и можно ли мстить христианину
Уметь прощать своих врагов, но не врагов Отечества и Бога. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, ценить и принимать ценности.
Рассказать о случаях отказа от мести 26.03 28 Обманчивость внешности. Лицемерие как образ жизни. 1 Самостоятельная, в парах Урок-ознаком-ление Знать: что такое лицемерие, кто такте фарисеи
Уметь привести примеры обманчивой внешности. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности.
Что такое лицемерие – обсудить с родителями 9.04 29 Верность и предательство. 1 Коллективная , в парах Урок-рассуждение Знать: понятия верности семье, Родине, Богу
Уметь: Рассказать, какие дела может совершать человек на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: умение оказывать поддержку друг другу. нравственно-эстетическое оценивание.
Эссе «Верность своим идеалам»
16.04 30 Смерть и бессмертие человека. 1 Самостоятельная, в парах Урок-ознаком-лениеЗнать: Главные ценности для человека – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» 23.04 31 Что оставляет миру человек после своей смерти? 1 Самостоятельная, в парах Комбини-рованный Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Подобрать иллюстративный материал к творческим работам. 30.04 32 Вера в загробный мир. 1 Коллективная , в парах Урок-обобще-ниеЗнать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение Рассказать о Божием суде 7.05 33 Обсуждение проектов. 1 Диспут
Работа в парах
Урок-обобще-ниеЗнать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. уметь отвечать на вопросы Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение Подготовка к защите проектов 14.05 34-35 Самодиагностика 2 Самостоятельная, выступление с презентацией Урок-презента
цияЗнать: всесторонне тему, по которой готовится выполнять работу
Уметь: Грамотно правильно выполнить задания, уметь отвечать на вопросы. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение Подготовка к тестированию 21.05
28.05 8. Планируемые результаты изучения учебного курса
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
9.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библия на русском языке. – Любое издание.
2. Библия для детей. Библейский рассказы с иллюстрациями [Текст] / сост. Б. Арапович, В. Маттелмяки; Ин-т перевода Библии. - М.; Стокгольм, 2008. –508 с.
3. Библия, пересказанная детям старшего возраста [Текст]. – СПб.: Печатный двор, 1991. – 706 с.
4. Волкославский, Р.Н. О Библии и Евангелии [Текст] / Р.Н. Волко-славский. - Заокский: Источник жизни, 1995. – 96 с.
5. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов [Текст] пер. с англ. / под общ. ред. П.С. Гурьевича. – М: Республика, 1995. -96 с.
6. Гече, Г. Библейские истории [Текст] / Г. Гече. – М: Изд. полит. литературы, 1989. – 262 с.
7. Косидовский, 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов [Текст] / 3. Косидовский. - М.: Республика, 1991. - 358 с.
8. Кошмина, И.В. Основы русской православной культуры [Текст]: учеб. пособие для учащихся сред, и стар, школьного возраста / И.В. Кошми-на. - М: Владос. 2001. – 160 с: ил.
9. Крывелёв, И.А. Библия: историко-критический анализ [Текст] / И.А. Крывелёв. - М: Политиздат, 1982. – 255 с.
10. Кулаков, А.Е. Религии в России [Текст]: учеб. пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Кулаков. - М.: Аст-Пресс-Школа, 2007.-328 с.
11. Мориак Франсуа. Жизнь Иисуса [Текст] / Франсуа Мориак; под ред. З.А. Масленниковой. - М.: Мир, 1991. - 240 с.
10.Критерии оценивания
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерии факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Безотметочная система.
Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1)Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2)Свободный по форме содержательный текст с пропусками значимого слова или части предложения.
3)Описание, характеристика или изложение
4)Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Темы итоговых работ учащихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
8.Православные традиции русской семьи.
9. Библейские сюжеты в искусстве.
10.Библия и мировая культура.
11. Как я понимаю Заповеди Блаженства.