Конспект урока по окружающему миру на тему Для чего нужна экономика?
Урок по окружающему миру
Класс: 3
Тема: Для чего нужна экономика?
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Планируемый результаты:
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
УУД:
Личностные : Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные : умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Познавательные : овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Коммуникативные : формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
I этап.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, постараемся помочь друг - другу. Я желаю вам успехов.
Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Личностные УУД
Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
II. Актуализация знаний.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.
Экономику - науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать,
Как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
А потребности у нас
Всё растут из класса в класс.
И товарооборот
Всё растет из года в год.
Но ресурсы иногда
Ограниченны бывают
И возможности не все
Перед нами открывают.
Мы настроились серьезно
С экономикой дружить,
Чтобы в будущем достойно
Нашей Родине служить.
Ярослав Ромашев
- Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало?
- О какой науке идёт речь в этом стихотворении?
- А вы знаете о ней?
- Значит о чём сегодня нам бы поговорить?
- Так и обозначим тему нашего урока.
- Вы любите играть?
- В игре можно узнать много нового. Вот и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что».
У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в розовой строке плюс, если согласны с утверждением или минус, если не согласны. Белая строка у вас пока останется пустой.
1
2
3
4
5
Вопросы:
1. потребности у всех разные?
2. труд не всегда нужен экономике?
3. на потребности влияет то, чем мы интересуемся или увлекаемся?
4. экономика и услуга – родственники?
5. экономика нужна для удовлетворения потребностей человека?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице, и видеть, насколько вы были правы.
- Мы говорим экономика. А для чего она нужна?
- Посоветуйтесь и расскажите друг другу, что вы знаете. Обсудите в своих группах, сделайте предположения.
(групповая работа)
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.
- Посмотрите какая полная получилась корзина.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. Нужно ли нам искать ответ на этот вопрос?
-Ну, так давайте искать!
Работают с информацией, стихотворением, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Регулятивные УУД
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Выход на тему урока.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные УУД
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.
Систематизируют информацию до её изучения.
III. Мотивация учебной деятельности
1.Постановка учебной проблемы.
2. Определение целей урока
- На уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
- Где можно узнать значение незнакомого слова?
- Куда обратитесь за помощью?
- Сколько много вариантов.
- Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».
А «номос» - означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства.
- А теперь давайте узнаем, как трактует это понятие толковый словарь.
Работа с толковыми словарями.
Давайте определим цель урока. (слайд 4-5) Для этого используйте начало фразы
- Я думаю, что узнаю
- Мне хотелось бы узнать
-Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями.
Сообщение темы урока, постановка учебной проблемы
Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.
Работают с информационными справочниками.
Формулируют цель урока
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Выполнение задания в рабочей тетради
Практическая работа
Физкультминутка
Творческие задания
Работа с атласами-определителем и т.п.
Самостоятельная работа
Прочитайте в учебнике текст на стр. 39-40
- Что называется потребностями?
Назовите главную задачу экономику.
Стр. 24 №7.
-Назови несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.
-Проверим.
Игра «Товар - Услуга» (Работа в группе)
(слайд17)
– Внимательно прочитайте отрывки из известных стихотворений и определите где услуга, а где товар.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу
И сейчас же с высокой скалыК Айболиту спустились орлы.«Садись Айболит верхом!Мы живо тебя довезем».Шел трамвай десятый номерПо бульварному кольцу.В нем сидело и стоялоСто пятнадцать человек.Я прививок не боюсьЕсли надо, уколюсь.В магазине, как в лесу:Можно тут купить лису,Лопоухого зайчонка,Снежно-белого мышонка,Попугайчиков-зеленыхНеразлучников влюбленных.Он отправился в буфетПокупать себе билет.А потом помчался в кассуПокупать бутылку квасу.Для больного человекаНужен врач, нужна аптека.
Поработали, ребятки.
А сейчас все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(Дети изображают любимых зверей)
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка!
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(Звучит музыка дети танцуют)
Игра «Отгадай потребности».
Я лежу болею
Сам себя жалею.
Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей?
-Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.
Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами.
Тест:
-Выпиши букву с правильным ответом.
наука о рациональном ведении хозяйства
С) биология
М) экономика
какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) промышленность
О) сельское хозяйство
Что такое потребности людей?
Л) всё, что нужно людям для жизни
Н) умение видеть красивое вокруг себя
Что относится к услугам?
Х) телевизор
О) стрижка в парикмахерской
Что относится к товарам?
Д) макароны
Ю) ремонт автомашины
какая отрасль экономики возводит различные постройки?
Ц) строительство
И) транспорт
Главная задача экономики
Ж) производить товары
Ы) удовлетворять разнообразные потребности людей
-Какое слово у вас получилось? (слайд 20)
-Вы действительно молодцы..
Читают по учебнику.
Обеспечение восприятия, осмысления и первично го запоминания нового материа ла.
Выполнение работы.
Работают в группах
Выполняют физкультминутку
Самостоятельно выполняют тест
Ответ : молодцы
IV . Рефлексия учебной деятельности
Итог урока
Оценивание деятельности (самооценка)
- Вернёмся к нашей таблице (работа по второй строчке).
- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?
- Где сможем применить знания, полученные на уроке?
- Обсудите в группе, что вы ещё хотите узнать об экономике.
Продолжите фразу: (слайд 21)
- Было интересно узнать, что
- Меня удивило
- Было трудно
- Теперь я знаю, что
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Отвечают на вопросы учителя.
Формируют конечный результат своей работы.
Самооценка и самоопределение.
Регулятивные УУД
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Домашняя работа
Запишите на листочке вопрос, на который вы сможете ответить или найти информацию.
- Подумайте дома, обсуди те с родителями Ответ на вопрос «Почему не всё можно купить и продать?».
- В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки.
Учебник : прочитать текст на стр. 38-41, ответить на вопросы раздела «Проверт себя» на стр.41.
Рабочая тетрадь: № 8 стр.24
Записывают на листочке вопрос
Записывают домашнее задание
15