Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Мы вместе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Валуйки Белгородской области

Рассмотрено «Утверждаю»
на педсовете Директор МОУ «СОШ№2»
Протокол №
от ___________ А.П.Слюсарь




Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
"Мы вместе"

Разработали:
Е.В. Лукьянченко, заместитель директора по ВР,
В.И. Бусловская, социальный педагог,
Т.В. Еремина , психолог,
М.В. Саенко, ст. вожатая




2010 год


1. Пояснительная записка
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Участники
реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2. Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Закон «Об образовании» РФ.
Конвенция о правах ребенка
Постановление правительства Белгородской области от 7 июля 2006 г. №152-пп «Об утверждении областной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения»
Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
Постановление правительства Белгородской области от 1.07.2005 г №145 – пп «Об областной программе «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006- 2010 годы »
Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних и защита их прав» на 2010-2013 годы.
Закон Белгородской области об ответственности родителей за воспитание детей ( принят Белгородской областной Думой 20 .01. 2005г.
Локальный акты МОУ «СОШ№2» г. Валуйки: положение №42 «Об учете неблагополучных семей и учащихся с девиантным поведением», №50 «О совете профилактики правонарушения», №56 «О мерах взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися группы риска»»





















3. Цели и задачи программы
Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. В результате чего программа получила название «Мы вместе».
Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.
Задачи программы:
обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.
Адресаты программы: учащиеся муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов» г Валуйки












4. Основное содержание программы
Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе снижается
Данные за последние 3 года представлены в диаграмме:




Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: ЛТО, лагерь актива с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, летняя смена по профилактике безнадзорности и правонарушений.
В школе создан Совет на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.
Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на ребенка.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю. Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместитель директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению учащимся прав на получение основного общего образования показано в схеме:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.Особое значение классный руководитель и педагог – психолог уделяет диагностированию детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе. Чтобы определить направление деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проведено исследование.
Цель исследования – выявление ориентированности учащихся при выборе своего направления дополнительного образования.
Распределение ответов на вопрос: «Каким бы ты направлением дополнительного образования занимался в школе?»

Направления
Процент выбора направлений учащимися

Художественно-эстетическое
25%

Туристско-краеведческое
21%

Информационно-технологическое
37%

Физкультурно-спортивное
52%

Научно-техническое
22%

Эколого-биологическое
12%

Многие ребята отмечают несколько направлений деятельности, которым отдают предпочтение. Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности. Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
В школе проведен мониторинг занятости учащихся, в результате которого составлена диаграмма «Вовлеченность детей во внеучебную деятельность»:
Мониторинг занятости учащихся в кружках,секциях,клубах в первом полугодии 2009-2010 уч.года
Класс
всего учащихся
уч-ся, посещающие кружки, секции, клубы
% уч-ся, посещающие кружки, секции, клубы
Примечание


25
25
100



26
26
100



16
16
100



20
20
100



21
21
100



26
26
100



19
19
100



27
27
100



26
26
100



9
9
100



18
6
33



16
12
75



30
23
77



24
17
71



27
20
74



26
15
58



14
6
43



25
13
52



26
16
62



22
17
77



28
21
75



27
15
56



30
17
57


10 а
20
13
65


10б
22
8
36
100% клуб избирателя

11а
23
15
65


11б
14
11
79


Всего
602
474
79 %



«Вовлеченность детей во внеучебную деятельность»:


Приоритетом работы по организации во внеурочной деятельности является принятие ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребенку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.Продуманный и скоординированный план работы с детьми определит успех в предотвращении правонарушений и преступлений.Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.
В течение учебного года проводится мониторинг «Удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом школы».
При заполнении анкет родители продемонстрировали убеждённость в том, что учителя обладают профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности ребёнка, что педагогический коллектив старается создать в школе благоприятную нравственно-психологическую атмосферу.
Из общего числа опрошенных родителей
70% высказали среднюю степень удовлетворённости работой нашего ОУ,
26% - высокую степень удовлетворённости
4 % - не удовлетворены




По анкете прослеживается, что родители не все на высоком уровне оценили работу школы, есть над, чем работать.
Результаты изучения отношения учащихся к школе 1 ряд- иду с радостью 2ряд- бывает по-разному 3 ряд – лучше бы быть дома (2009 г.)







В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся остается стабильным, но динамики повышения нет. Уровень нравственной воспитанности старшеклассников имеет недостаточный уровень. Есть уверенность, что реализация данного проекта поможет реализовать задачи, направленные на получение результата.

Мониторинг уровня нравственной воспитанности учащихся













Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников







План реализации программы «Мы вместе»
Программа рассчитана на 5 лет

Содержание работы на этапах программы
Название этапа
Содержание работы

I этап. Подготовительный
2010-2011 учебный год
– совершенствование нормативно – правовой базы; – определение стратегии и тактики деятельности – укрепление межведомственного сотрудничества; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений; – разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений; – поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность; – создание Центра внеучебной деятельности

II этап. Внедрение
2012-2014 учебный год
– создание группы по организации внеучебной деятельности – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; – использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения; – вовлечение учащихся в центр внеучебной деятельности

III этап. Отслеживание и анализ результатов
2014-2015 учебный год
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении.
















Участники реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений и несовершеннолетних
«Мы вместе»

Администрация школы

библиотекарь

учащиеся

учителя- предметники

классные руководители

психо
лог

социальный педагог


КДН

педагоги ДО



ЂЂgoogle_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПРОГРАММЕ Заголовок 115