Рабочая программа «Основы менеджмента и маркетинга» для специальности «Земельно-имущественные отношения»
УПРАВЛЕНИЕ образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы менеджмента и маркетинга
специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»
2013г.
Одобрено
Предметно-цикловой комиссией
«Информатизация и электрификация производства»
Председатель
____________С.В. Сысоева
«_____»______________20___год
Составитель:
Злобин А.А., преподаватель ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 120714 Земельно-имущественные отношения, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 693
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины - 4
2.Структура и примерное содержание учебной дисциплины - 6
3.Условия реализации примерной программы учебной дисциплины - 13
4. Контроль и оценка результатов освоения примерной программы -14
учебной дисциплины
I. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга (базовая подготовка) является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения.»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-планировать и организовывать работу подразделения;
-формировать организационные структуры управления;
-разрабатывать мотивационную политику организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
-анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
-определять стратегию и тактику относительно ценообразования;
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс принятия и реализации управленческихрешений;
-функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение;
сущность и функции маркетинга;
-конъюнктуру рынка недвижимости, динамикуспроса и предложения на соответствующем рынке сучетом долгосрочных перспектив
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 240 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 160 часа;
самостоятельной работы обучающегося 80 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы
Количество
часов
Разбивка по семестрам
4 семестр
5 семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
240
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
160
72
88
в том числе:
практические занятия
72
36
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
80
36
44
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
80
36
44
Итоговая аттестация в форме
диф. зачета
экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1.
2.
3.
4.
Раздел 1. Организация и процесс управления
18
Тема 1.1. Понятие организации, ее основные цели и характеристики.
Содержание учебного материала:
Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития. Понятие организации как группы людей и как управление процессом. Основные положения менеджмента. Виды целей. Направления в постановке управленческих задач. Общие характеристики организаций: переработка ресурсов в готовую продукцию, взаимодействие с внешней средой(элементы внешней среды), разделение труда (элементы внутренней среды), необходимость управления. Ситуационные переменные. Необходимость комплексного подхода к управлению организацией. Факторы успешности организации.
2
1; 2
Тема 1.2. Основные школы и системы управления
Содержание учебного материала:
Основные школы и системы управления.
2
2
Практическая работа «Анализ и сравнительная характеристика европейской и американской систем менеджмента»
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклады:
У. Тейлор и его вклад в развитие менеджмента американских фирм
Концепция производственной демократии Дж. Коула и А. Горца
Хотторнские эксперименты Э. Мэйо
Школа научного менеджмента: основные идеи и противоречия
2
Тема 1.3. Виды методов управления
Содержание учебного материала:
Виды методов управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические.. Методы совершенствования системы управления.
2
2
Практическое занятие
«Изучение типов темперамента (характера) и особенностей управления ими»
4
2
Самостоятельная работа обучающихся : Составление ментальных карт всех типов характеров
4
Раздел 2. Основные функции управления
40
Тема 2.1. Планирование.
Содержание учебного материала:
Понятия «стратегия», «планирование». Стратегическое планировании. Стратегические альтернативы. SWOT –анализ (оценка сильных и слабых сторон организации». Тактическое и текущее планирование. Бизнес-план: функции и структура; содержание разделов; управление рисками.
2
1; 2
Практическое занятие
Проведение SWOT –анализа. Выбор стратегической альтернативы.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся: Сбор и анализ информации для составления плана
2
Тема 2.2. Организация управления
Содержание учебного материала:
Понятие «Организационная структура предприятия». Типы организационных структур, их достоинства и недостатки. Преимущества современных структур управления. Взаимосвязь организационной и управленческой структур. Делегирование полномочий. Уровни управления. Проектирование организационных структур и оценка их эффективности
4
2
Практическое занятие
Построение организационных структур различного типа.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся : Составление штатного расписания и построение организационной структуры предприятия; разработка должностных инструкций.
4
Тема 2.3. Мотивация
Содержание учебного материала:
Понятие «мотивация». Первоначальные концепции мотивации. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Индивидуальная и групповая мотивация. Применение мотивационных теорий в современной практике управления.
2
2
Практическое занятие
Разработка систем мотивации для групп сотрудников с учетом типов характеров
4
2
Самостоятельная работа обучающихся : Сбор и анализ информации для доклада на тему: Применение мотивационных теорий в современной практике управления.
Работа с учебником и дополнительной литературой.
6
Тема 2.4. Контроль
Содержание учебного материала:
Понятие «контроль». Этапы процесса контроля: установление стандартов, измерение результатов, сравнение результатов со стандартами, выбор необходимых корректирующих действий. Направления контроля. Виды контроля: предварительный контроль, текущий (оперативный) контроль, заключительный контроль. Проблемы, возникающие вследствие воздействия системы контроля. Поведенческие аспекты контроля. Эффективные системы контроля.
4
2; 3
Практическое занятие
Разработка системы контроля для конкретного предприятия.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Доклады на темы: Проблемы, возникающие вследствие воздействия системы контроля. Поведенческие аспекты контроля.
Эффективные системы контроля.
4
Раздел 3. Связующие процессы
18
Тема 3.1. Коммуникации
Содержание учебного материала:
Понятие «связующие процессы в системе управления организации». Понятие «коммуникации в системе управлении». Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель. Этапы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование. Обратная связь.
Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникации между организацией и ее внешним окружением. Межличностные коммуникации. Преграды на пути коммуникаций. Эффективные системы коммуникаций. Неформальные коммуникации.
2
2
Практическое занятие
Построение системы коммуникаций для конкретной организационной структуры.
2
2
Практическое занятие
Анализ производственных ситуаций общения
2
2
Тема 3.2. Управленческие решения
Содержание учебного материала:
Понятие «управленческое решение». Организационные решения: запрограммированные и незапрограммированные. Подходы к принятию решений: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный. Этапы рационального решения проблемы: диагностика, сбор информации по проблеме, отбор данных, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернатив, реализация решения, обратная связь. Условия принятия управленческого решения.
3
2
Практическое занятие
Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления»
4
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение домашних заданий.
Подготовка рефератов по теме:
Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения.
Этические основы управленческого решения.
Проблемы совершенствования методики разработки УР в технической системе.
Соотношение новых и известных УР в венчурных компаниях.
Формирование и классификации УР для семьи.
Анализ и совершенствование соотношения науки и искусства при разработке управленческих решений.
Особенности разработки УР в человеко-машинных системах.
Современные тенденции использования информационных технологий в процессе разработки управленческого решения.
4
Раздел IV Руководство и лидерство
22
Тема 4.1. Стили и эффективность руководства
Содержание учебного материала:
Власть, виды власти. Лидерство, подходы к пониманию сути лидерства. Стили руководства и их эффективность. Делегирование. Должностные обязанности.
6
2
Практическое занятие
Разбор производственных ситуаций
4
2
Тема 4.2. Деловое общение
Содержание учебного материала:
Виды делового общения. Природа конфликта; виды и причины конфликтов. Способы локализации конфликта.
4
2
Практическое занятие
Анализ конфликтных ситуаций и разработка предложений по их локализации.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект с использованием дополнительной литературы.
Подготовка рефератов по теме:
Средства делового общения и их характеристика.
Речь – основное средство делового общения.
Звуковое оформление речи в деловой коммуникации.
Роль невербальных каналов в деловых контактах.
Мимика и жесты в деловом общении.
Трудности и барьеры делового общения.
Взаимодействие в процессе делового общения.
Влияние и противостояние ему в деловых контактах.
Манипулирование в деловом общении.
4
Раздел 5. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
10
Тема 5.1 Особенности управле