АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС.


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС.
-Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Учителям нужно постоянно учиться,  ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.

Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться , отсюда - низкое качество обучения.
(Руссо Жан-Жак) сказал :Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»,
а (Цицерон Марк Туллий) заметил :Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.
Следует изменить роль ученика Ученик не послушный исполнитель, а– активный участник образовательного процесса.
АМО (активные методы обучения)
Что такое эе такое Активные методы обучения? – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках можно применять и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения:
Человек запоминает:
только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
для ученика активные методы обучения это :
игровая форма разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд,
азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
отсюда развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься
Также следует изменить и роли учителя , учитель должен стать модератором , консультантом, наставником, старшим партнером
Каждому этапу урока – соответствуют свои АМ:
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ релаксации
АМ подведения итогов урока
Остановлюсь подробнее на некоторых методах, которые, как мне кажется, подходят для уроков математики.
(Активные методы первой фазы урока)
Цель первой фазы урока:- заинтересовать учащихся
- привлечь их внимание к уроку
- сообщить тему и цель урока
Существует три вида АМО для первой фазы:
Приветствия и знакомства
Целеполагание
Выяснение ожиданий и опасений
1. АМ начала образовательного мероприятия - это активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе: «Нетрадиционное приветствие», «Мостик дружбы», «Фраза дня». 
Метод «Лето – осень» Цель: выяснить опасения и ожидания от урока.
Время: 5 мин
Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого учащиеся вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:
сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения –зелеными листиками
несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.
Итог: -если дерево зеленое, то цели достигнуты,
-если дерево желтое то выросло не то , что ожидали, т.е. цель урока не выполнена.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
- рифмованное начало урока;
- с элементами театрализации;
- с загадки;
- с эпиграфа к уроку;
- с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
- с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания
проблемной ситуации.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений (к числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.): «Список покупок», «Дерево возможных вариантов» и постановку целей обучения «Разгадай кроссворд», «Блиц-опрос», при помощи которых учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. 
Активные методы второй фазы урока
Цель второй фазы:
-вовлечение всех учащихся в обсуждение темы,
-акцентирование внимание на ключевых понятиях темы,
-формирование УУД,
-оценивание знаний и умений,
- коррекция их.
Существует три вида АМО для работы над темой:
АМ закрепление изученного материала
АМ презентации нового материала
АМ организации самостоятельной работы над темой.
. АМ презентации учебного материала позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, является альтернативой привычному устному рассказу учителя: «Преодолей себя», «Визитная карточка», «Доска объявлений», «Инфо-угадайка» . 
Метод «Золотой ключик Цель:
-активизация мыслительной деятельности,
-привлечение внимания,
- мотивация учащихся.
Время: 10-20 мин
Проведение: Информация спрятана за дверцами, ключ - ответ на загадку (задание, задачу). По завершению первого раздела требуется найти ключик к следующей комнате, все решения и ответы записываются в тетради и на доске. Все задания должны быть связаны логическими цепочками, одно понятие тесно взаимосвязано с другим. После обсуждения на доске остаются ключевые положения темы и они остаются на виду в течение всего урока.
Итог: - привлечение внимания учащихся в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.
Метод «Кластер»
Цель: -концентрация внимания, - структуирование информации.
Время: 5-10 мин
Кластер- пучок, созвездие.
Это графическая организация материала, показывающая смысловые
поля того или иного понятия.
Данный прием можно использовать на любом этапе урока
Метод «Мозговой штурм» Цель: -развивать способность видеть проблему в многообразии подходов- развитие эмоциональной и творческой свободы на базе решения общей задачи.
Время: 10-20 мин
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа: достаточно оперативен и надежен;
это максимум идей за короткий отрезок времени;
это отсутствие какой-либо критики;
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Итог: -умение слушать мнение окружающих, а не только своё,
-анализ и выбор правильных решений
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры.
«Математическое лото», метод «Теорема - пазл».
Активные методы третьей фазы урока. Цель третьей фазы: подведение итогов образовательного мероприятия.
Существует два вида АМО для завершения урока:
АМ рефлексии
АМ подведения итогов урока.
 АМ подведения итогов урока позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу: " «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг».
Метод «Сезоны года» Цель: - узнать впечатление учащихся от прошедшего урока.
Время: 5 мин
Проведение: Учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. У каждого четыре листочка: белый - зима, красный-лето, зеленый –весна, желтый - осень. Учащиеся выбирают цвет листочка, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот листочек или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения.
Итог: -позволяет проанализировать урок, -выявить, что учащиеся усвоили , а что нет, -на что обратить внимание на следующем уроке.
Метод рефлексии “Мозаика из слов” Организация
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут написать список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.
Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.
Метод рефлексии «Мишень» Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.Организация: Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.
Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»
Участникам предлагается закончить следующие предложения:
Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
Сегодня я понял(а), что…
Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Не зря древняя китайская мудрость гласит: 
Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму.
Спасибо за внимание.
Удачи в работе!
Выводы:
Плюсы Минусы
Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала). Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку.
Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся.
Учит учащихся самостоятельно добывать знания. В некоторых классах трудно проводить игровые уроки, так как не все могут совладать со своими эмоциями, а также в больших классах (где кол-во учащихся более 25 человек) трудно удержать всех в «спокойных рамках урока», иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем.
АМО помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции. Методы нельзя сразу резко вводить в педагогическую деятельность, надо постепенно приучать учащихся к дискуссиям и сотрудничеству, воспитывать культуру речи, где нельзя высказывать негативные эмоции.