Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе в 11 классе Филологический анализ художественного текста
Календарно – тематическое планирование элективного курса
«Филологический анализ художественного текста».
11 класс20015 – 2016 учебный год.
№
занятия Количество
часов Тип занятия Тема занятия
Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля,
вид самостоятельной
работы Дата
1 1 лекция Литературное произведение как образ.
Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Система образов произведения. Типы отношений между образами. Художественный мир произведения.
Углубление понятия о литературе как виде искусства и художественном образе.
Формирование понятия о соотношении жизненной правды и художественного вымысла в произведении и понятия о типах отношений между образами в произведении.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 2 1 лекция Художественная форма.
Художественная форма и художественное содержание. Художественный стиль. Психологизм. Гротеск. Стилизация. Пародия.
Углубление понятия о художественной форме и художественном содержании.
Формирование понятия о стилизации, психологизме произведения, пародии как форме выражения.
Совершенствование навыков работы с текстом. Комплексная работа с текстами. 3 1 лекция Произведение как событие рассказывания.
Автор и повествователь. Типы повествования. Сказ как особый тип повествования. Адресат реальный и условный.
Углубление понятия об авторе и повествователе.
Формирование понятия о типах повествования и о сказе как особом типе повествования. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 4 1 лекция Композиция произведения.
Композиция повествования. Композиция сюжета. Композиция образов. Ведущий композиционный принцип.
Углубление понятия о композиции произведения.
Формирование понятия об особенностях композиции образа и ведущем композиционном принципе.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 5 1 лекция Художественная речь.
Форма художественной речи. Проза и поэзия.
Углубление понятия о формах художественной речи.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 6 1 лекция Ритмико–метрические характеристики стихотворной речи. Образный потенциал поэтической речи. Углубление понятия о ритмико-метрических характеристиках стихотворной речи.
Формирование понятия о верлибре, акцентном стихе.
Совершенствование навыков работы с поэтическим текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 7-9 3 практикум Уровни анализа языка художественного произведения.
Анализ поэтического текста. Углубление понятия об уровнях анализа языка художественного текста.
Формирование понятия о цветовом и звуковом образе и фонетических и лексических средствах их создания.
Совершенствование навыков работы с поэтическим текстом. Составление конспекта лекции и таблицы «Средства художественной выразительности»
Работа с текстом. 10 1 лекция Художественное содержание и художественная форма произведения. Тематика м проблематика произведения. Углубление понятия о художественной форме и художественном содержании произведения; тематике и проблематике.
Формирование понятия о типах проблем в художественном произведении.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 11 1 лекция Образ времени и пространства в художественном произведении. Хронотоп.
Пространство и время как свойства художественного мира.
Углубление понятия о хронотопе произведения; о роли пейзажа и интерьера.
Формирование понятия об особенностях и типах образа времени и пространства в художественном произведении.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 12-13 2 лекция
практикум Пейзаж и интерьер в художественном произведении. Углубление понятия о роли пейзажа и интерьера в художественном произведении.
Формирование понятия о типах пейзажа и интерьера.
Совершенствование навыков работы с текстом.
Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 14 1 лекция
практикум Образ персонажа.
Содержание образа персонажа. Средства создания образа персонажа. Система персонажей. Сопоставительная характеристика персонажей.
Углубление понятия о художественном образе.
Формирование понятия о содержании образа персонажа и средствах его создания.
Совершенствование навыков работы с текстом. Практическая работа с текстом. 15 1 лекция Портрет в литературном произведении.
Виды информации, передаваемой в портрете. Типы словесных портретов в художественном произведении. Художественное мастерство словесного портрета.
Углубление понятия о литературном портрете.
Формирование понятия о типах словесных портретов в произведении и средствах их создания.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции. 16 1 зачёт Характеристика персонажа. Формирование умения составлять словесный портрет героя и определять средства художественной выразительности, использованные автором произведения.
Совершенствование навыков работы с текстом. Письменная работа. 17 1 лекция Образ предмета.
Предметный мир произведения. Предмет и фабула. Образ предмета как лейтмотив.
Углубление понятия об образе предмета и его роли в художественном произведении.
Формирование понятия о предмете как лейтмотиве произведения.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 18 1 практикум Предмет как средство создания образа человека. Формирование понятия о предмете как средстве создания образа героя.
Совершенствование навыков работы с текстом. Работа с текстом. 19 1 практикум Предметный мир как средство создания образа социальной среды. Формирование понятия о предметном мире произведения как средстве характеристики социальной среды.
Совершенствование навыков работы с текстом. Работа с текстом. 20-21 1 практикум Предмет как самостоятельный персонаж. Предмет как символ. Формирование понятия о предмете как самостоятельном персонаже и о предмете – символе.
Совершенствование навыков работы с текстом. Работа с текстом. 22-23 2 лекция
практикум Образ события.
Фабула и сюжет. Элементы фабулы. Типология фабул. Сюжет как метафора бытия.
Углубление понятия о сюжете и фабуле произведения.
Формирование понятия о типологии фабул; о сюжете как метафоре бытия.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 24-26 3 лекция
практикум Эпизод в произведении.
Место эпизода в фабуле. Точка зрения в эпизоде. Эпизод как единство времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков.
Углубление понятия об эпизоде и его месте в сюжете и фабуле произведения.
Формирование понятия об эпизоде как единстве времени и пространства, состава участников их взаимоотношений и поступков.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции.
Работа с текстом. 27 1 лекция Текст и контекст.
Произведение и исторический контекст.
Углубление понятия о тексте и контексте художественного произведения.
Формирование понятия об историческом контексте и о способах его выявления.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции. 28-29 1 лекция Произведение и биографический контекст. Прототип. Углубление понятия о тексте и контексте художественного произведения.
Формирование понятия о биографическом контексте и о способах его выявления.
Совершенствование навыков работы с текстом. Составление конспекта лекции. 30 1 практикум Интертекст.
Цитирование. Формирование понятия об интертексте и его роли в художественном произведении.
Совершенствование навыков работы с текстом. Практическая работа с текстом. 31 1 лекция
практикум Аллюзия. Углубление понятия о тексте и контексте художественного произведения.
Формирование понятия об аллюзии, её типах и роли в художественном произведении.
Совершенствование навыков работы с текстом. Практическая работа с текстом. 32 Реминисценция. Углубление понятия о тексте и контексте художественного произведения.
Формирование понятия о реминисценции и способах её выявления.
Совершенствование навыков работы с текстом. Практическая работа с текстом. 33-34 2 Зачёт Итоговая работа по курсу: «Филологический анализ текста». Мониторинг сформированных умений и навыков по курсу. Практическая работа с текстом. Всего: 34 часа.