Урок математики по теме Приведение дробей к общему знаменателю

Технологическая карта урока с учетом интенсивности умственной деятельности учащихся
Тема урока: Приведение дробей к общему знаменателю
Класс: 6
Учебник : Виленкин Н.Я
Учитель:
Тип урока: изучение нового материала
Цель по содержанию: научить приводить дроби к общему знаменателю
Обучающие: создание алгоритма действий при приведении дробей к общему знаменателю, сформулировать правило приведения дробей к общему знаменателю
Развивающие: развитие практических умений учащихся, внимания, самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать, логически мыслить.
Воспитывающие: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, восприятие жизни во всем его многообразии.

Задачи :
- способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты учебного занятия
Предметные: научились приводить дроби к общему знаменателю
Метапредметные: научились применять в жизни при решении практических задач
регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
познавательные: выделение и формулировка познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний
Личностные: самоопределение (профессиональное, жизненное), правила моральных норм, нравственное поведение, межличностные отношения.
Используемая технология: здоровьесберегающие технологии:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Информационно-технологические ресурсы: демонстрационный материал, раздаточный материал(карточки), применение компьютера
Гигиенические требования:
1.Каждый учащийся сидит за партой в соответствии с его ростом;
2.Температура воздуха в учебных помещениях соответствует требуемым нормам: оптимальный температурный режим с южной ориентацией окон – 19–20°С;
3.В учебном помещении левостороннее распределение естественного освещения;
4.Учебный кабинет обеспечен непрерывной инсоляцией;
5.Учебная доска темно – зеленого цвета, имеет антибликовое покрытие.

Часть урока и задача этапа
Время
Нагрузка
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

I этап. Вырабатывание Мотивация : создать благоприятный психологический настрой на работу Целеполагание : подведение учащихся к формулированию темы урока. Планирование задач на урок: научиться приводить дроби к общему знаменателю.

5-7 мин.
Относительно невеликая
- Приветствует учеников
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой

Узнать настрой детей на урок с помощью карточек определенного цвета.

1. Дается практическое задание: найти НОК чисел 15 и 20, 9 и 12; 12 и 16; 3 и 4; 6 и 18; 4 и 15
Чему равен НОД двух чисел, если НОК этих чисел равно их произведению?
Решив задачу, вы узнаете, сколько моркови необходимо съедать в день. В 100 г моркови содержится 25% витамина А. В день нужно съедать 7% витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день?
Сократите дроби:
2/4 15/25 44/99 12/36
Сравните дроби:

2/4 и ѕ 5/12 и 7/12 1/5 и 1/19 1и 3/8 7/3 и 3/5

4/5 и 2/3 6/7 и 3/9

Последние две пары дробей нельзя сравнивать по нашим изученным правилам, надо найти способ решения этой проблемы.
Чтоб сравнить данные дроби, надо привести их к общему знаменателю.

Сегодня мы должны научиться приводить дроби к общему знаменателю
Репродуктивная переходящая в продуктивную.
Показывают карточки определенного цвета.
Учащиеся вспоминают определения правильных и неправильных дробей; наименьшего общего кратного чисел;
Выполняют практическое задание: найти НОК чисел 15 и 20, 9 и 12; 12 и 16; 3 и 4; 6 и 18; 4 и 15.

Решают задачу

Сокращают дроби

Сравнивают дроби и возникает проблема.
Формулируют тему урока13 QUOTE 1415 13 QUOTE 1415
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II этап. Максимальная работоспособность Построение проекта выхода из затруднения. Включение учащихся в целенаправленную деятельность.
20-25 мин.
Максимальное снижение на 15 мин.
При изучении нового материала использую различные формы деятельности обучения: КСО; работа в парах и группах; дифференцированный подход; использование информационных технологий (4-5 мин.); выполнение заданий с взаимопроверкой; использование игровых технологий; хоровое совместное проговаривание правил.
Подведение к алгоритму приведения дробей к общему знаменателю
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
Учащиеся выполняют практические задания, изучают новый материал.

Составляют алгоритм приведения дробей к общему знаменателю:
Найти НОК знаменателей данных дробей, которое и будет общим знаменателем.
Найдем для каждой дроби дополнительный множитель. Для этого разделим общий знаменатель на знаменатели данных дробей.
Умножим числитель, и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутки и физкультпаузы
на 20-й минуте
2 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Гимнастика для глаз ( Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти) .
Дети выполняют различные виды гимнастики


Первичное закрепление


Приведите дроби ѕ, 2/6, 7/12 к общему знаменателю.

Контроль осанки детей.
Учащиеся стараются воспроизвести правило приведения дробей к общему знаменателю и решают задание.
Стараются сесть правильно.


Эмоциональная пауза
За 15 мин. до конца урока
Эмоционально смысловая разрядка
Учитель дает задание о вреде курения.
Например: Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?  (160 человек)


Решают задачу и узнают последствия курения.


IIIэтап. Конечный порыв. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Рефлексия.
Оценивание.
10-15 мин.


Небольшое повышение работоспособности
Учитель дает задачу практической направленности. Незнайка распланировал свой день:
1/6 часть суток – чтение умных книг;
3/8 части суток - совершение добрых дел;
1/12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин);
2/8 части суток – занятия спортом;
8 часов на сон.
Сможет ли Незнайка выполнить свой план? Оцените себя и своего напарника по парте.
Повторим главное:
С какими новыми понятиями сегодня познакомились?
(общий знаменатель, дополнительный множитель)
Какое число может служить общим знаменателем двух дробей?

Каждый должен оценить свои знания, полученные на уроке, с помощью цветных кружочков:
зеленый – все понял и умею применять знания,
желтый – не все и затрудняюсь выполнять задания ,
красный – не понял .
Ученики решают задачу и делают вывод. Обмениваются в парах тетрадями и проверяют соседа.
При решении этой задачи ученики задумываются о режиме дня.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала
Любые две дроби можно привести к одному и тому же знаменателю, или, иначе, к общему знаменателю.
Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю. Он равен наименьшему общему кратному знаменателей данных дробей.

Поднимают карточку определенного цвета
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.



Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами моих уроков выступают: * приветствие; * опрос самочувствия; * релаксация; * оздоровительные упражнения; * рефлексия; * прощание. Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. На уроках математики широко использую в контрольных, самостоятельных работах тексты задач, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, здоровый образ жизни человека. На уроках математики решаем задачи следующего содержания:
Знание своего тела.
Гигиена тела.
Гигиена полости рта.
Гигиена труда и отдыха
Профилактика инфекционных заболеваний.
Питание и здоровье.
Гигиена питания.
Безопасное поведение на дорогах
Предупреждение употребления психоактивных средств. Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Заключение:
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Как показывает многолетняя практика, здоровье школьника зависит от технологий воспитания и обучения, которые используются в общеобразовательном процессе.

Список литературы:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
2. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.«Школа». Казань.2005.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения. Школа-2012, 33-с.52-87.
Ковалько В.И. здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер-М: Вако,2009.
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика, 6. М.,2013
А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике, 6. М.,2010
В.И.Жохов, В.Н.Погодин. Математический тренажер, 6 класс. М.,2013
Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.

15