Технологическая карта урока Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (5 класс)

Технологическая карта урока математики в 5 классе
Учитель Воропаева Г. В.
Авторы УМК – Н.Я Виленкин, В.И Жохов, А.С Чесноков, С.И Шварцбурда (М.: Мнемозина, 2014)
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: научить выполнять сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями
Задачи урока:
Формирование и развитие УУД:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные:
Регулятивные: составление плана выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
Предметные: выучить правило сложения (вычитания) дробей с равными знаменателями и применять его при решении примеров, уравнений и задач
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, таблица для рефлексии, презентация по теме: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»


Этап урока
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результаты





Формируемые УУД
Предметные

I Самоопределение к деятельности
Цель: организация класса на создание рабочей обстановки

Учитель приветствует учащихся.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
вниманье ваших умных глаз.

Учащиеся слушают учителя.
Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения
Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики

II. Обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний.

Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий
Фронтальная, самостоятельная работа
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности
Я приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате некоторые числа в моих примерах стерлись. Восстановите их. (Слайд №2)
1* /7 > 1
18/18 = **/26,
5/14 >*/14
6/9 > 6/*
Ѕ= 4/*








Устно выполняют предложенные задания
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, через устные предложенные задания
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий
Умение сравнивать дроби, действовать по самостоятельному плану решения заданий

III. Постановка целей и задач.
Цель: формирование умения формулировать цель деятельности

Устанавливает тематические рамки,
Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.

На доске (слайд №3) круги разделённые на 4,6,8 частей; у учащихся такой же раздаточный материал а) На сколько равных частей разделён голубой круг? (на 6 частей)  Возьмите 1/6 части круга, а потом ещё 3/6 части круга.  Сколько частей вы взяли? (4/6)  б) На сколько равных частей разделён зелёный круг? (на 4 части)  Возьмите ј часть круга, а потом ещё 2/4 части круга.  Сколько частей вы взяли? (3/4)  в) На сколько равных частей разделён красный круг? (на 8 частей)  Возьмите 4/8 части круга, а потом ещё 3/8 части круга.  Сколько частей вы взяли? (7/8)  Ребята, как вы узнали, сколько частей вы взяли всего?  Какое действие вы произвели с этими дробями? (сложение)  Вот вы и назвали тему нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»  Работа в тетрадях.  Отступаем 4 клеточки вниз от последней записи, записываем число и тему урока








Выполняют предложенные задания


















Формулируют тему и цель урока, задачи.

Записывают в тетради
дату и тему урока.
Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза
Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации
Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности


IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Групповой метод, само и взаимопроверка
Организует работу в парах

Учитель: на доске (слайд №4) нарисованы фигуры.
Какие геометрические фигуры нарисованы? (треугольник, прямоугольник)  Задание 1. (Слайд №5) На сколько равных частей разделён прямоугольник (на 4 части)  Закрасьте ј часть прямоугольника синим цветом, а 2/4 части – красным цветом.  Какая часть прямоугольника закрашена синим цветом, красным цветом?  Какая часть всего закрашено? (3/4)  Какой знак действия нужно поставить между ј и 2/4, чтобы получить ѕ? (плюс) . Какое действие мы выполнили? Задание 2. (Слайд №6) На сколько равных частей разделён треугольник? (на 4части) Закрасьте 2/4 части – зелёным карандашом, а ј части – красным карандашом.  Какая часть треугольника закрашена зеленым и красным цветами? (1/4 и 2/4)  Сколько всего частей закрашено? (3/4).  Какой знак действия нужно поставить между 2/4 и 1/4, чтобы получить 3/4?(плюс)  Давайте сделаем вывод.  Как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями?  


Динамическая пауза (Слайд 7)
Ученикам поочередно демонстрируются примеры на сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Если пример решен правильно, выполнить определенное действие, если неправильно, то же выполняется определенное действие (наклон влево, вправо, поднять руки вверх, наклон головы и т.д.)









Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу, обсуждают полученный результат













Ребята своими словами формулируют правило, а затем свои выводы сравнивают с правилом в учебнике.





Выполняют действия сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сопровождая выполнением упражнений динамической паузы.




Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого
Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями
Умение анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между дробями

V. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Цель:
формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях.

















Дифференцированная самостоятельная работа
Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения
Задачи на доске (слайды №8-10)

Выполняют задания, называют место и причины затруднения.
Исправляют ошибки













Учащиеся решают задачи разного уровня сложности
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.








VI. Рефлексия
Цель:
формирование умений, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее
Фронтальная













индивидуальная
Организует рефлексию.

Собирает листы с таблицей, выставляет оценки.
Ученикам предлагается заполнить таблицу из трех граф (слайд №11)
1. В графу «+» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «-» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, чтобы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.


Анализируют свою работу, заполняют предложенную таблицу, сдают таблицы.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы


VII. Домашнее задание.

Формулирует и комментирует задание на дом.
Записывают задание в дневники: п. 26 №1040 №1041(а, б,в, г) №1043
Осознавать собственную жизненную позицию, ответственность, значимость

















15