Методические рекомендации по обобщению опыта работы классных руководителей городских и сельских школ



Список используемой литературы:


Титова Е.В. Методическая деятельность. Словарь-справочник. Пермь, 1990г.
Пантелеева Т.А. Изучение ППО как анализ профессионального роста педкадров. Павлодар, 2001г.
Сборник МИРОС, Москва, 1999г.


Центр творчества детей и юношества «Кайнар»







Методические рекомендации
по изучению, обобщению и распространению
передового педагогического опыта классных руководителей










Методические рекомендации
по изучению, обобщению и распространению
передового педагогического опыта классных
руководителей

Теоретические основы обобщения
педагогического опыта.
Знание методистами и педагогами теоретических основ обобщения педагогического опыта обеспечивает повышение педагогической культуры. Изучив научно-педагогическую литературу, можно выявить сущность следующих понятий:
обобщение педагогического опыта
передовой педагогический опыт
критерии передового педагогического опыта
методы изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта
Обобщение передового педагогического опыта – «Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщённое систематизированное его описание. Результат методической деятельности, её продукт» (Титова Е.В. Словарь-справочник).
Передовой педагогический опыт – оптимально организованная деятельность, дающая максимально возможные воспитательные результаты.
Критерии передового педагогического опыта:
новизна опыта
актуальность и перспективность опыта
высокая результативность опыта
соответствие достижениям передовой педагогической науки
оптимальность опыта
возможность применения его другими педагогами.

Приложение 1

Карточка педагогического опыта

1. Фамилия:
2. Имя:
3. Отчество:
4. Категория:
5. Тема обобщения:
6. Новизна решаемой педагогической задачи:
7. Теоретическая база опыта:
8. Ведущая педагогическая идея:
9. Практическое значение опыта, практический эффект:
10.Перспективы развития:
11.Эксперт:
Приложение 2

Определение точек успешности классного руководителя

Критерий
Качество


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Я могу ставить воспитательные цели











Я могу формулировать задачи воспитания











Я могу добиваться результата в соответствии с поставленными целями и задачами











Я могу отследить результаты своей деятельности (мониторинг и диагностика)











Я могу анализировать свою деятельность











Я владею (применяю) современными воспитательными технологиями











Я владею методиками проведения внеклассных мероприятий











Я могу создать в классе позитивную атмосферу











В моём классе присутствует дух коллективизма и взаимопомощи











Я могу найти контакт с любым ребёнком, разрешить любой конфликт











Я владею методами и приёмами работы с подростками девиантного поведения











Я могу организовать родительскую общественность для совместной деятельности по воспитанию











У меня высокий уровень исполнительской дисциплины













5. Выставка наработанных классным руководителем материалов (разработки мероприятий, классных часов, родительских собраний, описание системы воспитательной работы, диагностические материалы, и др.)
6. Выпуск методических пособий, памяток, рекомендаций, брошюр и т.д.



IV.Содержание документов
в папке классного руководителя, обобщающего опыт работы.

1. Титульный лист или карточка передового опыта (приложение 1)
2. Фотография педагога, чей опыт обобщается
3. Информационная карта автора опыта, заполненная им самим
4. Карта успешности классного руководителя. Точки успешности определяются экспертным советом (приложение 2)
5. Рецензия методиста (ЗДВР, руководитель МО классных руководителей), изучившего опыт работы
6. Личные материалы педагога (разработки мероприятий, классных часов, родительских собраний, описание системы воспитательной работы, диагностические материалы, работы детей, выступления на совещаниях, педсоветах, перечень видеоматериалов и др.)

Методика обобщения педагогического опыта включает 4 стадии деятельности по обобщению опыта:
выбор темы
выявление объектов изучения
изучение опыта
всестороннее изучение всей системы работы педагога.
Методы изучения опыта:
наблюдение и анализ уроков, классных часов и внеклассных мероприятий педагога
изучение методической документации
анализ результатов тестов и анкет учащихся, родителей
беседы с педагогом
методические задания по описанию своего опыта или отдельных приёмов своей работы и их результатов.
Анализ педагогического опыта:
личностный
принципы, методы, приёмы, которые использует классный руководитель в своей работе и которые могут быть использованы и другими педагогами (объективная сторона опыта)
стиль работы классного руководителя, характер его взаимоотношений с воспитанниками и родителями, его способности в организации их деятельности (субъективная сторона, которая на может быть прямо перенесена в опыт других педагогов)
функциональный
предполагает анализ отдельный методов, приёмов, способов организации воспитательного процесса разными педагогами.
































Классификатор методических материалов по видам и уровням















III.Алгоритм обобщения педагогического опыта
классного руководителя

1.Ознакомление с передовым опытом классного руководителя – сообщение заместителя директора по воспитательной работе
2. Показ методов, приёмов работы в действии через открытые классные часы, внеклассные мероприятия, заседания родительского комитета, ученического самоуправления и т.д.
3. Практическое обучение новым приёмам через семинар-практикум, показ видеоматериалов, взаимопосещений
4. Творческий отчёт классного руководителя, чей опыт изучается на МО классных руководителей (панорама идей, творческий отчёт, мастер-класс, школа передового опыта, школа молодого классного руководителя и т.п.)

II. Технологическая схема
организации процесса обобщения педагогического опыта


научно-практические конференции педагогов
методические объединения
педагогические советы
семинары
выставки методической литературы
другие формы

3. Распространение и внедрение педагогического опыта

Методи-
ческая помощь

4. Результаты обогащения педагогического опыта
повышение профессионального мастерства
изменение ценностных установок педагогов
овладение методикой обобщения опыта
создание методической продукции

Методическое обеспечение обобщения педагогического опыта

Культура педагогического исследования

2. Технология описания педагогического опыта

Методи-
ческое обучение

Методи-
ческое руковод
ство

Методы изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта

Критерии передового педагогического опыта

Понятия:
обобщение педагогического опыта
передовой педагогический опыт

1. Теоретические основы обобщения педагогического опыта

Инструктивные:
инструкция,
памятка,
аннотация

Организационные:
план,
сценарий,
положение

Аналитические:
реферат,
доклад,
тезисы

Организационно-внедренческие:
рекомендации, методические разработки, пособия

Проектировочные:
проект,
программа

Проблемно-аналитические:
научная статья

Проблемно-аналитические:
научная статья



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415