УМК по МДК 01.03. Автоматизация управления предупреждения и ликвидации ЧС
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Технический пожарно-спасательный колледж № 57
имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука
Рабочая программа междисциплинарного курса
«Автоматизация управления предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
профессионального модуля ПМ.01 «Эксплуатация и модификация информационных систем»
для специальности: 230401 Информационные системы (по отраслям)
(базовая подготовка)
Москва
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
стр.
4
2. результаты освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
9
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
11
4 . условия реализации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
13
5. Контроль и оценка результатов освоениЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
19
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа междисциплинарного курса «Автоматизация управления предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее рабочая программа) – является вариативной частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 «Информационные системы» (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности Эксплуатация и модификация информационных систем
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:
уметь:
создавать алгоритмы классификации землетрясений;
вычислять бальность землетрясения;
алгоритмизировать оценку последствий землетрясений.
прогнозировать последствия наводнений по характеру погодных условий.
оценивать параметры селевых потоков и представлять результаты вычислений в графическом виде;
алгоритмизировать вычисление давление селевого потока на стены зданий и сооружений;
оценивать степень повреждения знаний в результате схода селевых потоков;
оценивать параметры взрывов конденсированных веществ;
анализировать воздействие взрывов на сооружения;
алгоритмизировать построение диаграмм поражения ударной волной объекта.
создавать модули классов в среде Visual Basic;
разрабатывать прототипы ГИС;
применять прототипы ГИС для оценки, моделирования и прогнозирования ЧС.
пользоваться программными средствами СУБД Access;
разрабатывать базы данных.
создавать формы для ввода и редактирования информации;
автоматизировать обработку данных по запросу пользователя.
знать:
источники ЧС;
параметры оценки ущерба от ЧС;
территориальные уровни ЧС.
физические параметры землетрясений;
возможные последствия землетрясений;
статистические параметры землетрясений;
основные причины и условия возникновения наводнений;
причины возникновения селевых потоков;
основные характеристики селевых потоков;
основные типы селезащитных сооружений;
основные причины возникновения взрывов;
зависимость степени разрушения зданий от величины избыточного давления;
информационную основу, структуру и функции ГИС;
особенности организации данных в ГИС;
возможности объектно-ориентированного программирования;
понятия объектно-ориентированного программирования.
Определение ГО;
основные задачи ГО;
схема управления по делам ГО И ЧС.
Модели данных;
принципы нормализации данных;
Основные элементы управления;
принципы составления поисковых запросов;
основы языка SQL;
стандартные агрегирующие функции;
Структуру и функции РСЧС;
типы органов управления РСЧС;
информационные потребности органов управления.
Функции АИУС РСЧС;
принципы информационного обмена в АИУС РСЧС;
основные задачи развития АИУС РСЧС.
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине в рамках образовательной программы и в сфере профессиональной деятельности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 244 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 163 часа;
самостоятельной работы обучающегося 81 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
244
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
163
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
80
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
30
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
81
Итоговая аттестация в форме - зачета
2.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
Раздел 1. Прогнозирование и ликвидация последствий ЧС
85
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации и их классификация
Содержание:
8
1-3
Классификация ЧС по источнику возникновения. Техногенные, природные, социальные и биологические ЧС. Характер последствия и территориальные уровни ЧС.
Самостоятельная работа обучающихся
Негативные факторы воздействия источников ЧС на человека и среду обитания
Тема 1.2. Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций
Содержание:
8
1-3
Цель, задачи и мероприятия ликвидации последствий. Жизнеобеспечение населения. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа обучающихся
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Тема 1.3. Особенности ликвидации последствий землетрясений
Содержание:
8
1-3
Классификация землетрясений. Эпицентральное расстояние, магнитуда и бальность землетрясения. Классификация зданий по сейсмостойкости. Вероятность получения зданиями повреждений разной степени тяжести. Материальный ущерб.
Практическая работа:
Определение типа и зоны действия землетрясения
Самостоятельная работа обучающихся
Статистика наиболее опасных землетрясений
Тема 1.4. Определение параметров и моделирование последствий землетрясений
Содержание:
16
1-3
Общие и безвозвратные потери. Вероятность, время ожидания и повторяемость землетрясений. Устойчивость систем жизнеобеспечения.
Практическая работа:
Вычисление интенсивности землетрясения, определение ущерба от землетрясения
Прогнозирование степени повреждения зданий
Самостоятельная работа обучающихся
Составление различных схем по магнитуде и бальности землетрясения
Тема 1.5. Особенности ликвидации последствий наводнений
Содержание:
4
1-3
Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера появления. Классификация наводнений в зависимости от масштаба их распространения и повторяемости. Характеристика основного поражающего фактора наводнений.
Самостоятельная работа обучающихся
Статистика наиболее опасных наводнений
Тема 1.6. Прогноз возникновения наводнений
Содержание:
6
1-3
Параметры волны затопления. Повторяемость наводнений. Средний ежегодный ущерб от возникновения наводнений. Характеристики паводков и половодий
Практическая работа:
Прогноз наводнения по погодным условиям
Самостоятельная работа обучающихся
Условия сильных, слабых и средних разрушений при наводнении
Тема 1.7. Особенности ликвидации последствий селевых потоков
Содержание:
10
1-3
Классификация селевых потоков. Правила поведения населения при селевых потоках и действия по ликвидации их последствий. Плотность, высота и скорость движения селевого потока.
Практическая работа:
Вычисление параметров селевого потока
Прогнозирование последствий схода селевого потока
Самостоятельная работа обучающихся
Причины образования и последствия селевых потоков
Тема 1.8. Расчет последствий возникновения селевых потоков
Содержание:
8
1-3
Статическое, динамическое и суммарное давление селевого потока на сооружения. Селезащитные сооружения. Коэффициент снижения давления селевого потока. Эффективное давление на сооружения.
Практическая работа:
Прогнозирование последствий схода селевого потока с учетом селезащитных зданий
Построение графиков скорости селевого потока
Самостоятельная работа обучающихся
Оценка последствий при возникновении селевого потока
Тема 1.9. Анализ чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными взрывами
Содержание:
13
1-3
Масса взрывчатого вещества. Расстояние от эпицентра и приведенное расстояние. Избыточное давление на фронте ударной волны. Координатные законы разрушения зданий и сооружений.
Практическая работа:
Оценка степени повреждений зданий в результате аварийных взрывов
Вычисление расстояния от эпицентра взрыва
Прогнозирование последствий взрывов
Прогнозирование последствий взрывов
Самостоятельная работа обучающихся
Взрыв парогазовоздушного облака в ограниченном пространстве
Контрольная работа
2
Раздел 2. Геоинформационные технологии
28
Тема 2.1. Геоинформационные системы (ГИС)
Содержание:
6
1-3
Растровая и векторная карты. Функциональные возможности и области применения ГИС. Пространственные и атрибутивные данные. Направления развития ГИС.
Самостоятельная работа обучающихся
Особенности организации данных в ГИС
Тема 2.2. Разработка инструментальных средств ГИС
Содержание:
22
1-3
Классы объектов, их свойства и методы. Понятие инкапсуляции. Глобальные и локальные переменные, процедуры и функции. Графические возможности Visual Basic. Применение пространственных и атрибутивных данных при создании прототипов ГИС.
Практическая работа:
Построение интерактивной карты зданий и сооружений
Создание прототипа ГИС
Разработка и создание прототипа интерактивной ГИС
Самостоятельная работа обучающихся
Математические, технологические и инструментальные основы представления и обработки в ЭВМ географических данных
Раздел 3. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
16
Тема 3.1. Организация оповещения населения.
Содержание:
4
Системы централизованного оповещения территориального уровня, местного уровня. Система оповещения города, сельского района. Локальные системы оповещения.
Самостоятельная работа обучающихся
Мероприятия непосредственной защиты населения и территорий
Тема 3.2. Использование средств индивидуальной защиты
Содержание:
4
Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты
Самостоятельная работа обучающихся
Инженерная защита населения и территорий
Тема 3.3. Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения
Содержание:
4
Характеристики радиационной, химической и медико-биологической защиты населения. Допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Характеристика опасных веществ
Самостоятельная работа обучающихся
Специальная обработка
Тема 3.4. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Содержание:
4
Учебно-методические сборы, штабные и объектовые тренировки, командно-штабные и комплексные учения по ГО и защите от ЧС. Принципы организации работы по обеспечению безопасности персонала предприятий и населения, методы повышения работоспособности, снижение травматизма, устранения причин аварийности на производстве.
Самостоятельная работа обучающихся
Организация эвакуации
Раздел 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
18
Тема 4.1. Структура РСЧС
Содержание:
Назначение и задачи РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Силы и средства РСЧС
Тема 4.2. Автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС
Содержание:
Назначение АИУС РСЧС в автоматизации процесса управления в РСЧС. Состав и структура АИУС РСЧС. Основные информационные технологии управления, применяемые в АИУС РСЧС.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Функциональные подсистемы АИУС РСЧС
Тема 4.3. Система связи РСЧС
Содержание:
Задачи службы оповещения и связь. Организация связи при чрезвычайных ситуациях. Схема организации связи в районе ЧС
6
Самостоятельная работа обучающихся
Виды связи
Раздел 5. Автоматизация работы штаба ГО
61
Тема 5.1. Структура и основные задачи управления по делам ГО и ЧС
Содержание:
Организация ГО по территориальному и производственному принципу. Службы и силы ГО. Процесс оперативного управления ликвидацией ЧС. Функциональная схема управления предупреждением и ликвидацией ЧС.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Подсистемы организации управления и ликвидации ЧС
Тема 5.2. Разработка и эксплуатация системы управления базой данных объектов ГО
Содержание:
Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных. Нормализация данных. Первая, вторая и третья нормальные формы. Первичные и внешние ключи. Установление взаимосвязей между таблицами реляционной базы данных.
28
Практическая работа:
Создание модели и таблицы данных объектов
Создание типов данных и разработка базы данных
Создание формы для регистрации объектов экономики
Создание формы навигации
Самостоятельная работа обучающихся
Система управления базой данных
Тема 5.3. Системы поддержки принятия решений
Содержание:
Создание форм в режиме конструктора. Разработка интерфейса формы. Управляющие элементы. Создание отчетов. Построение базового запроса. Создание отчета в режиме конструктора.
29
Практическая работа:
Построение базы данных объектов ГО
Создание форм для ввода и редактирования данных
Построение базового запроса
Разработка отчета в режиме конструктора
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с приложением Microsoft Access
Зачет
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
Основные опасности природного, техногенного и экологического характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация
Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения
Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Особенности ликвидации последствий землетрясений
Особенности ликвидации последствий наводнения
Особенности тушения лесных и торфяных пожаров
Особенности ликвидации последствий радиационной аварии
Особенности ликвидации последствий химической аварии
Особенности ликвидации последствий биологической аварии
Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте
Ликвидация последствий террористических актов
Основы организации управления в РСЧС
Автоматизированная информационная система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единые дежурно-диспетчерские службы
Пункты управления РСЧС
Система связи РСЧС
Организация реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях
Авиационные технологии реагирования на чрезвычайные ситуации
Геоинформационные технологии в РСЧС
30
Всего:
244
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории «Информационные системы».
Оборудование лаборатории:
Мебель и стационарное оборудование лаборатории:
доска учебная;
рабочее место для преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
методические и справочные материалы;
наглядные пособия;
нормативная документация.
Технические средства обучения:
видеопроектор;
проекционный экран;
интерактивная доска;
персональные компьютеры с программным обеспечением:
базовое:
– операционные системы (две основные линии развития ОС (открытые и закрытые);
– языки программирования (виды (парадигмы) языков по областям применения);
– программные среды (текстовые процессоры, электронные таблицы, персональные информационные системы, программы презентационной графики, браузеры, редакторы WEB-страниц, почтовые клиенты, редакторы растровой графики, редакторы векторной графики, настольные издательские системы, средства разработки);
– системы управления базами данных, средства управления хранилищами данных, средства управления витринами данных;
прикладное:
– информационные системы по отраслям применения (корпоративные, экономические, медицинские и др.).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мастюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2013. – 336 с.
Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений: - М.: Академия, 2011. – 320 с.
Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений: - М.: Академия, 2013. – 176 с.
Голицына О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В. Базы данных: учеб. пособие для СПО. – М.:Инфра)М: Форум, 2011.
Голицына О.Л., Попов И.И., Партыка Т.Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие. – М.: Инфра-М: Форум, 2011.
Дополнительные источники:
Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов: учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
5. Контроль и оценка результатов освоения
междисциплинарного курса
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
умение выделять жизненные циклы проектирования автоматизированных систем;
аргументировать использование методов и критериев оценивания предметной области;
результативность построения архитектурной схемы;
результативность проведения анализа предметной области;
рациональность выбора модели построения информационной системы и программных средств
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях;
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх;
при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов;
при проведении курсового проектирования
при выполнении работ на различных этапах учебной (производственной) практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по МДК, экзамена (квалификационного по модулю)
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
аргументировать выбор методов, средств и технологий применении объектов профессиональной деятельности;
результативность взаимодействия со специалистами смежного профиля
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
результативность разработки отдельных модулей автоматизированной системы;
рациональность выбора средств разработки;
соблюдение требований рабочего задания;
результативность документирования производственных изменений
ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
результативность экспериментального тестирования автоматизированной системы на этапе опытной эксплуатации;
рациональность выбора средств и методов тестирования;
результативность документирования производственных изменений
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
результативность оформления программной и технической документации, с использованием стандартов оформления программной документации
ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
результативность применения документации систем качества;
результативность применения основных правил и документов систем сертификации Российской Федерации
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
результативность инсталляции и настройки системы в рамках своей компетенции;
результативность оформления программной и технической документации с использованием стандартов оформления программной документации и применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
ПК 1.8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.
результативность консультирования пользователей
результативность разработки фрагмента методики обучения пользователей
результативность выполнения регламентных работ по обновлению, техническому сопровождению;
результативность выполнения сохранения и восстановления базы данных автоматизированной системы;
результативность составления плана резервного копирования
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции
результативность организации доступ пользователей автоматизированной системы в рамках своей компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
наличие положительных отзывов по итогам практики;
участие в студенческих конференциях, выставках научно-технического творчества молодёжи и т. п.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:
на практических занятиях;
при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх;
при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов;
при выполнении работ на различных этапах учебной (производственной) практики;
при проведении: контрольных работ, зачётов, экзаменов по МДК, экзамена (квалификационного по модулю)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
своевременность сдачи отчётных материалов по выполнению практических заданий, программы практики;
результативность выбора методов и способов выполнения профессиональных задач
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
результативность и обоснованность решений, принимаемых в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
оперативность и результативность информационного поиска необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач;
положительная динамика профессионального и личностного развития в результате использования найденной информации
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
аргументированность выбора информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач;
результативность использования информационно-коммуникационных технологий при решении производственных задач
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
мобильность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
проявление инициативы при выполнении профессиональных задач;
результативность выполнения работы руководителя группы;
наличие лидерских качеств
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
аргументированность выбора целей и мотивации деятельности подчинённых;
проявление ответственности за работу членов команды и результат выполнения задания;
самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы группы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
планирование повышения личностного и квалификационного уровня
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;
анализ инноваций в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности с учётом профессиональных знаний
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4&, Знак2 Знак Знак