Мастер-класс «Формирование функционально грамотной личности на уроках биологии через технологию проблемно-диалогического обучения»
Мастер-класс «Формирование функционально грамотной личности на уроках биологии через технологию проблемно-диалогического обучения»
I. Презентация педагогического опыта мастера.1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Урок - часть жизни ученика, педагоги пришли к выводу, что обучение должно быть активным и главное на уроке - деятельность учащегося.
Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: решают проблемную ситуацию, обмениваются мнениями и суждениями, сотрудничают и т.д.
В связи с этим, я считаю, что наиболее актуальной, в сложившихся условиях, является технология проблемно-диалогического обучения.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили «готовеньким» и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
По этой технологии мною разработан ряд уроков по биологии с 5 по 8 класс.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.
Достижения в опыте работе по ОС «Школа 2100» - участие в экспериментальной площадке, открытые уроки на городском, региональном и российском уровнях, публикации в Интернете на страницах СМИ
1.4. Доказательства результативности деятельности учащихся.
Наши выпускники отличаются личностными качествами – инициативны, умеют использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях, любознательны, обладают общеучебными умениями – умеют результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, могут оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
Формирование осознанной мотивации к обучению, активизация учащихся на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний. Мне необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал эффективному формированию функционально грамотной личности, понимающего важность биологии в современном общественном прогрессе и умеющего применять полученные знания на практике.
II. Представление системы уроков.2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
В данной папке содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение моей работы в школе. Надеюсь, мой опыт заинтересует преподавателей и будет им полезен.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения.
III. Имитационная игра.3.1. Учитель-мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
1) Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения на уроках биологии.
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе.
"Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки.Её изучали до вас очень многие,Но все же она молода, как всегда,Красавица в мире наук - биологияНаука о жизни!Вперёд же друзья!"
Алгоритм подготовки и проведения проблемно-диалогических уроков
Этап урока
Приёмы, используемые на уроке
1.Постановка проблемы
- побуждающий диалог
- подводящий диалог
- сообщение темы с мотивирующим приёмом
2. Поиск решения:
- если проблема есть
- если проблемы нет
- побуждающий диалог
- подводящий диалог
- подводящий без проблемы диалог
3. Продуктивные задания
- создание опорных схем, сигналов
- создание художественных образов
( стихи, сказки, загадки, метафоры)
- формулирование вопросов или темы урока
2) Примеры реализации элементов проблемно-диалогического обучения на уроках биологии.
I. Создание проблемной ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Например, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Реакция удивления школьников и означает возникновение проблемной ситуации.
- Послушайте внимательно факты (слайд):
- Общая масса пищи, съедаемой маленькой землеройкой за сутки превосходит массу зверька в 2 – 3 раза. Без корма землеройка погибает через 7 – 9 часов.
Добыча прыткой ящерицы – мухи, комары и другие мелкие насекомые, от 5 до 10 штук насекомых. Дневной рацион прыткой ящерицы невелик - всего один грамм еды.
- Какие вы видите факты?
(- Землеройке нужно много еды, а прыткой ящерице очень мало.)
Какой у вас возникает вопрос?
(- Почему землеройка съедает пищи в 2-3 раза больше своего веса?
- Почему прыткой ящерице пищи нужно гораздо меньше?)
- Что нам предстоит сегодня выяснить?
II. Формулирование проблемы
- Какую проблему мы будем решать на уроке?
(- Почему одним животным нужно много пищи, а другим меньше? )
III. Выдвижение гипотез
(1. Повысить обмен веществ.
2. Улучшить активность. 3. Быть теплокровными.)
IV. Актуализация знаний
Планирование деятельности
Не знаем
1. Каким образом достигают высокой температуры и активности?
2. Как регулируют температуру?
3. На какие процессы повлияет: а) недостаток тепла?
б) увеличение тепла?
V. Открытие нового знания (работа с группой слушателей)
- Откройте учебники, стр.224. Используя рубрику «Чем теплее, тем лучше» на стр. 224, определите, высокая температура для организма это лучше или хуже?
(- С ростом температуры возрастает скорость химических реакций, увеличивается скорость пищеварения, сердцебиения, мышечных сокращений. Значит, высокая температура – это лучше.)
Пока группа работает, учитель обсуждает и рассказывает: Множество иллюстраций, схем и афористичные названия параграфов и рубрик создают мотивацию к обучению.
Конспект.
VI. Рефлексия
Уважаемые коллеги, наступила весна, греет солнышко, появились красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- как вы считаете, что ответил мудрец?
3)“Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя
любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.