Мастер-класс Традиционная система питания народов ханты и манси








Традиционная система питания народов ханты и манси



учитель технологии Фаруза Салимовна Ахмерова
МБОУ «СОШ №1»













г. Нефтеюганск 2015 Слайд 1 Традиционная система питания народов ханты и манси
учитель технологии Фаруза Салимовна Ахмерова
г. Нефтеюганск МБОУ «СОШ №1»
Слайд 2 Цель:
1. Ознакомление с системой традиционного питания народов ханты и манси.
    Легендарная Югра является исторической родиной прежде всего обско-угорских народностей: ханты и манси, ненцев и селькупов. Хозяйственная деятельность коренных народностей проявляется в следующих формах: охота, рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Сохраняются ловчие приспособления черканы, петли, слопцы, а также древние способы ловли  запоры, гимги, сети, неводы, котцы, перемёты. Оленеводство обских угров (как и лесных ненцев) относится к таёжному типу   небольшими стадами, с вольным содержанием оленей большую часть года, применением в летнее время дымокуров и оленьих изб, подкормкой сушёной рыбой. Исторически сложившиеся приёмы и правила приготовления пищи, обусловлены природными и хозяйственными условиями жизни ханты и манси. Хантыйская и мансийская печка, как в сказке «гуси- Слайд 3 лебеди» стоит вне стен избы под открытым небом. Трубы у неё нет, стенки глинобитные, конусом, сходящиеся в скругленный свод. В облике её действительно есть Слайд 4 что-то уютное – маленький домик, в котором вполне может спрятаться ребёнок. Печь хлебная, (манс.  нянь варне кур; нань варнэ кур; хант.  кур, кор, куор, кер, н'ан кор, нянь верте кар), уличная печь, специально устраиваемая около жилища или на месте промысла. Ставилась непосредственно на землю, на бревенчатый сруб в 23 венца, на 4 сваи (7080 см высотой). Имела цилиндрическую форму, остов делали из прутьев, согнутых дугой, закреплённых концами на противоположных сторонах основания печи. Изнутри и снаружи его обмазывали глиной, оставляя впереди отверстие-чело, через которое выходил дым. Над печью сооружали навес, рядом с ней держали дрова и посуду.
Слайд 5 В печи не жарили и не варили, а пекли она предназначаласть только для выпечки хлеба и пирогов.
Слайд 6 Приготовление пирога с ягодой – «вонсюм нянь». Этот пирог можно приготовить с черникой или брусникой. Он может быть из ржаной и пшеничной муки. В блюде деревянной ложкой растирают спелые ягоды, постепенно добавляя муку, чтобы получилась однородная густая масса. Такая ягода никогда не пустит сок. Сахар в такую начинку не нужен. Середина пирога остается открытой.
Слайд 7 Пирог ставят в печь вместе с хлебом
Слайд 8 Разборное жилище – чум. Порядок в чуме обеспечивался тем, что у каждого человека, каждой вещи, предмета было определённое место, а члены семьи соблюдали установленный веками этикет. Очагом служил глиняный чувал, напоминающий камин; в чуме  костёр или железная печь.
Слайд 9 Чувал – прадедушка русской печки. Чувал имеет полукруглую форму, суживаясь кверху в трубу, которая выходит наружу через отверстие в крыше дома. Чтобы нагреть выстывший дом, чувалу хватит небольшой охапки дров. Широкая труба создает хорошую тягу – даже сырые дрова хорошо горят. В чувале можно отогреться, быстро сварить чай, за полчаса приготовить уху.
Слайд 10-11Традиционный очаг-камин для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища и таган.
Разводить огонь в очаге можно было только после утреннего умывания всех домочадцев, т.к. огонь  святое существо. В противоположном углу, на больших полках, хранились посуда, вода, провизия. Вокруг очага находились котёл, чайник, вёдра с водой. Посуда изготовлялась из дерева или бересты, т.к. в ней дольше сохранялись продукты. Основная пища это рыба, мясо, ягоды.
Слайд 12 Не случайно раньше ханты и манси называли «рыбоядцами». Большую роль в рационе питания играет рыба Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осётр, сырок, стерлядь, щука, язь. По притокам Иртыша и Оби ловится таймень, тугун, хариус, щокур, пыжьян, пелядь, а в таёжных небольших речках и озёрах  щука, язь, окунь, налим, карась, елец, сорога, мегдым.
Слайд 13-15 В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка)  свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копчёную рыбу (чомых), сушёную (пачи, ехул). Из сушёной рыбы толкут порсу  рыбью муку, из которой варили похлёбку, пекли хлеб, добавляя в муку, часто перемешивали с сушёной и свежей ягодой. Вялят рыбу весной, когда нет мух, и рыба быстро сохнет на солнце и ветру. Свежепойманную рыбу едят сырой, а также мороженой, варёной, жарено-сушёной, вяленой. Вытапливали рыбий жир, употребляли с рыбой, ягодами, мучными изделиями. Никаких приправ в приготовлении рыбы ханты и манси не используют.
  Слайд 16  Второй продукт питания ханты и манси  мясо, особенно в северных районах, где семьи имеют в достаточном количестве оленей. У южных и восточных ханты, где оленей было очень мало, добавкой к рыбному рациону были лосятина, мясо дикого оленя, дичи, некоторых пушных зверьков (зайца, белки, барсука), уток и гусей. Мясо оленя, лося употребляют в пищу сырым, варёным, жареным, вяленым и копчёным. У манси главной пищей считаются мясо и рыба. Некоторые ханты не едят мясо лося сырым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая тёплая кровь оленя, костный мозг. Впрок заготовляют сушёное лосиное мясо. Его режут узкими полосками, развешивают на шесты и поднимают высоко для просушки и проветривания. Мясо лося или оленя варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Бульон заваривают мукой. Впрок заготовляют топлёное сало, зимой его замораживают.
Слайд 17 Весной с нетерпением ждали прилета гусей, уток, лебедей. В натуральном хозяйстве манси и ханты птицы шли сразу после рыбы и зверя. Мясо птицы становилось особенно ценным продуктом весной, когда затруднялась добыча зверя и рыбы.
Слайд 18 Птиц стреляли из лука, из ружья; ловили с помощью специальных сеток.
Слайд 19 Особенно жирны утки в первый перелет в апреле-мае.
Слайд 20  Перья и пух птицы просушивают и набивают подушки
Слайд 21  Разделка птицы для варки
В летнее и осеннее время в пищу употребляют ягоды клюкву, бруснику, чернику, морошку, в основном в свежем виде. Сушат черёмуху, смородину, чернику. Заготовляют полевой чай, чагу, полевой лук, дикий чеснок. Толчёную черёмуху смешивают с мукой, пекут лепёшки, едят с рыбьим жиром или варкой. На зиму толчёную черёмуху хранили в рыбьем жире. Напитками служили вода, отвары из чаги и трав. Дети питаются теми же продуктами.
Включая в рацион сырое мясо, печень, рыбу, ягоды, жители пополняли свой организм витаминами, белками, жирами и микроэлементами, что способствовало максимальному ускорению восстановительных процессов в организме.
Слайд 22  Кедр – подлинное дерево жизни. Загадка: «На вершине дерева – узорчатый кузовок» - это кедровая шишка. С августа, когда поспевают кедровые шишки, и стар, и млад отправляются в лес «шишковать».
Слайд 23 Сейчас для обработки шишек используются шишкодробилки – барабаны. С их помощью шишки измельчают. Орехи отделяют от шелухи, встряхивая на ситах. Отделив ядрышки их сушат над ямами, где разведен огонь и сушат до тех пор пока не перестанет идти пар.
Слайд 24 Чу! Уж не плывет ли это В край мой северное лето? Или это вихрь поет? Или счастье к нам плывет? То плывет напев родимый Полнозвучный, негасимый!..
Всюду – новые деревни. Милый Север стал напевней!..
Край мансийский расцветает! И от счастья сердце тает!..
Юван Шесталов
С освоением Севера в питании стали преобладать покупные продукты.

15