ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ СОЦИАЛЬНО — БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (8 КЛАСС)
БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Пояснительная записка
С большим трудом усваивает школьник с интеллектуальными нарушениями усложнённые навыки ориентирования в окружающей жизни: навыки общения, навыки использования табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые ученик с ограниченными возможностями получает на уроках чтения, письма, счёта. Обученный элементарной грамоте и счёту школьник может более успешно адаптироваться в общественной жизни.
ЦЕЛЬ: для элементарной социализации сообщить ребёнку с интеллектуальными нарушениями знания об окружающем мире, соответствующие его возможностям.
Задачи.
Учебные:
-научить пользоваться знаковыми системами;
-изучить родной город и познакомиться с его предприятиями;
-передать знания и исторические сведения о своей родине и государстве, его культурных традициях.
Коррекционные:
-развивать навыки речевой культуры;
-развивать адекватность реакций при общении с окружающими;
Воспитательные:
-воспитание культуры поведения;
-воспитание положительных эмоций, правильных взаимоотношений с людьми.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Одного обучения грамоте и счёту для подготовки к самостоятельной жизни и самообслуживания недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.
Мало, если подросток заучит наизусть и будет владеть только умениями и навыками, указанными в программе социально – бытовой ориентировки, нужно научить его общаться дружелюбно и заботиться о родных и близких людях.
Основными методами обучения в данном случае являются показ, демонстрация, просмотр видео (фильма), практические упражнения и дидактические игры. Формы – урок, экскурсия, практическая работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Народы России
Российское государство – самая большая в мире страна. Народы в нашей стране живут дружной семьей.
Великая Отечественная война
Беседы о Великой Отечественной войне. Пионеры и комсомольцы – герои Советского Союза. Самоотверженный труд советских людей.
Мой город
Главные улицы города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия обслуживания трудящихся. Памятники города. Экскурсии к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры.
Трудовое законодательство
Беседа о профессиях. Охрана интересов учащихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы.
Производство и его подразделения: цеха, участки. Мастер производства. Выполнение плана, брак, соревнование. Отдел кадров. Продукция. Требования к ней. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка.
Правовые нормы социалистического общежития
Правила поведения дома, на улице, в общественных местах. Правила поведения на производстве. Береги социалистическое имущество. Ответственность за правонарушения. Милиция. Человек человеку – друг, товарищ, брат. Основные права граждан СССР – право на труд, на отдых, на образование. Кто не работает – тот не ест.
Праздники
Празднование дат Красного календаря и участие в школьных утренниках.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Моя школа, мой город
10
7
3
2.
Наша Родина – Россия, народы России
12
12
3.
Права и обязанности граждан России
13
12
1
Итого:
35
31
4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА 8»
( индивидуальное обучение на дому по Программе для глубоко умственно отсталых детей)
35 час в год, 1 час в неделю
№
Тема урока
Кол – во час
Дата
Коррек
тир.
I четверть (8занятий, 8 час)
Моя школа, мой город
1.
·День знаний в моей школе.
1
3/09
2.
Мои одноклассники. Школьная жизнь.
1
10/09
3.
Мой город. Экскурсия.
1
17/09
4.
Главные улицы города. Городообразующие фабрики и заводы.
1
24.09
5.
День учителя – праздник для всех.
1
01.10
6.
Предприятия обслуживания Чкаловска.
1
08.10
7.
Знаменитые люди – наши земляки. Чкалов В. П. – лётчик – испытатель. Экскурсия в музей В.П.Чкалова.
1
15.10
8.
Великая река – Волга. Реки Чкаловского района
1
22.10
II четверть (8 занятий, 8 час)
1.
Развитие спорта в городе (стадионы, спорткомплексы).
1
5.11
2.
Организация отдыха горожан. Городские праздники.
1
12.11
Наша Родина – Россия, народы России
3.
Россия - одна из самых больших в мире стран.
1
19.11
4.
Моя Родина - Россия
1
26.11
5.
Москва – столица России
1
3.12
6.
Герб, флаг – символы величия страны.
1
10.12
7.
Россия – многонациональное государство.
1
17.24
8.
Народы нашей страны.
1
24.12
III четверть ( 10 занятий, 10 час)
1.
Дружба народов - основа мирной жизни
1
14.01
2.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 г.г.
1
21.01
3.
Оборона Москвы зимой 1941 г.
1
28.01
4.
Подвиг Ленинграда.
1
4.02
5.
Сталинградская битва.
1
11.02
6.
Самоотверженный труд советских людей.
1
18.02
Права и обязанности граждан России
7.
Беседа о профессиях
1
25.02
8.
Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве
1
4.03
9.
Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка.
1
11.03
10.
Увольнение с работы.
1
18.03
IV четверть (9 занятий, 9 час)
1.
Производство и его подразделения: цеха, участки. Мастер производства. Экскурсия в цех на швейную фабрику.
1.04
2.
Выполнение плана, брак. Продукция. Оплата труда.
8.04
3.
Продукция. Требования к ней
15.04
4.
Отдел кадров. Трудовая книжка.
22.04
5.
Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз.
29.04
6.
Правила поведения дома, на улице, в общественных местах.
6.05
7.
Правила поведения на производстве.
13.05
8.
Ответственность за правонарушения. Милиция.
20.05
9.
Основные права граждан России - право на труд, на отдых, на образование.
27.05
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ В ОБУЧЕНИИ
Знать общие сведения о России, иметь исторические сведения о государстве, о своём городе, его предприятиях.
Подросток должен иметь представление о трудоустройстве, и знать куда нужно обратиться и с какими документами.
Уметь правильно эмоционально реагировать при взаимодействии с общественным окружением и иметь преимущественно положительные эмоции, правильные взаимоотношения с людьми.
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА 8»
- навыки диалогового общения;
-культура поведения в общественных местах;
-знание предприятий и учреждений города;
-умение пользоваться сферой общественных и социальных услуг;
-представления о родине, предприятиях и учреждениях, своём государстве;
-понятие документ и его использование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
1.
Пособие для учителя
В.В. Воронкова, С.А. Казакова
Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной школе VIII вида
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006
2.
Учебное пособие
В.П. Субчева
Социально – бытовая ориентировка 6 класс
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012
3.
Литература для учителя
составитель-НИИ дефектологии АПН СССР
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей
Москва – 1983
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15