Заседание школьного методического объединения гуманитарных наук Психолого-педагогическая компетентность учителя
Психолого-педагогическая компетентность учителя
(заседание ШМО)
Цель: актуализация развития психолого-педагогической компетентности учителя.
Вступительное слово руководителя ШМО.
Тема заседания (1-й слайд презентации)
Тема нашего заседания актуальна. Ведь в настоящее время необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса.
Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.
Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования.
Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств, профессионализма, способностей и компетентностей учителя.
Рассмотрим систему компетентностей, которыми должен обладать современный педагог.
Презентация (2-й слайд)
Компетентности педагога
Предметно-методологическая компетентность (ориентация в современных исследованиях по предмету, владение методиками преподавания предмета)
Психолого-педагогическая компетентность (знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика и умение использовать эти знания в конструировании образовательного процесса)
Компетентность в области валеологии образовательного процесса (владение навыками использования здоровьесберегающих технологий)
Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (владение методиками и технологиями медиа-образования)
Коммуникативная компетентность (практическое владение приёмами общения, взаимодействие в системе «учитель-ученик»)
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» (владение управленческими технологиями ( педагогический анализ ресурсов, умение проектировать, планировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса))
Руководитель ШМО.
Современный педагог должен владеть всеми видами компетентностей. Такой учитель – профессионал. Давайте представим себе такого учителя профессионала. Какими качествами, на ваш взгляд, он должен обладать?
(Тактичность, способность к творчеству, работоспособность, способность к сочувствию, коммуникабельность, уверенность в своих силах, уровень саморегуляции и т.д.)
(3-й слайд) (Работа в группах, составление кластера «Качества учителя»)
Презентация кластеров.
Руководитель ШМО.
Каждый учитель – это не просто педагог, но и отличный психолог. Он должен в совершенстве знать индивидуальные особенности психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика. Поэтому важность и актуальность психолого-педагогической компетентности учителя неоспорима. Рассмотрим основные принципы именно этого вида компетентности.
(4-й слайд «Психолого-педагогическая компетентность учителя»). Основную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность.
(5-й слайд «Схема взаимоотношений педагога и ученика»)
(6-й слайд «Основные стили общения»)
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль
Каким стилем общения с учащимися пользуетесь вы? (Мнения педагогов)
(7-й слайд)
1. Для успешного выполнения общения учитель должен занимать эффективную коммуникативную позицию. Важнейшее качество педагога – общительность. Оно формируется на основе потребности в общении – одной из основных социально-обусловленных потребностей человека.
Руководитель ШМО.
Очень важно установить с учащимися коммуникативный контакт, сделать общение интересным и плодотворным. Ребёнок – это личность. Поэтому учителю необходимо как можно ближе и подробнее узнать эту личность. Представьте себя в роли ученика. Проведём тренинг «Что я знаю о себе». Он поможет педагогу ближе узнать своего ученика, найти подход к его особенностям личности, даст благодатную почву для дальнейшего общения.
(8-й слайд Тренинг «Что я знаю о себе»)
Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – физическое»
«Я – интеллектуальное»
«Я – эмоциональное»
«Я- социальное»
«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)
( Послушаем, что у вас получилось, итак, ваша самооценка)
(9-й слайд)
2. Ценностно-смысловое ядро – одно из стержневых оснований личности.
Руководитель ШМО
· Каждый человек имеет определённую систему ценностей. С помощью опросника «Мои ценности», разработанного на основе опросника Рокича, вы можете определить, какие ценности занимают главное положение в вашей жизни или в жизни ваших учеников. Перед вами два списка ценностей: ценности-цели и ценности средства. Они взаимосвязаны. Подумайте, насколько значима каждая ценность для вас сейчас, и обозначьте это соответствующими знаками.
(Работа в группах, опросник заполняет каждый участник группы). Такая работа помогает выявить дальнейшие пути сотрудничества и направить педагогическую деятельность в нужном русле.
(слайды 10,11,12,13)
Опросник «Мои ценности»
Условные обозначения:
х – не имеет никакого значения
v – иногда имеет некоторое значение
- иногда имеет большое значение
- имеет значение для всей жизни
- имеет большое значение для всей жизни
Ценности-цели
Твоя оценка
Активная, деятельная жизнь
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа (специальность)
Красота природы и искусств
Любовь (духовная и физическая)
Материально-обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива)
Познание (расширение своего образования, кругозора, культуры)
Свобода как независимость в поступках, действиях и оценках
Счастливая семейная жизнь
Творчество (возможность творческой деятельности)
Уверенность в себе
Развлечения
Развитие (собственное изменение, совершенствование)
Продуктивная жизнь (полезная жизнь)
Счастье других
Чудо (нечто удивляющее человека своей необычностью)
Ценности-средства
Твоя оценка
Аккуратность, чистоплотность
Воспитанность
Высокие запросы
Жизнерадостность
Исполнительность
Независимость
Непримиримость к недостаткам
Образованность
Ответственность
Рационализм (рассудочное отношение к жизни, не чувственное)
Самоконтроль
Смелость в отстаивании своего мнения
Твёрдая воля
Терпимость
Честность
Широта взглядов
Эффективность в делах
Вера (в людей, в Бога, в победу, в себя и пр.)
Чуткость
(слайд 14)
3. Осознание, критический анализ и определение путей совершенствования своей деятельности осуществляется с помощью педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе как субъекту профессиональной деятельности.
Руководитель ШМО.
Я предлагаю вам порефлексировать, все свои педагогические надежды, желания, успехи, эмоции, переживания выразить 1 группе в эссе «Зачем я работаю педагогом?», а 2 группе в рисунке «Психологический портрет учителя».
(слайд 15)
(Работа в группах, презентация эссе и портрета учителя)
Руководитель ШМО.
Вот такие мы – педагоги есть на самом деле и хотим быть. Я желаю вам, занимаясь обучением и воспитанием ребят, оставаться такими же активными, творческими, креативными и, конечно же, счастливыми!
В завершение нашего заседания хочу подарить вам притчу о Счастье.
(слайд 16)
Притча о Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. И это действительно так Бог благословил каждого И мы сами являемся творцами своего же счастья Ведь оно в наших руках или совсем рядом стоит лишь протянуть руку Главное условие – это действие, а оно зависит от нас В бездействии оставшийся кусочек глины станет твёрдым Поэтому, не претендуй, а БУДЬ! Не обещай, а ДЕЙСТВУЙ! Не мечтай, а СВЕРШАЙ! Ведь СЧАСТЬЕ в твоих руках!
Тренинг «Что я знаю о себе»
Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)
«Я – физическое»
«Я – интеллектуальное»
«Я – эмоциональное»
«Я – социальное»
Тренинг «Что я знаю о себе»
Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)
«Я – физическое»
«Я – интеллектуальное»
«Я – эмоциональное»
«Я – социальное»
15