Выступление на пед.совете на тему Мониторинг в деятельности учителей математики и ИКТ — основа эффективной реализации ФГОС
г. Каменск-Шахтинский
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Педагогический совет
«Мониторинг в деятельности учителей математики и ИКТ - основа эффективной реализации ФГОС»
Алексенко О.В.
Коротаева В.П.
2016-2017 учебный год
Мониторинг в деятельности учителей математики и ИКТ - основа эффективной реализации ФГОС
Чтобы система обучения,
была более устойчивой,
её периодически надо трясти.
Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, изложения, диктанты, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ - являются элементами мониторинга и позволяют встряхнуть не только учеников, но и учителя.
Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Что же это собственно такое?
Мониторинг – это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Цель мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
проанализировать успешность обучения
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
Учебные возможности;
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
Коррекционную работу на перспективу.
Рассмотрим внутреннее и внешнее строение мониторинга
Вот его внешнее строение:
По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента: контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.
Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.
Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.
Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.
Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент запросам.
Выделим виды мониторинга и его задачи
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
по целям –
оперативный
стратегический,
тактический
по этапам обучения –
входной
учебный
итоговый
по временной зависимости –
ретроспективный;
предупредительный
текущий
по охвату объекта наблюдений –
локальный;
выборочный;
сплошной
по организационным формам –
индивидуальный;
групповой;
фронтальный
Мониторинг результатов обучения в условиях применения средств ИКТ
Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной деятельности, без него нельзя проводить управление любым процессом или системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя. Отсюда следуют задачи, возникающие при разработке средств контроля. В их числе:
конкретизация целей, т.е. ответить на основные вопросы: «Что я буду контролировать?» И «Зачем?»
установка адекватности средств и результатов обучения, «Какие методы и средства я буду использовать?»
определение значимости результатов, «Что я получила в результате?» и «Как я буду корректировать?»
Основная проблема - создание надежных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. Понятно, что задачи автоматизации процедуры контроля уровня обученности за счет использования средств ИКТ определяется целым рядом факторов:
- Освобождением преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;
- Предоставлением педагогу времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;
- Обеспечением всесторонней и полной проверки;
- Повышением объективности контроля и обеспечением его стандартизации;
- Оперативностью и многофакторностью статистической обработки результатов контроля.
Естественно, что эффективность использования компьютерных технологий в процессе выявления уровня знаний и умений можно достичь при построении целостной системы компьютерного контроля.
На своих уроках информатики и ИКТ при мониторинге учитываю результаты следующих видов контроля:
Устный контроль:
рассказ ученика;
ответы на вопросы;
защита работы учеником;
устная рефлексия разными методами;
чтение схем, диаграмм, полученных результатов и т.п.;
комментирование практических действий и т.д.
Письменный контроль:
письменные самостоятельные работы при проверке домашнего задания «Пять вопросов» (работа состоит из пяти заданий, предполагающих краткие, лаконичные ответы; вопросы носят репродуктивный или творческий характер, продолжительность работы - 5-10 минут);
контрольные работы разных видов;
Практический контроль:
практические работы;
лабораторные работы;
творческие работы;
зачетная проектная работа.
Тестовый и рейтинговый контроль:
тесты;
электронные тесты;
оценка скорости работы;
оценка полученных знаний, умений и навыков учащихся для определения группы, в которой они изучают информатику по расписанию уроков.
Наблюдение (результаты не фиксируются, учитывается для корректировки обучения):
поведение на уроке;
соблюдение правил работы на компьютере;
общение в коллективе (способен работать в группе или «одиночка»);
реакция на изучаемый материал (сложно, легко, понятно, непонятно и т.п.);
работа за компьютером (страхи, сложности, скорость работы, уверенность в работе);
эмоциональный настрой на урок.
Введение раннего изучения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта общего образования.
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, осваивает её и учится применять навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы, сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать; обеспечивать компьютерную безопасность (антивирусные программы), интернет-безопасность, создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора, редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора, работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д. Использование программного обеспечения позволяет учащимся создавать рисунки, листовки, фотомонтажи, буклеты, презентации.
Специфика информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин. Вместе с тем, как и школьная математика, которая дает общий базис для наук, имеющих дело с числами и геометрическими формами, информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе образования.
Сам предмет ИКТ является средством создания различных мониторинговых продуктов в любой предметной области.
Говоря о средствах контроля – это использование программного обеспечения, как средств контроля. Как правило, часто используют возможности программ: текстовые редакторы (Word), табличные редакторы (Exсel), для создания презентаций (PowerPoint).
Существует большое множество различных видов контроля, я хочу остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.
Тест – краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Тестовое испытание имеет ряд достоинств. Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.
Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.
Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.
Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.
Задания закрытого типа включают задания четырёх видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.
Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных (или неправильных) ответов.
Оснащение нашей школы персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, личные разработки, предоставило мне возможность создавать собственные тесты различной сложности. Хочу представить вам ПО для создания этих самых тестов: MyTest, программа тестирования Айрен, MsExcel (создание тестов и кроссвордов с автоматической обработкой результата).
Рассмотрим этапы мониторинга. Как же рациональнее организовать мониторинг в школе?
3 этапа
Наибольшего времени требует II этап - практический – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц и диаграмм.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью оправдывает себя:
выявляет «западающих» тем;
Помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
способствует усилению успешности учащихся.
Закончить мне хочется словами:
Нельзя открыть новые моря и океаны, если не решиться отплыть от берега.
Проведение и экспертиза мониторинга - это действительно открытие нового не только для учителя, но и для учеников, поэтому я стараюсь качественно заниматься мониторингом, так как хочу, чтобы мои дети стали уверенными, успешными деятелями.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи
Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений
Система сбора анализа, информации
Мониторинг
Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза
Экспертиза деятельности
Информация для принятия решений
Система контроля
Система информации
I этап
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели
Определение объекта
контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка
анализ документов
наблюдение
Сбор информации
Выбор информации
Определение направлений и отбор критериев
II этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Рекомендации
Обработка полученной информации
Систематизация информации, анализ
Вывод
III этап
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515