Дидактическое пособие для детей с ФФНР Составь слово
Авторская дидактическая игра «Составь слово»
для детей с ФФНР
Цель: сформировать у детей навык звукового, слогового анализа и синтеза.
Правила игры:
Прочитать названия картинок, по первым слогам и буквам составить новое слово:
Н.: парк – рога – хобот – дом пароход
Определить первый звук картинки, назвать его, под картинкой положить цветную фишку
Н.: машина – лиса – насос
Определить количество слогов, выложив под каждой картинкой соответствующую цифру.
Н.: машина – лиса – насос
3 2 2
ВВЕДЕНИЕ
Правильная и эффективная подготовка детей к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза.
Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие анализа предложений на слова.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:
выделение гласного звука из ряда звуков;
выделение согласного звука из ряда звуков;
выделение первого гласного звука в слове;
выделение первого согласного звука в слове;
выделение последнего согласного звука из слов;
определение места гласного звука в слове;
определение места согласного звука в слове.
Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности: от односложных до многосложных.
Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.
Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.
Для развития звукового анализа можно использовать представленное дидактическое пособие «Составь слово», где можно использовать вариативность при выборе заданий по звуковому и слоговому анализу и синтезу.
Игровой метод обучения ребенка является ведущим в коррекционной педагогике!
Разработал: учитель-логопед МБОУ «СОШ № 3» Кренова Анжела Дмитриевна
г. Красноперекопск 2015
Зонт – лопата - торт
Самокат - поезд - гиря
Корова - роза - напильник
Доска - роза - газеты
Барабан - напильник - нырок
Море - лопата - корова
Поезд - лопата - самокат
Мак - шило - насос
Мак - лиса - насос
Сапог - море - катушка
Окно - гусеница - репа - цепь
Поезд - мишка - дом - рыба
Вилка - носок - грабли - дом
Парта - робот - хобот - дом
Весло - лопата - сирень - педаль
Заяц - жаркое - капля
15