Конспект урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин Зимний вечер


Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи урока:• Образовательные: - способствовать восприятию стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»; 
- способствовать формированию умений понимать настроение лирического героя;- способствовать совершенствованию навыков анализа поэтического текста.• Развивающие:- способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы;- способствовать развитию и обогащение речи детей;- способствовать развитию умения выделять средства выразительности речи.• Воспитательные:- способствовать формированию универсальной духовно-нравственной компетенции.
Оформление доски: презентация, портрет А.С.Пушкина, портрет няни, словарик настроений, домашнее задание, репродукция картины
Используемое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором,
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Пожелания детям успешной работы на уроке. Настрой на эмоциональное восприятие произведения А.С. Пушкина.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Няне», а сейчас ещё раз послушаем это стихотворение. Постарайтесь при чтении выразить свои чувства, своё настроение и передать чувства автора. (Чтение стихотворения учениками).Задача учащихся проанализировать и оценить качество выразительного чтения детей (интонация, соблюдение пауз, логические ударения) на основе эталона «линеечка успеха». Делаем анализ качества чтения и определяем задачи на будущее.
- Спасибо. Вы доставили нам удовольствие своим выразительным чтением.
3. Подготовка к восприятию.
3.1. Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»Можно провести викторину, показывая иллюстрации из сказок, зачитывая строки, задавать просто вопросы (см. Приложение). Максимум 10 вопросов.
3.2. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску и на экран слайд. Попробуйте определить тему урока...(предположения детей)- Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”. Это стихотворение Пушкина тоже посвящено его няне.
4. Актуализация знаний. Живя в Петербурге, Пушкин был светским человеком, он бывал в обществе, был любимцем публики и женщин. (Дети закрывают глазки и представляют картину).И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”. (Поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о том, какие картины они представляют.
5. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
5.1. Первичное восприятие. Чтение стихотворения «Зимний вечер».
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик).- Что вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Какие чувства оно вызывает?
5.2. Вторичное восприятие стихотворения.  Словарно-лексическая работа.- Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.
Самостоятельная работа. (Учащиеся выделяют слова: кроет, веретено, жужжание, ветхая лачужка, кровля обветшалая). - Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).Учащиеся находят в словаре значения слов и зачитывают их, подбирают синонимы-О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре).- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.5.3. Анализ стихотворения.
• Выразительное чтение 1-ой строфы.- Какое настроение создает описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Грусти, одиночества, тоски, тревоги)- При помощи чего автору удается передать это настроение? (Поэт рисует образ бури, которая напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то ветер, шумящий соломой, то путника. Маленький и старенький домик, в котором находится лирический герой со своей няней, занесён снегом и тоже кажется одиноким).- Какие средства выразительности речи использовал поэт для создания образа бури? (Олицетворение, эпитеты, сравнения).• Выразительное чтение 2-ой строфы.- Передается ли это настроение обитателям избушки? (Да, передается. Лирический герой замечает, что его старушка приумолкла у окна: то ли няня устала слушать завывания бури, то ли задремала).• Перечитайте ещё раз 1-ую и 2-ую строфу.- Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (Прием контраста - резко выраженная противоположность).- Дочитайте стихотворение до конца.- Как поэт называет няню? (Он называет её ласково: добрая подружка, моя старушка, мой друг).- Можно ли утверждать, что Пушкин хорошо помнит свое общение с няней в детстве, что он благодарен ей? Докажите своё мнение.
Вывод. Няня Александра Сергеевича Пушкина – простая русская женщина. Рассказывая сказки и былины, она поведала поэту историю России, русского народа, раскрыла его характер, а это подтолкнуло Пушкина на создание новых произведений.
6. Физкультминутка
7. Работа с картиной галереей художника.
Можно провести беседу по картинам Виктора Попкова “Моя бабушка и её ковёр”, Адонина Мила «Моя бабушка Женя», Шилов Александр Максович «Моя бабушка» , Николай Баскаков «Белеет парус» и др.
- Предлагаю вам познакомиться с картиной художника …. Рассмотрите её. - Какие вопросы у вас возникли?1) Почему бабушка художника изображена в центре картины (или чуть с краю)? Какую черту ее характера таким образом подчёркивает автор картины?2) Как одета старушка? Это нарядная или будничная одежда? 3) В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза?4) Почему картина называется … ?5) На что хотел обратить внимание зрителя художник?Вывод: - Как вы думаете, старушка позировала художнику, когда он ее писал, или это случайная сцена, которую увидел художник
8. Рефлексия.
- Что объединяет стихи Пушкина и картину … ?- О чём заставляют задуматься эти произведения?- Есть ли у вас такой человек, который помог вам, когда вы нуждались в защите? Хотелось бы вам рассказать о нём, поделиться мыслями?
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.
9. Домашнее задание по выбору.• Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».• Выучить две первые строфы стихотворения наизусть.• Составить устный рассказ по картине … .
Приложение
Викторина (примерные вопросы)
Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.
8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.
12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.
15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.
16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.
18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.
19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
21. Что сделал мужик с убитой медведихой? – Из шкуры шубу старухе.
22. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
23. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.
24. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.
25. Какое животное Балда мог пронести между ног? – Лошадь.
26. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.
27. Какой предмет помог Людмиле спрятаться от карла Черномора? – Шапка – невидимка.
28. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.
29. Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.
30. Сколько сыновей было у царя Дадона? – 2 сына.
31. Лесной зверёк, живущий в хрустальном дворце. – Белочка.
32. Птица, которая была посажана на спицу для охраны горницы. – Петушок.
33. Как старуха называла старика в сказке. – Простофиля.
34. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? – Свет мой! Зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
35. Из какой сказки эти слова: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно
В год за три щелчка тебе по лбу.» - Сказка о попе и о работнике его Балде.