Технологическая карта изучения темы «Вспоминаем пройденное по теме “Величины”»
Автор: Коршунова Екатерина Алексеевна , ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ПФ города Ярославля 2014 г.
Предмет: Математика
Система обучения : УМК « Школа 21 века»
Класс: 3 «А»
Тип урока: актуализация знаний и умений (урок обобщения по теме)
Технологическая карта изучения темы «Вспоминаем пройденное по теме “Величины”»
Тема
Вспоминаем пройденное по теме “Величины”
Цели
Образовательные:
-Закрепление знаний о величинах, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие – крупными; сравнивать величины.;
Развивающие:
- развить вычислительные навыки, умение анализировать, делать выводы;
- развить математическую речь, логическое мышление;
- развить умение работать в группах;
- оценивать собственную деятельность и деятельность других;
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к предмету;
- воспитать активность, самостоятельность, любознательность, аккуратность, заинтересованность в процессе обучения.
-воспитывать уважительное отношение к мнениям своих товарищей;
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое уже от известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, практическую деятельность и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
умение отличать свойства предметов, которые являются величинами, от тех свойств, которые не являются величинами
знания о том, что можно делать с величинами: сравнивать, измерять, выполнять арифметические действия
умение сравнивать величины и их числовые значения
умение практически измерять длину и объем;
умение выполнять сложение и вычитание величин
умение применять знания о свойствах равенства величин
(симметричность: если а = б, то б = а, транзитивность: если а = б, б = с, то а = с)
Метапредметные результаты:
умение сравнивать объекты
умение работать в группе
Личностные:
развивать интерес (мативацию) к изучению математики
Основные понятия
Межпредметные связи
Математика
Ресуры
- основные
- дополнительные
- учебник «Математика» (В. Рудницкая, Т. Юдачева);
- печатная тетрадь №1 (В. Рудницкая, Т. Юдачева);
- интерактивная доска;
- тетрадь;
-Кроссворд;
- Тест;
-задания на карточках ;
Организация пространства
Фронтальная , индивидуальная работа и групповая .
Структура урока:
1 этап – организация начала урока(2мин.)
2 этап – устный счет(3 мин.)
3 этап – закрепление изученного материала( 25 мин)
4 этап – физкультминутка (2 мин.)
5 этап – самостоятельная работа(10 мин.)
6 этап – итог урока. Рефлексия(2 мин.)
7 этап – домашнее задание ( 1 мин.)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Предметные
УУД
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
Запись числа и классной работы в тетради
Личностные: самоопределение,
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Устный счет
Сегодняшний урок посвящён закреплению пройденного материала. А вот по какой именно теме мы закрепим материал, вам предстоит отгадать, выполнив следующее задание.
Перед вами кроссворды, которые нужно заполнить, не только быстро, но и грамотно.
Вопросы:
1. Промежуток времени в 100 лет
2. Отрезок, равный 100см
3. Самая маленькая единица длины
4. Отрезок в 10 см
5. 60 минут - это?
6. Расстояние равное 1000 метрам
7. 1/60 часа?
8. Самая маленькая единица времени?
-Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда?
- что такое величина?
Ответы :
Век
Метр
Миллиметр
Дециметр
Час
Километр
Минута
Секунда
(величина)
Величина – это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.
Личностные:
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Работа по теме. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Чтобы узнать побольше о них, я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая группа получит свое задание, в котором нужно выполнить практическую работу.
- Работая в группе мы должны соблюдать правила.
В группе должен быть ответственный.
Один говорит – другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работать должен каждый на результат.
Выдать карточки для групп.
Выводы по группам.
1 группа
- Какая величина была в вашем задании?
- Что вы делали с единицами массы?
- В каких единицах измеряли массу?
- Что можете сказать про массу мешочков с кормом?
- Для чего человек это должен знать?
2 группа
- С какой величиной работали вы?
- Какие действия вы выполняли?
- Что у вас получилось?
- Какое свойство вы применили?
3 группа
- А с какой величиной работали вы?
- Какие действия вы выполняли?
-Какую работу вы выполняли?
4 группа
- С какой величиной работали вы?
- Какой меркой вы пользовались?
- Что у вас получилось при сравнении кружки, банки, стакана?
- Кружка – это старинная единица измерения жидкости.
- А какой единицей измерения мы пользуемся сейчас?
- Где нам могут пригодится эти знания?
5группа
- С какой величиной работали вы?
- В каких единицах измеряют время?
-Какую работу вы выполняли?
-Мы будем говорить о величинах.
1 группа :
- Масса.
- Соотносили, сравнивали, складывали, вычитали, решали задачу.
-(кг)
-Массы равные (масса корма кота равна массе корма собаки).
- При покупке товаров в магазине.
2 группа:
-Мы работали с длиной.
-Соотносили, измеряли линейкой.
- Сравнивали длину рыб.
- Меченосец больше Гуппи, Гуппи больше Данио, а значит Меченосец больше Данио.
3 группа:
- Площадь.
-Соотносили, измеряли линейкой.
- Измеряли длину и ширину тетради и книжки, чтобы найти площадь.
4 группа:
-Объемом.
- Кружкой.
- Объем кружки равен объему стакана, объем стакана равен объему банки, объем кружки равен объему банки.
-Литром.
- В магазине при покупке товаров: молока, кваса, сока
- При приготовлении пищи.
5 группа:
- Время
- секунды,минуты, часы , сутки, месяц, год, век.
- 1 задание надо было закончить предложение, 2 практическое задание работали с моделью часов, 3 задание – это задача .
Познавательные:
- умение анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
Коммуникативные:
-. развиваем умение слушать и понимать других.
-. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.
Личностные:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
4. Физкультминутка
- Молодцы, хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять руками помахать. (Движения руками.)
Шесть за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
5. Написание самостоятельной работы
- Не только вам, но и мне хотелось бы узнать, насколько близко вы находитесь к 5 по данной теме сегодня. Поэтому я предлагаю вам выполнить тест, и он покажет, как вы усвоили данную тему.
Дети выполняют тестовую работу.
Выполнять задания по аналогии (Познавательные УУД);
Осуществлять само- и взаимопроверку работ (Регулятивные УУД).
6. Рефлексия
- Длина, масса, объем – это ...
- Какие единицы измерения этих величин вы знаете?
- Какие действия можно выполнять с ними?
- Где эти знания нам пригодятся?
Что запомнилось?
Все ли получилось?
Над чем надо поработать?
Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились.
Спасибо за работу на уроке.
-Величины
-Килограмм, сантиметр, литр.
- Сравнивать, измерять, складывать, вычитать.
-В жизни.
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КОТ
СОБАКА
КОТЁНОК
кг
кг
кг
Задание 1 группе
160кг5г + 49кг8г
120кг700г +50кг896г
15кг85г + 3кг7г
45кг67г-15кг40г
Вставь число, которое соответствует массе животного 8, 5 и 2.
Поставь знаки больше, меньше или равно.
8 кг
5 кг
2 кг
5 кг
Сравни массу мешочков с кормом для животных (К – кот, С – собака)
Вставь знак
К С, то С К
4)Задача
Максим, Коля и Юля однажды отправились в поход. К вечеру они вышли к реке, тихой и неглубокой. У берега был плот, выдерживающий груз не более 100 кг. Масса Максима 35 кг, Коли 28 кг, а Юли - 40 кг. Смогут ли они все вместе на плоту переплыть реку?
Задание 2 группе
1)Решите примеры:
45м14см – 5м60см= 13м+64м15см=
90м16см – 76см= 28м38см+24м62см=
40дм5см – 15см= 865м+135м=
2) Измерь длину рыбки по линейке и запиши.
Соотнеси их длину с длиной отрезка.
Гуппи
см
Меченосец
см
Данио
см
3) Задача:
От мотка провода длиной 96 метров отрезали 1/4 часть. Сколько метров провода отрезали?
Задание 3 группе
1)Решите примеры:
45м14см – 5м60см
90м16см – 76см
130км97м+ 57км18м
39км13м+41км13м
2)Найдите площадь книжки и тетради запишите и сравните .
3)Задача:
У кота Матроскина в деревне Простоквашино есть огород, длина которого 8 м, а ширина на 70 дм короче. Чему равен периметр огорода?
Задание 4 группе
Решите примеры
56л+100л 200л+12л
207 л+80л 418л - 18 л
126 л - 120л 909л + 60 л
2)Выполни практическую работу.
Измерь объём кастрюли, стакана, банки, используя мерку – кружку и запиши данные.
Восстанови запись:
К С, С Б, К Б
3)Задача:
Света, приготовила 9 банок сока, по 3 л в каждой, и 10 банок сока по 2 л в каждой. Сколько всего литров сока приготовила Света?
Задание 5 группе
1)Закончите мое предложение 24 часа содержит однисутки 60 минут составляют 1час. 30(31), 28(29) суток – это месяц. 60 секунд равны 1минуте. 100 лет – это 1век. 365(366) суток - продолжается год. 1 час составляет 3600секунд.
2)Работа с моделью часов.- Чтобы сохранить здоровье, нужно соблюдать режим дня и помогут нам в этом часы.- Установите на часах 1. В это время я встаю.2. В это время я выхожу в школу.3. В это время я возвращаюсь из школы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]4. В это время я ложусь спать.
3)Задача:
Сколько лет матери и дочери, если мать старше дочери в 3 раза, а вместе им 48 лет?
Тест.
1 вариант
Самая крупная единица времени?
а) час б) секунда в) век г) год
Какое утверждение верно:
а) век – 365 суток б) 1 минута – 60 секунд
в) 1 год – 13 месяцев
Найди ошибку:
а) 1 ч.15 мин. = 105 мин. б) 2 суток – 28 часов.
в) 2 века – 200 лет.
В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания:
а) т , ц, кг, г
б) ц, г, т, кг
в) г, кг, ц, т
Сколько минут в 8 часах?
а) 800 б) 480 в) 420
Во сколько раз 5м больше, чем 5см?
а)10 раз б) 1000 раз в)100 раз
________________________________________________________
2 вариант
Самая мелкая единица времени?
а) час б) секунда в) век г) год
Какое утверждение верно:
а) век – 365 суток б) 1 час – 100 минут
в) 1 век – 365 месяцев
Найди ошибку:
а) 2 ч.10 мин. = 130 мин. б) 3 суток – 74 часа.
в) 1 век – 100 лет
В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания:
а) т , ц, кг, г
б) ц, г, т, кг
в) г, кг, ц, т
Сколько секунд в 9 минутах?
а) 900 б) 560 в) 540
Во сколько раз 4кг больше, чем 4 гр.?
а)100 раз б) 1000 раз в)10 раз
см
см
см
Объект 1Как нарисовать ребенку часы Сайт о рисованииЗаголовок 1Заголовок 515