Эвристический метод как средство системно-деятельностного подхода в обучении химии

Эвристический метод как средство системно-деятельностного
подхода в обучении химии

Подобно тому, как опыт творческой деятельности исторически складывается постепенно, постепенно он усваивается и каждым человеком. Обучающиеся не могут сразу справиться с самостоятельным решением целостных проблем и задач. При усвоении любого нового сложного действия происходит пооперационное его усвоение, поэтому решение проблем, требующее проявления ряда черт творческой деятельности в их разнообразном сочетании, предполагает первоначальное усвоение этих черт поэлементно и под руководством учителя.
Метод, соответствующий этой задаче, распространен в практике обучения. Сущность его состоит в том, что под руководством учителя ученик самостоятельно выполняет определенные шаги процесса. Этот метод получил название частично-поискового, или эвристического. Он проявляется в различных формах. Учитель сообщил факты, задал направление поиска, ученик осуществляет поиск и делает выводы самостоятельно. Учитель обозначил проблему, ученики предлагают гипотезы. Учитель раскрывает логику доказательств, а учеников просит предсказать очередной ход рассуждения. В случае возникновения затруднений учитель может выбрать один из следующих путей:
1) задает дополнительные данные, сужая тем самым поле поиска;
2) дает сходную задачу, но облегченную, после которой необходимо вернуться к первой;
3) делит трудную задачу на две-три подзадачи, решив которые, учащиеся обращаются к исходной.
Педагогическая сущность каждой из указанных вариаций состоит в том, что учитель включает учащихся в поиск решения не целостной задачи, а отдельного ее элемента, шага, нескольких шагов, в совокупности ведущих к решению изначально поставленной проблемы. Ученики же, выполняя отдельные шаги решения, проявляют отдельные процедуры творческой деятельности и тем самым усваивают их принцип, приобретают опыт их осуществления.
Эвристический метод нужен на всех ступенях обучения, когда при решении задачи встречаются какие-либо затруднения, когда приступают к изучению нового типа задач. Поэтому на протяжении всего обучения он сопровождает исследовательский метод, выполняя функцию сохранения проблемности. Таким образом, специфической функцией частично-поискового метода является пооперационное, или поэлементное, обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
Концептуальные положения эвристической технологии:
1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на вопросы, решение познавательных задач);
2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность;
3) оценка ставится за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности.
П.Ф. Каптерев сформулировал следующие правила эвристической технологии:
1) как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае ученики будут понимать ее, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент;
2) не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть [2, с. 62]
По определению Л.С. Рубинштейна, «творчество - деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [1, с. 3]. Для учебного творчества признается возможность субъективной новизны созданных учащимся материальных и духовных ценностей и их значимость для одного ученика или группы.
В обучении химии можно выделить два подхода к творчеству:
– результативный подход, связанный с конструированием приборов и моделей, а также с получением новых для учащихся веществ, в связи с чем получило распространение понятие «творческие способности»;
– внедрение в учебный процесс развивающего обучения, связанного с понятием «творческого развития», под которым понимают развитие творческой результативности, внимания, памяти, логического мышления.
Виды учебной деятельности в современных условиях
Приоритетной задачей преподавания курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения является совершенствование методики организации следующих видов деятельности:
– познавательной, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выявление характерных причинно-следственных связей; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
– информационно-коммуникативной, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута;
– рефлексивной, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни [4, с. 49]
Овладение этими видами деятельности является необходимым условием развития и социализации школьников, позволяет говорить о метапредметных результатах образования, речь о которых идет в ФГОС нового поколения и которые выполняют инструментальную функцию, обеспечивая возможности учащихся свободно использовать информационные, коммуникативные ресурсы.
В составе целей – векторов (по определению Д.Г. Левитеса) обучения химии можно выделить следующие ожидаемые метапредметные результаты:
- сформированность умения учиться, овладение универсальными способами учебной деятельности, составляющими ключевые компетенции (решения проблем, коммуникативной, информационной);
- совершенствование способности использования универсальных логических умений (анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, систематизация, классификация, установление аналогий, причинно-следственных связей);
- развитие умений и опыта экспериментальной, исследовательской, практической деятельности в рамках предмета «Химия»;
- приобретение естественнонаучной грамотности (умений описывать, объяснять, прогнозировать явления окружающей действительности с
естественнонаучных позиций, действовать в соответствии с ними);
- создание условий для применения освоенных знаний, сформированных умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях, приобретения опыта решения нестандартных, мировоззренческих задач [5, с. 36]
Независимо от уровня изучения химии, эти результаты должны быть сформированы, так как в реальной повседневной жизни они помогут человеку быть успешным, сохранить своё здоровье и здоровье окружающих.
Существуют всевозможные приемы развития мышления школьников и контроля оценки уровня сформированности основных мыслительных операций. Для этого применяются задания следующих типов: 1) классификация, то есть распределение данного набора объектов – формул, слов, свойств, символов – на группы, а также обоснование данного распределения; 2) исключение «лишнего» из предложенного набора объектов; задания типа «Исправьте ошибки, допущенные в записи уравнений реакций»; 3) установление сходства и формулировка общего определения объектов на основе их сходства; 4) конкретизация понятия, при котором требуется выбрать из общего списка те объекты, которые включают существенные признаки данного понятия; 5) поиск закономерности, задания типа «Продолжите ряд», «Расположите в правильной последовательности»; 6) установление аналогии, подобия в отношениях между объектами; 7) логическое заключение, требующее определить истинность или ложность суждения, полученного на основе нескольких признаков.
Таким образом, эвристический метод направлен на формирование творческих способностей учеников, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости “передачи" ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль “передаваемого” материала. Он транслируется не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

Литература
1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. – М.: Знание, 1978
2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007
3. Каменский А. Школа ХХI века и её учитель. Народное образование. №7, 2009
4. ФГОС среднего (полного) общего образования. 2012
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Стандарты второго поколения/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
6. Шерстова Е. В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций. Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007







15