Классный час в 11 классе «Как добиться успеха в карьере?»
МБОУ « Гимназия № 8»города Евпатории Республики Крым
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Как добиться успеха в карьере?»
Подготовила:
Классный руководитель 11 А класса
Царева А.В.
Цели:
Сформировать у учащихся знания о профессиональной карьере, принципах и правилах карьерной стратегии, а также факторах, влияющих на профессиональную карьеру.
Способствовать формированию личностных качеств учащихся – целеустремленности, инициативности, здравомыслия;
Показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры;
Развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести беседу.
Оборудование:
Мультимедийная презентация учителя.
Мультимедийные презентации учащихся.
Плакат «Принципы карьерной стратегии».
Фильм «Карьера Б. Гейтса».
Фильм «Установка на карьеру и самореализацию».
Ход мероприятия:
УЧИТЕЛЬ:
– Здравствуйте ребята!
– Тема сегодняшнего классного часа: «Как добиться успеха в карьере?».
– Так как мы с вами уже много говорили и о группах профессий, и о правилах выбора профессий, и о качествах личности, необходимых в любой профессии, то сегодня, как продолжение этой же темы, мы обсудим, как добиться успеха в профессиональной карьере, ознакомимся с принципами профессиональной стратегии и изучим факторы, влияющие на развитие карьеры.
– Хотелось бы вам напомнить, что:
Карьера – в переводе с итальянского – это бег, жизненный путь.
Карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с профессиональным ростом.
– Мне бы хотелось начать разговор словами Э.Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто свято верит своей мечте». И продолжить этим фильмом.
Фильм «Карьера Б. Гейтса».
– Я не просто так обратилась именно к этой личности. Не смотря на то, что Б. Гейтс самый богатый человек в мире, он не кичится своими деньгами, не рвется к власти, а всю жизнь занимается своим любимым делом. Он не стоит на месте, а ставит перед собой все новые цели, которых с успехом достигает. Не смотря на то, что Б.Гейтс из богатой семьи, он построил свою карьеру занимаясь программированием, а не став юристом, как хотел его отец.
– Может кого-то удивит мой выбор, но мне близка эта личность, как математику и информатику. Этот человек – яркий представитель нашей современности, который имея миллиардные доходы, не покупает себе острова, виллы, самолеты, а ставит перед собой цель – помочь самым нуждающимся победить малярию.
– Я очень надеюсь, что такие примеры найдутся и в Украине.
– Мне бы хотелось, чтобы вы были успешны так же, как Б. Гейтс и занимаясь любимым делом в своей жизни достигали все новых горизонтов и смогли бы помогать людям. И для этого необязательно быть самыми богатыми людьми в мире, ведь можно добиться успеха в карьере и помогать людям по-разному.
– И сейчас я предоставляю слово тем учащимся, кто подготовил информацию о людях, которые добились успеха в карьере и на которых можно равняться.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ о людях, которыми они гордятся:
(Олег Блохин);
(Андрей Шевченко);
(сестры Бондаренко);
(Яков Костюковский);
(Шевцов Дмитрий Васильевич);
(Сергей Рубан);
(Александр Багриновский);
(Коркач Николай Александрович).
УЧИТЕЛЬ:
– Мне хотелось бы отметить, что некоторые из вас уже внесли свой первый вклад в развитие будущей карьеры:
Миша:
Чемпион Крыма по бегу на дистанции 60м, 100м, 200м;
Рекорд города на дистанции 200м;
Многократный призер Украины по легкой атлетике;
Член сборной АРК по легкой атлетике;
– Даже сейчас Миша на отборочных соревнованиях в сборную Украины, которая будет выступать на чемпионате Европы. Он собирается поступать в университет физического воспитания и спорта и ставит цель – победить на Олимпиаде.
Дмитрий:
– Дима вносит свой вклад в развитие будущей карьеры благодаря упорному труду и усидчивости, которая вылилась в ежегодные победы на городских и республиканских олимпиадах по многочисленным предметам: математике, истории, английскому языку, географии, биологии, праву. Диме остается только сделать выбор по зову сердца.
– Чтобы всем нам добиться успехов в карьере, необходимо владеть информацией. Наши исследователи – Юля и Зоя помогут нам в этом и познакомят нас с принципами карьерной стратегии. А для лучшего восприятия Юлия представила свое видение художника этих принципов.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ:
Принципы карьерной стратегии
Принцип непрерывности.
Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т. д.).
Принцип осмысленности.
Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.
Принцип соразмерности.
Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.
Принцип маневренности.
Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты. разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.
Принцип экономичности.
На конкретном поле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих это практически вся жизнь. Важно умело распределить силы на этом пути.
Принцип заметности.
Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачливы в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого любым удобным случаем.
УЧИТЕЛЬ:
– Также необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие карьеры:
Внешние факторы, влияющие на развитие карьеры.
Общая сфера (внеслужебная):
а) Семья и близкое окружение (друзья детства, учебы, бывшие сослуживцы).
Семья может быть источником карьерной энергии на службе, а может быть и ее глушителем. Если для семьи служба является традицией рода, основным источником удовлетворения материальных и социальных потребностей, она поддерживает карьеру служащего, гордится его достижениями, примиряется с его «жизнью на службе», создает благоприятную обстановку дома для работы над собой.
Отношения с друзьями скрепляются общностью интересов и схожестью карьерных целей. Признание этим окружением достижений человека является существенным стимулом его дальнейшего продвижения. Новые знакомства на более высоком социальном уровне закрепляют новый социальный статус человека и способствуют расширению служебных связей.
б) Макросреда: мировое сообщество, Родина, город, село, где живет человек. Полноценная устойчивая карьера не состоится, если не быть в курсе международных событий, пренебрегать историей отечества, относиться равнодушно к судьбе своей страны, нуждам и надеждам народа, поддерживать антисоциальные политические движения. Необходимо постоянно следить за техническими новинками, улавливать в достижениях науки и практики то, что может обогатить профессиональный опыт, личный способ деятельности, интересоваться жизнью делового мира.
Специальная сфера (служебная):
а) Организационная структура фирмы, предприятия определяет должностные модели; профессиональные требования к специалисту; перечень функций, которые должен выполнять профессионал в определенной должности; возможности профессионального и должностного роста.
б) Кадровая политика организации: каковы шансы получения более высокой должности; создаются ли условия обучения, повышения квалификации или переподготовки; возможно ли сокращение должности и в связи с чем; в случае сокращения может ли сотрудник рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве; какова система оплаты труда в организации.
Индивидуальный потенциал человека внутренние факторы, определяющие развитие карьеры.
Внутренние факторы, влияющие на успешность карьеры:
профессиональные способности человека. Самый простой и достаточно верный способ выявления своих способностей анализ опыта деятельности, выяснение того, в чем и в связи с чем вы наиболее успешны. Целесообразно начать такой анализ с определения видов деятельности, которые доставляют вам наибольшее удовольствие. Однако деятельность всегда связана с решением комплекса задач, многие из которых не соответствуют сфере личных интересов. В таком случае развитие способностей может идти в двух направлениях:
активность в решении профессиональных задач и продвижении в профессиональном мастерстве. Эта способность тесно связана с темпераментом человека. Поэтому при планировании карьеры необходима ориентация на тип темперамента. Если человеку свойственна быстрая, сильная и относительно недлительная реакция на события (холерик), то карьера будет более успешной в деле, связанном с решением задач в условиях высокоскоростных и труднопрогнозируемых изменений в профессиональной среде. Если человек замедленно реагирует на события, но, постепенно накапливая интерес, длительно сохраняет его (сангвиник), ему целесообразно ориентироваться на планомерную карьеру в деле, требующем методичности, целеустремленности и настойчивости в преодолении препятствий. Кооперация в профессиональной деятельности людей с разными типами темперамента дает системный эффект: первые придают работе динамизм, вторые ее стабилизируют;
уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности. Первые две характеристики обязательно должны контролироваться последними, иначе они могут деформировать карьерный процесс в сторону индивидуальных (эгоистических) целей. Уверенность может трансформироваться в самоуверенность, стремление к лидерству перерождается во властолюбие и тщеславие. В то же время доминирование у человека свойств чувства долга и ответственности сковывает инициативу, творчество, порождает неуверенность и страх за последствия принимаемых решений. В первом случае карьера превращается в карьеризм, во втором она будет существенно сдерживаться;
профессиональные знания и опыт. В каждой сфере профессиональной деятельности набор этих компонентов специфичен. Но все они определяются квалификационными требованиями по занимаемой должности и полученной специальности. Еще более для успешной карьеры необходима ориентация на требования, которые предъявляет профессиональная жизнь сегодня и будет предъявлять завтра. Крайне необходимы знания в сфере культуры, этики, истории Родины и мира. Сегодня невозможно управлять без знаний общей теории управления, важнейших технологий социального управления и служебного труда;
интерес и способности к познанию и обретению опыта. Способности развиваются в деятельности, поэтому саморазвитие способностей заключается в постоянном достижении новых рубежей. Интерес имеет удивительную способность не исчезать после успешного достижения цели, а напротив, усиливаться. Человек, познавший что-то и продвинувшийся в связи с этим в своем мастерстве, попадает в своеобразную ловушку у него появляется потребность сохранения и подкрепления достигнутого уровня, что побуждает его вновь что-то познавать. Результат способности развиваются «на марше»;
здоровье. Взаимосвязь здоровья и карьеры очень сложная. Любое продвижение человека связано с нагрузками на организм. Его ответ на нагрузки напряжение защитных сил, мобилизация ресурсов (телесных и нервно-психических) для приспособления к изменениям и решения жизненных задач.
– Чтобы достичь успеха в профессиональной карьере необходимо учитывать влияние внутренних и внешних факторов.
– Сейчас я вам предлагаю сформулировать для себя правила карьерной стратегии, т.е. что нужно делать уже сегодня, чтобы добиться успеха в карьере.
РАБОТА В ГРУППАХ
Правила карьерной стратегии
начинайте свою карьеру уже сейчас, каждый упущенный день – это упущенные возможности;
расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки;
сегодня делайте то, что даст урожай послезавтра;
составляйте план на сутки и на неделю;
верьте в свои возможности;
ставьте перед собой только реальные цели;
воспитывайте себя, развивайте в себе необходимые качества;
стремитесь к лидерству;
помните, что все в жизни меняется; важно оценить изменения;
решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом.
УЧИТЕЛЬ:
– Надеюсь, что знания полученные сегодня вами на этом уроке помогут вам добиться успеха в карьере. И как говорил К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
– Напоследок ребятам и гостям я хочу дать установку на карьеру и самореализацию.
Фильм «Установка на карьеру и самореализацию».
– Желаю всем успеха!
15