Презентация темы «Безличные предложения» в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку в 8 классе

Презентация темы «Безличные предложения» в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку в 8 классе

Мы рассмотрели учебники по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой [45]; М. М. Разумовской, С. И. Львовой [42]; В. В. Бабайцевой [7] с целью определения подходов к изучению безличных предложений и односоставных предложений в целом. Специальными задачами преподавания русского языка в школе, как известно, являются следующие:
– формирование языковой компетенции школьников, включающей
знания из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, кроме того, умение применять эти знания на практике;
– формирование речевой (коммуникативной) компетенции учащихся:
обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся, овладение нормами русского литературного языка, а также развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.
Это основополагающее предметное содержание учебной дисциплины «Русский язык», естественно, отражено во всех программах, при этом «расширение» предметной сферы (в частности, вопросы функционирования языковых средств в тексте) в действующих программах отражены в различной степени.
Так, авторы программы, основы которой были созданы М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской, И. И. Кулибабой в 1965–1967 годах (она реализуется в стабильных учебниках для 5–9 классов), а также параллельного учебного комплекса под научной редакцией В. В. Бабайцевой, введенного в практику школы с 1992 года, в некоторой степени учитывают необходимость реализации функционального подхода к обучению русскому языку. В программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводятся в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению – в 5, 6, 7 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В конце программы каждого класса указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы. На изучение темы «Односоставные предложения отводится (9+ 2) часов.
Программа М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львова строится с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс – переходный от начального этапа учения к среднему; 5–7 классы – морфолого-орфографическая направленность; 8–9 классы –освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На изучение односоставных предложений отводится 9 часов.
Программа В. В. Бабайцевой, А. П. Еремеевой реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5–9 классах. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими в устной и письменной речи. «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что повышает культуру общения. На изучение односоставных предложений программа отводит 8 часов.
В учебнике русского языка для 8 класса Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой [45] и др. с § 30 начинается знакомство с односоставными предложениями. В § 35 «Безличные предложения» вводится информация о безличных предложениях, предлагается семь упражнений: при выполнении упражнения № 199 школьники должны выписать безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека, подчеркнуть главный член и определить, чем он выражен; задание упражнения № 200 заключается в том, чтобы школьники составили предложения о ветре, громе, дожде и молнии так, чтобы действие проявлялось само собой, а затем ученикам нужно определить тип односоставных предложений; в упражнении № 201 нужно к каждому двусоставному предложению нужно составить и записать одно односоставное безличное предложение; задание упражнения № 202 аналогично заданию предыдущего упражнения; при выполнении упражнения № 203 так же нужно заменить двусоставные предложения безличными; упражнение № 204 требует от учащихся обращения к учебнику математики, из которого необходимо выписать безличные предложения.
В разделе «Повторение» учащимся предлагаются следующие вопросы по безличным предложениям.
1. Назовите виды односоставных предложений.
2. Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.
3. Чем различаются по значению определённо-личные, неопределенно-личные и безличные упражнения?
4. Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?
В упражнении № 219 ученикам нужно найти в тексте односоставные предложения, в число которых входят безличные и определить их тип. В задании к упражнению № 220 учащимся предлагается понаблюдать за наступлением сумерек и описать свои впечатления, употребив одно составные предложения.
В разделе «Повторение и систематизация изученного в VIII классе» упражнения на повторения односоставных предложений и безличных предложений отсутствуют.
Таким образом, учебный материал об односоставных предложениях, представленный в 8 классе, недостаточно закрепляется в конце учебного года.
В учебнике русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г.А. Богданова, В. В. Львова [42] работа с односоставными предложениями начинается с § 22 «Виды односоставных предложений». После теоретических сведений учащимся предлагается упражнение на различение односоставных предложений с главным членом сказуемым и подлежащим. С § 26 начинается работа над безличными предложениями. Авторы предлагают учащимся теоретическую справку о безличных предложениях и способах выражения в них главного члена. Учебник предлагает 6 упражнений по работе над безличными предложениями, но несмотря на малое число заданий, стоит отметить, что они носят разноплановый характер. Упражнение № 154 предлагает учащимся вернуться к § 26 и внимательно посмотреть на примеры безличных предложений, а затем распределить их на группы в зависимости от тех значений, которые они выражают: внутреннее состояние человека; состояние окружающей среды, природы; отрицание, отсутствие чего-либо. Упражнение № 155 требует от учащихся прочитать примеры безличных односоставных предложений и ответить на ряд вопросов: 1) почему они так называются и чем отличаются от определённо-личных и неопределённо-личных предложений? 2) можно ли в этих предложениях обнаружить действующее лицо или предмет? Задание к упражнению № 157 звучит следующим образом: спишите, восстанавливая пропущенные запятые; подчеркните грамматическую основу безличных предложений; укажите, какими морфологическими способами эта основа выражена. Упражнение № 158 требует от учащихся активизации знаний, полученных по теме «Односоставные предложение», задание звучит следующим образом: сначала выпишите безличные предложения; укажите их грамматическую основу и форму глагола; затем запишите остальные предложения, определите их вид, укажите форму глагола; дайте толкование одной из пословиц. Упражнение № 158 является в некотором роде обобщающим и требует от учащихся ответы на следующие вопросы с иллюстрациями примеров: 1) Какими бывают односоставные предложения по характеру грамматической основы? 2) Какие бывают виды односоставных предложений главным членом сказуемым? 3) Чем отличаются односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения? 4) Какие ещё вопросы вы могли бы предложить по материалам § 22–26? Сформулируйте их. В § «Назывные предложения» предлагаются упражнения на активизацию знаний по теме «Безличные предложения». Среди них можно выделить упражнение № 165, при выполнении которого учащиеся должны списать текст, подчёркивая грамматические основы; определить вид односоставных предложений (среди которых есть безличные). Упражнение № 167 предлагает учащимся рассмотреть картину известного русского художника О. А. Кипренского (1782–1836) «Портрет мальчика Челищева» и ответить на вопросы: каким запечатлел художник лицо портретируемого будущего героя Отечественной войны 1812 года? Обратить внимание на его глаза, губы, пряди волос. Какие краски преобладают в картине и в какой мере они подчёркивают взволнованность мальчика? Опишите своё впечатление от картины, используя разные виды односоставных предложений. В конце учебника авторы предлагают раздел «Повторения», в котором задания на активизацию знаний по теме «Односоставные предложения» отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод, что тема «Безличные предложения» не закрепляется в конце учебного года.
Синтаксис определяет стиль, так как именно данный раздел грамматики таит в себе стилистические возможности, которые заключаются в его способности передавать тончайшие оттенки мысли. И безличные предложения могут служить этому ярчайшим примером. «Безличные предложения» - одна из сложных тем синтаксиса, включенная в школьную программу. Ни один тип предложения не вызывает столько споров у лингвистов и трудностей у учащихся. Трудности прежде всего заключаются в том, что безличные предложения разнообразны как по структуре, так и по значению, что с трудом поддается восприятию и осмыслению обучающихся.
В школьных учебниках используются следующие определения:
«Безличными называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не зависит от деятеля» [7].
«Безличными являются такие односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо» [42].
«Безличное предложение – это односоставное предложение, выражающее действие или состояние (признак), которое возникает и существует независимо от производителя действия или носителя признака.
«Безличные предложения – это такие односоставные предложения, в которых нет и не может быть действующего лица».
Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение М. М. Разумовской, т. к. в нём указывается главная отличительная особенность безличных предложений – морфологический способ выражения сказуемого. Поэтому целесообразно на предыдущем уроке повторить безличные глаголы, слова состояния и их значения. Именно безличные глаголы и слова состояния по своей форме и значению не связаны с действующим лицом.
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях и значения предложений данного типа удачно представлены В. В. Бабайцевой в следующей таблице, в которой указаны, где возможно, синонимичные двусоставные предложения:
Таблица 1
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях
Двусоставные
предложения
Безличные
Предложения
Способ выражения сказуемого в безличном
предложении


Светает (состояние природы).
безличный глагол

Приятно пахнет черёмуха.
Приятно пахнет черёмухой
(состояние среды)
личный глагол в безличном значении

Я не сплю.
Мне не спится (состояние
человека).
возвратный глагол в безличном значении

Будет гроза.
Быть грозе! (неизбежность)
инфинитив

В лесу всё тихо.
В лесу тихо ( состояние природы)
слово состояния

Есть зверь сильнее кошки (наличие чего-либо).
Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо)
неизменяемая глагольная форма нет


Изучение односоставных предложений в целом, и безличных предложений в частности, относится ко второму этапу изучения синтаксиса в школе. Хорошая подготовка на первом этапе (5–7 классы) дает возможность на втором этапе построить систематическое изучение синтаксиса на прочном фундаменте и тем самым добиться лучшего усвоения синтаксического материала.
Так понятие об односоставном предложении впервые дается в 5 классе, при рассмотрении темы «Члены предложения». Работа над односоставными предложениями проводится практическим путем в форме наблюдения над материалом и конструирования предложений по образцу. На данном этапе дается понятие о том, что основа предложения может состоять и из одного главного члена, поясняя при этом, есть односоставные предложения, в которых мыслится деятель (подлежащее), а есть, где нет и не может быть деятеля (подлежащего) - безличные предложения. Эти сведения конкретизируется при изучении темы «Глагол» и «Категория состояния» в 6 классе, и на материале этих тем происходит закрепление знаний о безличных предложениях.
Задачи уроков по изучению безличных предложений многообразны. Обучающимся необходимо усвоить грамматическую и стилистическую специфику данных предложений, их семантику; ученики должны уметь отличать безличные предложения от других видов односоставных и двусоставных предложений; уметь определять способы выражения главного члена - сказуемого. Кроме того, они должны научиться пользоваться безличными предложениями в своей устной и письменной речи.
Список использованных источников

1. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка : учеб. пособие / Г. Н. Акимова. – М. : Высшая школа, 1990. – 152 с.
2. Алмазова, А. В. Работа по русскому языку в 8 классе / А. В. Алмазова. – М. : Просвещение, 1964. – 124 с.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Изд. 2-е, стереотипное. – М. : Едиториал, 2008. – 156 с.
4. Бабайцева, В. В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 3 / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М. : Просвещение, 1981. – 271 с.
5. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 8 класс / В. В. Бабайцева. – М. : Дрофа, 2008. – 224 с.
6. Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М. : Просвещение, 2004. – 236 с.
7. Бабайцева, В. В. Современный русский язык : в 3 т. Т. 3 : Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Д. Максимов. – М. : Дрофа, 2004. – 338 с.
8. Бархударов, С. Г. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. – М. : Просвещение, 2011. – 214 с.
9.  Богородицкий, В. А. Некоторые вопросы синтаксиса, морфологии и семасиологии в применении к русскому языку : (Из чтений на учит. курсах в Казани в авг. 1980 г.) / В. А. Богородицкий // Журнал министерства народного просвещения. – 1980. – Ч . 47. – № 12. – Отд. 2. – С. 179–199.
10. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова. – М. : Высш. шк., 2001. – 245 с.
11. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – М. : Советская энциклопедия, 2010. – 836 с.
12. Буслаев, Н. Ф. Опыт исторической грамматики русского языка: в 2 ч. Ч. 2. / Н. Ф. Буслаев. – М. : Академия, 1998. – С. 342–344.
13. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. – М. : Высшая школа, 1991. – 432 с.
14. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Н. С. Валгина. – М. : 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
15. Валгина, Н. С. Современный русский язык : Синтаксис : Учебник. 4-е изд., испр. – М. : Высшая школа, 2008. – С. 199–204.
16. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М. : Логос, 2001. – 165 с.
17. Виноградов, В. В. Из истории изучения русского синтаксиса / В. В. Виноградов. – М. : Изд-во МГУ, 1958. – C. 356–359.
18. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения / В. В. Виноградов // Избранные труды : исследования по русской грамматике. – М. : Наука, 1975. – С. 254–294.
19. Воинова, Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений / Е. И. Воинова // Русский язык в школе. – 1998. – № 2. – С. 43–45.
20. Вонтелеева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Вонтелеева // Русский язык в школе. – 2010. –№ 1. – С. 101–103.
21. Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. – СПб., 1874. – 116 с.
22. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке / Е. М. Галкина-Федорук. – М. : Изд. МГУ, 1958. – 176 с.
23. Гвоздев, А. Н. Современный русский язык: в 2 ч. Ч 2. Синтаксис. – А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1987. – 235 с.
24. Долин, Ю. Г. Еще раз о грамматическом строе безличных предложений / Ю. Г. Долин// Русский язык в школе. – 2011. – № 2. – С. 76–78.
25. Дручинина, Г. П. К вопросу об односоставном предложении / Г. П. Дручинина, Н. И. Осипенко // Русский язык в школе. – 1999. – № 1. – С. 22–26.
26. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. – М. : Эдиториал, 2010. – 368 с.
27. Иваненко, В. К. Изучение синтаксиса в школе / В. К. Иваненко. – Кострома. : Авантитул, 1991. – 159 с.
28. Калинин, А. Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения / А. Ф. Калинин // Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 23–26.
29. Калинин, А. Ф. Односоставные предложения в современном русском языке : учеб.-метод. пособие / А. Ф. Калинин. – М. : Наука, 2009. – 311 с.
30. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина [и др.] ; под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. – М. : Русский язык, 1989. – 639 с.
31. Купалова, А. Ю. Практическая методика русского языка / А. Ю. Купалова, В. В Никаноров. – М. : Наука, 1974. –160 с.
32. Лебедева, И. В. Современный русский язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения / И. В. Лебедева : методическое пособие для студентов филологического факультета. – Кострома : КГУ, 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
33. Левицкий, Ю. А. Основы теории синтаксиса / Ю. А. Левицкий. – М. : КомКнига, 2012. – 328 с.
34. Лекант, П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант. – М. : Просвещение, 2010. – 216 с.
35. Мещанинов, И. И. Члены предложения и части речи / И. И. Мещанинов. –  Л. : Наука, 1998. – 132 с.
36. Русский язык. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. – 8-е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2012. – 75 с.
37. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Д. Н. Овсянико-Куликовский. – СПб. : Наука, 1997. – С. 431–438.
38. Падучева, Е. В. О семантике синтаксиса : Материалы к трансформационной грамматике русского языка / Е. В. Падучева. – М. : КомКнига, 2010. – 296 с.
39. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М. : Языки славянской культуры, 2010. – С. 544–549.
40. Пичугов, Ю. С. Русский язык. Практика. 8 кл. : уч. для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2010. – 268 с.
41. Русский язык. Энциклопедия/ Ю. Н. Караулов. – М. : Просвещение, 1999. – 358 с.
42. Русский язык. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова. – Издание : 12-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2009. – 83 с.
43. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розеналь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М. : Международные отношения, 1998. – 556 с.
44. Руднев, А. Т. Синтаксис современного русского языка / А. Т. Руднев. – М. : Учпедгиз, 1997. – 170 с.
45. Русский язык 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; научн. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2011. – 243 с.
46. Русская грамматика : в 2-х т. Т 1 / редкол. : Н. Ю. Шведова [и др.]. – М. : Наука, 1980. – 783 с.
47. Русская грамматика : в 2-х т. Т 2. Синтаксис / редкол. : Н. Ю. Шведова [и др.]. – М. : Наука, 1980. – 709 с.
48. Сиднин, И. Н. изучение типов односоставных предложений / И. Н. Сиднин // Русский язык в школе. – 2010. – № 4. – С. 32–37.
49. Сиротина, О. Б. Лекции по синтаксису русского языка / О. Б. Сиротина. – М. : Просвещение, 2004. – 251 с.
50. Смольянинова, М. И. Лекции по синтаксису современного русского языка / М. И. Смольянинова. – Изд. 2-е, стер. – М. : Едиториал УРСС, 2010. – 144 с.
51. Соколова, Г. П. Изучение односоставных предложений в школе / Г. П. Соколова // Русский язык в школе. – 2004. – № 4. – С. 34–35.
52. Тимофеев, К. А. Инфинитивные предложения в русском языке / К. А. Тимофеев. – М. : Наука, 1951.
53. Текучев, А. В. Методика русского языка в средних школах / А. В. Текучев. – М. : Просвещение, 1997. – 240 с.
54. Уроки русского языка в 8 классе : книга для учителя / Г. А. Богданова. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 175 с.
55. Фортунатов, Ф. Ф. Избранные труды : в 2 т. Т. 2 / Ф. Ф. Фортунатов. – М. : Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1957. – 215 с.
56. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М. : ЛКИ, 2007. – 624 с.
57. Шахматов, А. А. Очерк современного русского литературного языка / А. А. Шахматов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1998. – С. 132–139.
58. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русского языка / Н. Ю. Шведова. – М. : Высш. шк., 1960. – С. 118–125.
59. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык // Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. – М. : Высш. шк., 1957. – С. 126–127.


15