Статья Использование коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературного чтения


Использование коммуникативных технологий в процессе формирования УУД у обучающихся начальных классов
Аскерова В.Н. – учитель начальных классов
«Летниковская основная общеобразовательная школа»
(филиал) Муниципального образовательного учреждения
«Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2
имени Н.А. Заболоцкого»
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.  Применение коммуникативных технологий в раннем школьном возрасте используется для самостоятельного постижения знаний, для развития у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Тема актуальна, так как изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.
Цель: Совершенствовать формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.
Задачи:
- работать над интенсификацией процесса обучения, над совершенствованием форм и методов организации учебного процесса.
- повышать индивидуализацию обучения;
- способствовать усилению учебной мотивации изучения и совершенствованию знаний учащихся.
Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Предметные ЗУ и Н, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. Чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания, тем гибче мышление ребёнка.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – коммуникативная.
Особенность коммуникативной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации. Коммуникативные способности учащихся развиваются через их вовлечение в решение широкого круга задач.
 Процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни листал книжку, пока он сам не запомнит буквы, не научится складывать из них слова   – никакого навыка чтения  у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Иными словами, учителям необходимо создавать для детей специальные учебные ситуации, которые помогают формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных условиях.
        Например: Устная презентация. Учащиеся представляют:
- устный критический анализ произведения;
- отчет по проведенному исследованию на тему «Герои любимых сказок»;
- сообщения о встрече с известными людьми;
- пресс-конференции по теме или событию, вызывающим общий интерес (короткое выступление эксперта и ответы на вопросы).
Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения.
Работу в парах начинаем вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в школе состоит в том, что у нас нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даются дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было. Вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.
На доске:
вода- водичка, водичка- водить.
белка-белочка, белочка-белить.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет.
Когда дети готовы они поднимают руки домиком.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)
Те вопросы на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Упражнения в учебниках расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
При изучении нового учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.
Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала.
Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения об имени прилагательном. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Работа в группах
Дети, работая группами: решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют;
готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки, сочиняют загадки.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?»
Или в русском языке есть тема «Попробуем сочинять загадки». Одна группа сочиняет загадки на тему «Овощи». Вторая группа – на тему «Фрукты», третья группа – на тему «Игрушки». При изучении белорусской сказки «Краденым сыт не будешь», первая группа рисует обложку для книжки, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
Моделирование урока с применением индивидуальных карточек
Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Дети обсуждают в группе свой материал, решают, какие сведения представляют особый интерес, готовят коллективный пересказ (опоры, схемы).
Заканчивается урок выступлением членов от каждой группы.
Такая форма проведения урока относится к коллективной форме обучения.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Комплект учебников УМК "Гармония" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. В нем  много заданий, развивающих умения работы с книгой и с дополнительной литературой, предусмотрены библиотечные уроки. В нашей школе обучающиеся начальных классов во время внеурочных занятий посещают кружок «Читаем сами»
Необходимо не только обучить детей технике чтения, но и воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться  складывать   из букв слова и  овладеть  техникой чтения  ещё не значит  стать  читателем.
         В  процессе  чтения  необходимо  развивать способности детей, их  интеллект,  эстетические  потребности  и  эмоциональную отзывчивость. Главное – организовать  процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего  развития.
Библиотечные уроки предоставляют широкие возможности для привития обучающимся интереса к книге и формирования умения читать с удовольствием.  Формы проведения разнообразны. Это и обсуждение книг, и читательские конференции, и устные журналы, и конкурсы, и литературные праздники, а так же  организация  занятий  с элементами  театрализации.
При этом не стоит забывать и об учебных ситуациях. Например: Берем интервью у книжного героя. Работая в паре, учащиеся знакомятся с новым произведением, после чего берут друг у друга интервью. Во время интервью один из ребят выступает в роли книжного героя.
На уроках литературного чтения очень часто используется игра «Театр», где дети разыгрывают различные сценки из литературных произведений.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа: “Домики”, “Собери елочку”, «Ромашка». Игры-драматизации Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок. Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Развитие универсальных учебных навыков
Сформированность учебно-интеллектуальных УУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения УУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных УУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.
Проблемно-диалогическая технология
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Успех в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.
На уроках русского языка и литературного чтения одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. Коммуникативная игра в отличие от обычных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на игровых формах, концентрирует внимание учащихся на содержании, тренируя все навыки и умения. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путём создания учителем конкретных ситуаций.
Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Как и всякая другая учебная игра, коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащие задачу, которая разделяется на 3 более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать только как вспомогательный элемент учебного процесса. Его применение на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Разумное применение вышеназванных приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания.
Ежедневная работа в этом направлении дает положительные результаты. Выпускники начальной школы  умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Литература:
1.  Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. «Начальная школа». – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
2. Герман Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий» «Педагогические технологии». «Учительская газета» №40.
3.   Занько С.Ф., Тюников Ю.С. Игра и учение (в 2-х частях). М.: 1992.
4.  Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3 5. Начальная школа. – 1988. - №11, 1990. - № 2.
6. Кларин М.В. Педагогическая технология – М.,1989.
7.  Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005.