Выступление по теме Исследовательская деятельность в математическом образовании на семинаре.
Шмелева О.В.,
руководитель ШМО учителей математики
Исследовательская деятельность в математическом образовании
Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участияхотя бы в самой маленькойпоисковой исследовательской работе. Андрей Николаевич Колмогоров
Одним из эффективных способов развития мыслительных и творческих умений является применение исследовательской технологии и ее элементов в обучении. Она предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
Исследовательская деятельность обучающегося под руководством научного руководителя(педагога) связана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением.
В основу исследовательского обучения положены следующие принципы
Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
Учитель создаёт такие ситуации, которые предоставляют обучающимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.
Знакомство с научными фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.
Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность.
Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
Мотивация
Необходимо помогать обучающимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера.
Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления, стремление к творческому поиску.
Личность педагога.
Для развития созидательных способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки.
Учет возрастных особенностей школьника.
Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Каковы формы исследовательской деятельности?
Их разнообразие представлено на слайде. Хочу остановится подробнее на НПК.
В этом учебном году по инициативе ШМО учителей математики впервые прошла Научно-практическая конференция «Исследуем, проектируем».
Подготовительный этап включал разработку положения о НПК, где были определены цель и задачи, сроки, оргкомитет, участники и т.п.
Целью Конференции стали привлечение внимания и повышение мотивации учащихся и педагогов МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» к исследовательской и проектной работе в естественнонаучной области.
Задачи Конференции обозначены следующие:
содействие интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них навыков научно-исследовательской деятельности;
выявление работ обучающихся для возможного представления на муниципальных, региональных и международных конкурсах проектных и научно-исследовательских работ;
активизация поисковой и научно-практической деятельности обучающихся;
популяризация и пропаганда научных математических знаний и развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности, связанной с изучением математики.
Около месяца обучающиеся под руководством своих педагогов, хочу подчеркнуть все 9 учителей-математиков школы были задействованы, готовили свои проекты, в т.ч. и исследовательские .
Желающих представить свои работы оказалось так много, что конференция проходила в два дня.
Хочу познакомить Вас с некоторыми темами исследований и проектов.
(см.буклет).
Жюри решило отметить работы номинациями, например "Исследование", "Наука математика", "Математика и здоровье" и др.
Конференция стала заметным событием в жизни школы и решила все поставленные задачи.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115