ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ


Назаренко Ольга Геннадьевна
г.Славгород, Алтайского края
nazarxxx@mail.ruПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
TOC \o "1-3" \t "Заголовок оглавления;1;Заголовок оглавления;1;Заголовок оглавления;1;Подзаголовок;2" \h
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда.
(Древняя мудрость)
Концепция модернизации российского образования определила роль и задачи образования на современном этапе развития России как важный фактор перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике для преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Назрела необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В частности, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования конкретизирует это положение и ориентирует на формирование у школьников опыта познания и самопознания; обращает внимание на необходимость подготовки к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику школы. На первый план выдвигается необходимость формирования у школьников таких профессиональных и личностных качеств, которые позволяют в дальнейшем успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются системное мышление, высокая образованность, экономическая, правовая, информационная культура, культура предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу, мобильность, конструктивность, способность к сотрудничеству. Эти современные качества могут быть приобретены учащимися в процессе проектной деятельности на уроке.[1]
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. В России методом проектов занимались С.Т. Шацкий, А.С.Макаренко.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.[2,3]
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.[4]
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.[5,6]
Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях профильного, дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. В МОУ «Лицей №17» г. Славгорода на III ступени обучения все 10—11-е классы профильные (реализуются профили: социально-гуманитарный, информационно-технологический, химико-биологический, оборонно-спортивный, универсальный), для каждого профиля разработан учебно-методический комплект (рабочие общеобразовательные и профильные программы, элективные курсы).
В лицее активно осваивается проектная технология образования в глобальном информационном сообществе. Для оценки сформированности ключевых компетенций применяются специальные шкалы, которые позволяют оценить умения учеников извлекать пользу из опыта, решать проблемы, самостоятельно заниматься обучением. В формировании ключевых компетенций проектная деятельность является основополагающей.
Для применения проектного метода в обучении информатике создана хорошая материально-техническая база - 79 компьютеров, которые установлены в трех компьютерных классах - 33; в учебных кабинетах – 34 компьютера, 7 мультимедийных комплектов, 5 интерактивнах досок. На 9 лицеистов приходится 1 компьютер.
Информатика в лицее изучается с 5 по 7 класса основной школы, как компонент образовательного учреждения, с 8-11 класс по федеральному учебному плану. Третий год формируются 10-11 классы информационно-технологического профиля с углубленным изучением информатики и математики. [7]
Особый интерес представляет качество знаний учащихся информационно-технологического 11а класса, который обучается по проектному методу третий год, начиная с 9 класса, затем в 10 классе уже на профильном уровне обучения и, наконец, в 11 классе в этом учебном году.
При организации проектной деятельности на уроках информатики можно выделить следующие особенности:
Прежде всего, в работе над проектом необходимо согласование темы учебного проекта с государственными образовательными стандартами (ГОС). Темы проектов, рассмотренных в моей работе согласованы с ГОС.[8,9]
Все стандарты, на которые ориентирован проект, должны находиться в фокусе организационной деятельности и оценивания на протяжении всего проекта. Продолжительность проекта должно соответствовать количеству и значимости элементов содержания стандартов (компетентности, знания, умения, навыки и способы деятельности учащихся).
Чтобы быть успешными, проект следует разрабатывать, имея в виду его завершение. Без четких целей обучения задачи проекта будут неясными и ученики могут быть введены в заблуждение по поводу того, что от них ожидается. При разработке проекта важно связать планируемую деятельность с достижением учебных целей. Учитель должен устанавливать приоритеты деятельности, рассматривая цели, задачи и стандарты учебного курса.
При планировании проекта используется следующее:
Выбор темы проекта осуществляется совместно с учащимися. Предварительно отобранные учителем темы предлагаются учащимся. Например, при подготовке проекта «Компьютерная графика», это: «Фотоколлаж», «Ретуширование фотографии», «Обложка любимой книги», «Подготовка фотографии к печати», «Штампы и формы», «Портретная галерея», «Мой город», «Алгоритмы фильтрации изображения», «Вычисления при построении растрового изображения», «Мое портфолио». Учащиеся обсуждают и принимают решение по выбору темы собственного проекта, если кто-то предлагает свою тему, то ее вносят в перечень тем проектов.
Определение учебных целей и задач в соответствии со стандартами и планируемыми навыками. Учитель предварительно выделяет цели и задачи и знакомит с ними учащихся. Каждый ученик знакомится с целями и конкретизирует для себя задачи своего проекта.
Формирование творческих групп. Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности. Организация групп при проведении проекта обычно обсуждается и проводится самими учащимися. Если результатом проекта служит программный продукт, то лучшая форма организации группы один-два человека, при этом следует учитывать уровень подготовки школьников. Обычно в такие группы объединялись ребята, объединенные общими интересами или же по принципу «сильный – слабый ученик» в техническом плане.
Подготовка материалов к работе. При подготовке материалов, учащиеся использовали цифровые фотографии собственного исполнения, средства библиотек программ для обработки компьютерной графики. Следует ознакомить учащихся с законодательством, регулирующим авторское право. Особенно это касается использования изображений, музыки и видеоматериалов.
Постановка проблемных вопросов. При выполнении проекта, учащиеся должны ответить на поставленные проблемные вопросы. Постановка вопросов с неоднозначным ответом является эффективным способом побуждения учеников к глубоким размышлениям в содержательном контексте обучения. Получив по-настоящему интересный вопрос, ученики вовлекаются в учебную деятельность. Задавая правильные вопросы, мы можем помочь ученикам заинтересоваться результатами обучения и самим управлять своим обучением. Вопросы обеспечивают равновесие между пониманием обязательного содержания и самостоятельным изучением интересных для учеников идей.
Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентация, программный продукт. При планировании проекта средствами ИКТ, продукт учебной деятельности обычно является программным продуктом. Результат проекта включает в себя пояснительную записку, которую можно дополнить презентацией и электронные материалы в виде программного продукта, либо распечатанные материалы, если продукт может быть представлен на бумажном носителе.
Разработка проекта и оформление результата. Требования к оформлению и правила разработки проекта должны быть представлены заранее. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. Требования к оформлению проекта приведены в методических рекомендациях к данному проекту, которые разрабатывает учитель.
Защита и оценивание проекта. К защите проекта подготавливается план оценивания. Предметом оценивания и контроля являются как проектные работы учащихся, так и их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам проекта. Лист оценивания проекта также разрабатывается заранее и размещается на стенде в кабинете информатики. В оценивании проекта обязательно вовлекаются сами учащиеся, учителя-предметники, возможно, приглашенные родители. Общая оценка складывается из баллов отдельных элементов оценивания.
Рефлексия. Защита проекта обязательно включает рефлексию. Учитель оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности учащихся. Учащиеся подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу.
Метод проектов на уроках информатики применяется мною, начиная с 9 класса основной школы. При изучении тем учебной программы, связанных с отдельными компьютерными программами, метод проектов нашел успешное применение. Была выбрана подгруппа учащихся 9а класса, с которой работа велась по методу проектов. Учащиеся 9б класса работали по традиционной методике обучения. В течение года учащиеся 9б класса выполняли практические работы, контрольные работы в виде тестов. Группа 9а класса выполняла практические работы и контрольные работы в виде разработки и защиты проектов.
При изучении темы программы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» учащиеся 9б класса писали контрольную работу в виде теста, включающего блок теории и практическую часть; учащиеся 9а класса выполняли Проект №1 «Компьютерная графика. Adobe Photoshop», результаты проекта положили начало постоянной выставке работ компьютерной графики учащихся.
Результаты контрольной работы и защиты проекта показали положительное влияние проектной технологии на качество знаний учащихся: в 9а оно составило 90% качества. в 9б — 67% .Успеваемость в классах 100%.
При изучении темы программы «Кодирование и обработка текстовой информации» учащиеся 9а класса выполняли проект «Текстовые документы и мультимедийные презентации», учащиеся 9б класса писали контрольную работу в виде теста, включающую блок теории и практическую часть. Результаты контрольной работы: 9б качество знаний составило 75%, результаты проектной деятельности учащихся 9а — 100% качества.

Следует отметить положительное влияние проектной деятельности обучающихся информатике и на качество обучения в целом. За 2008-2009 учебный год качество знаний учеников 9а класса составило: 1 четверть — 95%. 2 четверть — 95%, 3 четверть — 100%, 4 четверть -95%, за год - 100%. Качество знаний учеников 9б класса: - 1 четверть — 75%, 2 четверть —75%, 3 четверть — 75%, 4 четверть — 67%, за год - 67%.

Изучение влияния метода проектной деятельности на качество знаний учащихся было продолжено и в 10 информационно-технологическом классе, где углубленно изучается информатика — 4 часа в неделю урочных занятий и 2 часа в неделю элективного курса «Оператор персонального компьютера». Учащиеся, обладающие навыками проектной деятельности были собраны в отдельную подгруппу, которая работала в течение всего учебного года. За период обучения было выполнено 4 учебных проекта по темам: «Основы алгоритмизации и программирования», «Технология создания сайта и основы веб-дизайна», «Компьютерная графика Corel Draw», «Flash: графика, анимация и элементы программирования». Результаты проектной деятельности: качество всех проектов составило 100%. При проведении защиты проектов были организованы открытые уроки, на которых присутствовали представители администрации лицея, были приглашены учителя - предметники, классный руководитель и родители.
Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта преодолеваются через совместную деятельность учителя и учеников: • выбор темы – учащиеся затрудняются сами выбрать тему проекта, поэтому учитель помогает им в выборе с помощью постановки целей и задач проектной деятельности. • постановка целей и задач проекта – основную функцию берет на себя учитель, ученики уточняют и корректируют цели и задачи проекта; • способ реализации проекта – обсуждается в классе со всеми учащимися; • составление пояснительной записки к проекту – составляется по требованиям к оформлению проекта, листу оценивания, рекомендациям по защите проекта.
Проектная деятельность особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. Во время работы над проектом всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.Такая система позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда. Защита результатов проектной деятельности позволяет ученикам развивать свое системное мышление, проводить анализ собственной деятельности, рефлексию.
Проектная деятельность становится в лицее ведущей формой деятельности на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Поэтому в перспективе создание интегрированных проектов с такими предметами как литература, математика, физика, химия и биология, мировая художественная культура.
Анализ качества знаний учащихся 9-10 классов показал, что успешность образовательной деятельности зависит от выбора метода обучения. Даже внедрение элементов метода проектов в сочетании с традиционными формами обучения позволило получить 100% качество знаний за год в 9а классе. Прежде всего, это объясняется возросшим уровнем мотивации к обучению, формированию практических навыков работы с интересной информацией, которая сегодня является для учащихся актуальной и востребованной. Работа над проектом позволила развить творческие способности ученика, создать условия для развития полноценной личности, подготовить его к реальной деятельности. В заключении по работе над проблемой качества обучения информатике можно сказать, что в результате введения проектного метода, каждый учащийся получает возможность сопоставить свою работу с работой одноклассников. Учащийся видит и может, не только сравнить свои достижения по сравнению с собственным эталоном, но и в каком положении он находиться по сравнению с другими. Это является побудительным стимулом для многих учащихся не отставать от других. И это, в конце концов, должно привести к умению, самостоятельно планировать, организовывать и оценивать свою учебную деятельность. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, общее интеллектуальное развитие и как следствие положительно влияет на качество знаний не только отдельного ученика, но и класса в целом.
Литература:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года как основа реформирования педагогического образования, сайт Федерального центра образовательного законодательства, http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/?1112.htmlДьюи, Дж. Школа и общество [Текст] // Педагогическая лоция. 2003/04
уч. год. Метод проектов в школе / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и
гимназическое образование». – 2003. – Выпуск 4. - 174 с.
Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в пе-
дагогическом процессе [Текст] // Педагогическая лоция. 2003/04 уч. год.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
Паспорт целевой программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №17» города Славгорода Алтайского края на 2008 – 2012 гг.
Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.