Статья Компьютерные технологии как средство усиления учебной мотивации

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится.
Технологии состоятся, а урок - нет.

Урок - это когда ребёнок набирает света.
(Ш. Амонашвили)

«Информационные технологии как средство усиления учебной мотивации»

Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции ФГОС. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогической деятельности. Активность сама по себе  не возникает , она является следствием целенаправленных  педагогических воздействий. Для развития познавательной активности, творческого воображения, воспитания сотрудничества и толерантности очень актуальны компьютерные технологии в любой педагогической области. Главная задача учителя сделать процесс   обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала, развивать творческую личность.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
работа в парах;
проблемное обучение;
создание положительных эмоциональных ситуаций и конечно же
проектная деятельность;
Работая в коррекционной школе с детьми VIII вида, компьютерная технология помогает реализовать важнейший дидактический принциппринцип наглядности.
Я думаю все со мной согласятся, в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и педагог часто сталкивается с проблемой, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришёл компьютер.
Использование компьютера на уроках в начальной школе позволяет:
активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности;
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
развивать у учеников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формировать ИК компетентность, овладевать практическими навыками работы с информацией, что включает в себя поиск, обработку, создание собственного продукта и хранение информации;
повысить объем выполняемой работы в 1,5-2 раза;
осуществить дифференцированный подход к учащимся, используя в своей работе разноуровневые задания;
проводить уроки на более высоком эстетическом
Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.
Использование и применение компьютера даёт возможность начать урок с психологического настроя – Минутки вхождения в урок:
это могут игровые стихи, мини- пьески, кричалки, речёвки, этюды и.т.д.
Компьютер дает учителю такие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир, увлекательный и самое главное познавательный.
На своём опыте работы над проектом « Что за чудо -огород, на окошке растёт». могу сказать, что использование ИКТ помогло сделать проект наиболее запоминающимся и легко воспринимаемым детьми. Дети погрузились в мир проекта с увлечением. Сами сделали презентацию: дети узнали историю лука, откуда пришёл, сами искали информацию о полезных свойствах лука, сами находили пословицы и поговорки о луке.
Заключительным этапом нашего проекта было создание мини-книжки «Народные рецепты» . Опыт работы показал, самым интересным событием всегда является у ребят демонстрация и защита проектов и творческих работ. Не смотря на то, что уровень их выполнения различный, дети с удовольствием рассказывают о своей работе.
Знания которые получили ребята, пригодятся и в дальнейшей жизни. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. В условиях коррекционной школы компьютерные технологии обучения имеют повышенную значимость и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Считаю возможным использование ИК-технологий на всех этапах урока: сообщения темы урока, минутки чистописания, устного счёта, орфографической разминки, подготовки учащихся к усвоению новых знаний, контроля знаний, обобщения, рефлексии, физкультминутки и даже экскурсии. Я считаю, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим увлечением. Я рекомендую, как можно чаще дарить детям такую радость. Использовать компьютерные технологии можно  на любой ступени обучения.
Применение ИКТ расширяет возможность и самостоятельной работы учащихся, формирует навык исследовательской деятельности, а значит, способствует повышению качества образования. А самое главное центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность ученика.
Информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:
расширяется возможность поиска новой информации, а значит, позволяет более углубленно изучить тот или иной материал;
предоставляются широкие возможности для учителя заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиску нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;
позволяет разнообразить формы работы, качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а, следовательно, в дальнейшем дает возможность построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – развитие творческой личности и повышение уровня знаний у детей.  Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры, а чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания и счастья.
 Список литературы 1. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа 2004г., № 11, с. 87-88 2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
3.Гусева А.М., Смольникова И.Л., Чиркова М.К. Основы применения ИКТ в учебном процессе- Академия. Айти, 2010г.


15