Сценарий экологического проекта для 1-5 классов специальной школы За природу в ответе и взрослые и дети


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Сценарий экологического проекта «За природу в ответе и взрослые, и дети» для 1 - 5 классов.
Подготовили учителя Миргородская С. В., Козлова С. Н., Кузьмина Л. В.Цели:
-способствовать формированию бережного отношения к природе;
-содействовать углублению и расширению эколого-краеведческих знаний;
-формировать познавательную и творческую активность детей;
-активизировать речевую, мыслительную и двигательную активность.
Ход занятия:
1 - ый ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «эко», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.
2 – ой ведущий. Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
1-ый ведущий. Наша планета называется Земля, её освещает солнышко , поэтому на ней светло, есть кислород, которым дышит всё живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь.
2 -ой ведущий. Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка . Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, и что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
1-ый ведущий. Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
2-ой ведущий. С каждым днём чистого воздуха и воды на Земле становится всё меньше.
1-ый ведущий. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование. А сколько по вине людей возникает пожаров?!
2-ой ведущий. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.
1 - ый ведущий. Человек опасен для животных не только пожарами , но и бездумным уничтожением всего живого.
Дети читают стихи.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.

2 -ой ведущий. Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?
1-ый ведущий: Отгадайте загадку. Если будем мы трудиться,
Все, конечно, уродится
При любой плохой погоде
В нашем славном … (огороде)

2-ой ведущий. Сейчас ребята покажут вам сказку «Дедушкин огород», но не обычную, а экологическую.
«ДЕДУШКИН ОГОРОД»
Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
- Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!
Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
- И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
- А где вы эту воду набирали?
- Так это…я в нашей реке воду набрал…
- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
- Что звали меня, хозяева?
- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
- Так может землю эту порыхлить надо?
Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Прибежали и Кошка, и Мышка.
- Друзья, посмотрите, сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Наконец они собрали весь мусор!
Прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили внучку, Жучку, кошку и мышку.
А потом они сидели и рассказывали всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.
 
1-ый ведущий: Обратите внимание на эти слайды. И в нашем городе и поселке Н ГРЭС есть такие места. Как вы думаете, это хорошо? (Ответы детей) Кто виноват в этом? (Ответы детей) А что нужно делать? ( Ответы детей)
2 – ой ведущий: Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачки. Люби цветы, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!
1-ый ведущий: А сейчас викторина «Знай и люби природу»
Проводится викторина «Знай и люби природу».
1. ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади). 2. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/ 3. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/ 4. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята и др./ 5. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/
6. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/ 7. С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/
8. КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/ 9. ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/ 10. ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/ 11. КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/ 12. КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/ 13. КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/ 14. НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/
2 – ой ведущий: Бабочки, мухи, черви одним словом- это? Ответы детей (насекомые).
А муравьи - очень трудолюбивые насекомые. А ещё они очень дружные. За свой трудовой день они переносят груза в сто раз больше своего веса. Мы сейчас побудем в роли муравьев. Играем в игру «Муравьишки».
Проводится игра «Муравьишки». Правила игры: вызываются по две пары ребят и они должны друг друга по очереди перенести на спине.
Дети читают стихи.
Природа – это дом, в котором мы живем, И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Под небом голубым, под солнцем золотым, Хотим мы в доме том жить вовеки. Природа – это дом, украшенный трудом, Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену? Что будет, если в нём крыша под огнем, Что будет, если в нем сломаем стены? Природа – это дом, в котором день за днём Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети. И этот дом и смех – один, один на всех, Другого дома нет на целом свете.
Звучит песня «Гимн земле»
1-ый ведущий. Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе , классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.