РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Модернизация общего образования требует перехода от традиционного обучения к формированию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. В соответствии с Концепцией модернизации казахстанского образования и в рамках реализации внедрения субъектного подхода в УВП я сформулировала цель профессиональной деятельности – внедрение субъектного подхода для развития коммуникативных способностей учащихся в процессе обучения русскому языку. В связи с этим мной была определена проблемная тема: «Развитие коммуникативных способностей учащихся как субъектов образовательного процесса на уроках русского языка». Эта тема является актуальной потому, что современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, владеет нормами разговорного и литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. [1] Целью опытно-экспериментальной работы является внедрение субъектного подхода для развития коммуникативных способностей учащихся в процессе обучения русскому языку, а также определение эффективных методов и форм работы, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихся. Предметом исследования является процесс развития коммуникативных способностей учащихся в условиях внедрения субъектного подхода. На поисковом этапе изучена необходимая литература, отобрана терминология. Совместно с психологом проведены диагностика по определению первоначального уровня коммуникабельности учащихся на основе теста В.Ф.Ряховского (Первоначальная диагностика показала, что 25% учащихся общительны, 50% любопытны, но не умеют общаться, 25% неохотно идут на контакт, и не прилагают усилия общаться), диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко), диагностика коммуникативных и организаторских способностей КОС-2, диагностика коммуникативных умений Михельсона.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и сложный. Ведущая роль отводится урокам. Особую сложность в преподавании русского языка в казахской школе представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ученика, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. В качестве средств и методик диагностики определены различные формы организации познавательной деятельности, наблюдение (монологическая и диалогическая речь, дискуссии, беседы, защита проекта и т.д.). На втором этапе активно внедряются наиболее эффективные технологии, апробируются методы, приемы, средства обучения, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся. В течение экспериментального этапа применяю технологию коммуникативного обучения, использую стратегии технологии критического мышления через чтение и письмо, методов проекта. В этой технологии доминируют диалоговые и игровые методы обучения.[4] Коммуникативное обучение – это особым образом организованное обучающее обучение, в ходе которого происходит овладение предметом и активное развитие личности через систему управляемых групповых взаимодействий. Результатом обучения является коммуникативная способность учащегося, т.е. его готовность участвовать во всех формах реального общения на языке. [5] Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, в совместную беседу. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, способствует когнитивному развитию детей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. [6] В своей педагогической деятельности я часто использую парную и групповую формы работы. Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Отходя от традиционных методов, проведение опроса можно возложить и на самих учеников. Например, каждой группе раздаются листы с вопросами, и ученики должны задать их вслух и получить на них ответ. Вопросы даются как «закрытые», т.е. подразумевающие однозначный ответ, так и «открытые», подразумевающие множество возможных ответов, требующие от ученика умения применять, оценивать и анализировать информацию. Это позволяет учащимся выразить свое понимание темы. Получается взаимодействие «ученик-ученик», «ученик-группа», «ученик-класс». Одна из форм развития коммуникативных навыков - это ролевая игра. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни. Эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах – такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества. Для оценки результативности ОЭР в течение эспериментального этапа проведены и проанализированы срезы знаний по входным, полугодовым, итоговым контрольным работам, повторные диагностики коммуникативных навыков, наблюдение коллег, анализы уроков администрацией и коллегами.
Все вышеназванное позволило на данном этапе работы получить положительные результаты (повышение уровня сформированности различных видов речевой деятельности – с 52% до 65%, уровень качества знаний в целевом классе составил 80%) Работа в рамках опытно-экспериментальной деятельности позволила определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции; повысить интерес к физике и развивать мотивацию учебной деятельности; активизировать творческую деятельность; повысить результативность обучения. ОЭР показала эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе субъектного подхода, творческой деятельности обучающихся, при использовании интерактивных методов обучения, современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков и т.д.
ЛИТЕРАТУРА:
1. М.Н. Барлукова Н.В. Гроголь «Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования» Журнал «Администратор в Казахстанской школе» №1, 2008 год.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
3. Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» - М., 1998. 5. Г. А. Китайгородская Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2008. 6. «Руководство для учителя»