Разработка внеклассного мероприятия Наша дружная семья (5- 7 класс)



Ефимова Ирина Валентиновна – учитель высшей квалификационной категории.
МБОУ лицей № 82 п.Каменоломни
Праздник встреча: «Наша дружная семья»
Цель:
Раскрытие ценностных ориентаций в отношениях родителей и детей через ознакомление с исторически сложившимися православными культурными традициями на примере семьи Романовых.
Задачи:
способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
предупреждению религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
пониманию содержания и значения православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
более тесному сплочению семейных отношений.
Оборудование и оформление зала:
Выставки книг по воспитанию детей, детских поделок, рисунков, ПК, проектор, экран, заготовки для практической работы. На сцене плакаты и таблички «Семейные ценности». Учитель ОПК использует электронное приложение: «Фото архив семьи Романовых»
Для проведения круглого стола приглашаются представители духовенства и УСЗН, семьи – участники
Ход проведения мероприятия:
Вступительное слово ведущего.
Выступление специалиста УСЗН.
Презентация – выступление «Фото архив семьи Романовых».
Обмен семейным опытом «Портфолио семьи»
Шуточный тест – соревнование для родителей и детей.
Заключительное слово ведущего.
Выступление представителя духовенства.
Вручение Благодарственных писем всем участникам круглого стола.
Концертное выступление учащихся, посвященное теме семьи.
Вступительное слово ведущего:
СЕМЬЯ- это самое ёмкое слово,
В нем слышится «семя» - жизни основа.
Семь «Я» - это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней – надежный источник.
СЕМЬЯ – это радостный детский смех.
СЕМЬЯ –то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные.
И пусть всех минуют несчастья любые!
СЕМЬЯ – нашей жизни надежный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережёт.
СЕМЬЯ – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нем!
Наверное, нет такого человека, в душе которого слова «дом», «семья», «школа» не затрагивали бы сокровенные струны. Ведь уют домашнего очага, круг родных по крови и духу людей, достойное образование и успешно пройденная школа жизни – это всё составляющие земного счастья.
А ещё – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.
2. Выступление ведущего специалиста социальной поддержки и социального обслуживания граждан имеющих детей и несовершеннолетних о правах и льготах, предоставляемых государством для семей, нуждающихся в заботе.
3.Презентация – выступление «Фото архив семьи Романовых»
Рассказ ведущего и просмотр мультимедийной презентации. В процессе рассказа, ведущий прикрепляет на стенд таблички – «Основные критерии воспитания семьи Романовых» ( см. приложение 1)
Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяет любовь к Богу. Радостная христианская вера в Бога учит маленьких детей – христиан любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сестрам. Жертвенная любовь к ближнему постигается в терпеливом преодолении трудностей жизни. Ведь не бывает жизнь всегда праздничной. Когда наступали тяжелые времена, христиане, по примеру Христа, учились терпеливому и мужественному поведению. Так была устроена и жизнь этой христианской семьи.
Основным критерием в огромной семье Романовых, возглавляемой Императором Всероссийским, было строгое соблюдение православного и патриотического воспитания детей. Эти дети вырастали истинными служителями России, готовыми и собой пожертвовать за неё. Они изучали и любили русскую историю, русскую литературу, Закон Божий и церковнославянский язык, и весьма основательно природу России – животный и растительный её мир, словом – всё о родной стране.
Среди всех Романовых наибольшее внимание воспитанию царских потомков уделяла Екатерина II. Она составила подробную инструкцию для воспитателей и наставников своих внуков. Этот педагогический труд ей казался особенно удавшимся, и она охотно давала использоваться заинтересованным лицам. В инструкции, составленной Екатериной, главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание, а также на развитие в них силы воображения и чувства сострадания. В этом педагогическом труде были заложены основные принципы воспитания личности, главными чертами которой являлась естественность, разумность, свобода, нормальный здоровый быт.
Царь Николай Александрович Романов родился 6 мая(ст.ст.) 1868 года, в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению царь придавал большое значение, испытывая всю жизнь «глубокую уверенность», что он «обречён на страшные испытания».
Отец его Александр III, по оценке многих историков, глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти качества он воспитывал у своих детей. Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских условиях.
В царствование Николая II прославлено больше святых, чем за весь XIX век. Первым в 1896 году был канонизирован Святитель Феодосий Черниговский, а затем, в 1897 году, священомученник Исидор и 72 мученика Юрьевских. В июле 1903 года состоялась канонизация старца Серафима Саровского, уже давно почитаемого простым народом как святой.
Император Николай Второй – последний русский царь. В царской семье было четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Последним ребенком в семье был цесаревич Алексей. Наследник с детства болел неизлечимой болезнью – гемофилией, болезнью крови. Мальчик рос спокойным, добрым, отзывчивым.
Отношения между родителями и детьми, сестрами и братом определялись верой в Бога. Послушание детей выражалось в безграничной любви и почитании родителей.
В 1917 году в России произошла революция. Император Николай отрёкся от престола ради спасения своей семьи, блага народа. Но царскую семью продолжали держать под стражей. Почти все друзья покинули их. Но эти дни они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь.
4.Обмен семейным опытом - «Портфолио семьи»
Семьи – участницы (в качестве домашнего задания) подготавливают различные виды презентации своей семьи. Рассматриваются и заслушиваются презентации семей.
Остальным участникам круглого стола предлагается ответить на вопросы, в обсуждении которых принимают участие, как взрослые, так и дети:
Что означает в вашем понимании слово «семья»?
Какие семейные ценности актуальны для вас?
Есть ли в вашей семье традиции? С чем они связаны?
Какая общая черта присутствует во всех счастливых семьях?
Является ли любовь обязательным условием для заключения брака?
Кто должен быть в семье главным?
5.Шуточный тест – соревнование для родителей и детей. (текст карточек – табличек смотреть в приложении 2)
В завершение родителям и детям предлагается практическое задание «Семейные ценности, определяющие отношения в дружных семьях». Задание выполняется в двух группах – дети и родители, которые должны были из предложенных вариантов выбрать подходящие, по их мнению, для всей их семьи. Каждая группа «защищает» свой проект.
6.Заключительное слово ведущего:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно, а интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
7.Выступление представителя духовенства
8.Вручение Благодарственных писем и памятных подарков всем участникам круглого стола.
9.Концертное выступление учащихся, посвященное теме семьи.
Используемая литература:
Материалы Интернет сайтов:
http://yandex.ru/eandsearch
http://referats.5-ka.ru/33/7190/1.html
http://www.vashpsixolog.ru
http://school-work.net

Приложение 1.
Основным критерием в огромной семье Романовых, возглавляемой Императором Всероссийским, было строгое соблюдение православного и патриотического воспитания детей.
Среди всех Романовых наибольшее внимание воспитанию царских потомков уделяла Екатерина II.
В инструкции, составлено Екатериной, главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание детей, а также на развитие в них силы воображения и чувства сострадания.
Главная цель воспитания – защитить ребенка от случайных явлений жизни, раскрыть значимость следования нормам культуры как регуляторов межличностных отношений.
…Если дети изъявят охоту точить или заниматься каким – либо другим ремеслом, то не отвращать их от этих занятий.
Приложение 2.
Слова карточек-табличек для шуточного тестирования.
Послушание Уважение
Трудолюбие Забота
Милосердие Наказание
Сопереживание Предубеждение
Соучастие Диктаторство
Сочувствие Лидерство
Понимание Лицемерие
Сотрудничество Эгоизм