Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


Пояснительная записка
Актуальность
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Данная программа подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.
Программа построена на основе таких общенациональных ценностей российского общества как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создания соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечения рациональной организации учебного процесса.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и проектируется в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
пробуждениев детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
На основе программы может быть составлен СИПР( Специальная индивидуальная программа развития).
Рабочая программа по учебному предмету « формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни » для учащихся 1 (дополнительного) класса с умственной отсталостью ( интеллектальными нарушениями) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2012
Учебный план ГБОУ школы № 487 на 2016-2017 учебный год.
На основе программы может быть составлена специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Коливо часов 1 час в неделю.
Инструментарий учителя:
Рабочая программа
Тематическое планирование
Дидактический материал
Раздаточный материал
Наглядный материал
Компьютерные программы
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится (в начале года), промежуточная ( в середине года) и итоговая (в конце года).
Учебно-тематический план

п/п Наименование раздела и тем Всего часов
1 Формирование представлений о мире 8
1.1 Формирование представлений об разнообразии природы 6
1.2 Формирование представлений об разнообразии народов 2
2 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни 15
2.1 « Я и мое тело» 4
2.2 « Я и моя гигиена» 5
2.3 « Я и моя безопасность» 6
3 Я и мир рядом 9
3.1 Ознакомление с понятием труд 1
3.2 Ознакомление с трудом взрослых 4
3.3 Привитие бережного отношения к собственному труду, труду других людей 4
Всего 32
Содержание тем учебного курса
Формирование представлений о мире ( 8 часов)
Формирование представлений об разнообразии природы
Формирование представлений об разнообразии народов
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (15 часов)
« Я и мое тело»
« Я и моя гигиена»
« Я и моя безопасность»
Я и мир рядом ( 9 часов)
Ознакомление с понятием труд
Ознакомление с трудом взрослых
Привитие бережного отношения к собственному труду, труду других людей
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе.
(планируемые результаты)
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
Представления о мире в его органичном единстве и разнообразии природы и народов;
овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
овладение навыками безопасного поведения в школе и дома;
знать внешние строение человека;
Осведомленность в вопросах гигиены;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
представления о понятии труд;
желание помогать взрослым;
уважение к труду взрослых;
Перечень учебно - методического обеспечения
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Л.Б.Баряевой 2012год
Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях /Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. –СПБ.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2012
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. «Твое здоровье: Укрепление организма», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
Монакова Н. И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников», СПб., Речь, 2013 год.
И.В. Ковалец «Азбука эмоций», М.Владос, 2012
Безопасноеповедение на улицах и дорогах: 1 – 4 кл.: Пособие для учащихся / Под. ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2012.
Календарно - тематическое планирование
по предмету: формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в 1 (дополнительном) классе.

п/п Кол-во
часов дата Темы
урока Отработка навыков и
умений примечание
1 час в неделю 33 часа в год
Формирование представлений о мире
1.1 6 Формирование представлений об разнообразии природы
1 1 «Соберем бкет». Формировать представления о растительном мире: деревья, цветы, трава
Называть их.
Находить цветы такого же цвета и размера, как у учителя. 2 1 « Солнышко и дождик» Формировать понимание смысла слов идет дождик, дует ветерок, светит ласковое солнышко.
Учить называть эти объекты. 3 1 «Здравствуй осень!» - Формировать представления детей об окружающей природе, о красоте природы в осеннее время года.
- Познакомить детей с основными признаками осени; показать многообразие красок осени.
- Расширять словарный запас детей.
 -Побуждать к желанию повторять движения и слова песенок и потешек об осени. Фотоколлаж «Здраствуй осень».
4 1 «Дары осени» - Дать первичные представления   о   сборе   урожая, о   некоторых овощах,фруктах.  
- Формировать умение различать по внешнему виду  и находить овощи, фрукты по цвету, величине.
- Расширять словарный запас детей. Коллективная работа (совместно с родителями) поделок из листьев – «Осеннее панно».
5 1 «Путешествие осеннего листочка» - Сформировать элементарные представления об осени,
- Способствовать накоплению ярких впечатлений о природе. Развивающая ситуация на игровой основе «Разноцветные листочки»
6 1 «Корзинка бабушки Арины» (овощи) - формировать у детей представление об овощах,
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность,
- Формировать познавательный интерес,
-  Развивать мелкую моторику рук. 1.2 2 Формирование представлений об разнообразии народов
7 1 «Знаешь ли ты?» Формировать представления о том, что на планете Земля живёт  много разных народов. 8 1 «Народы мира»  Побуждать желание рассматривать энциклопедию.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей. Создание панно народов мира
2 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
2.1 4 « Я и мое тело»
9 1 «Я – это кто?» Привить понятие, что человек – живое существо. Учить находить сходство сходство и различие между ребенком и куклой. 10 1 «Вот Я какой.» Познакомить с внешним строением тела человека. Вызвать интерес к дальнейшим познанию себя. 11 1 « Из чего я состою?» Уточнить представления детей о внешем строении тела. Побуждать называть части тела. Развитие внимания. 12 1 «Составь портрет» Закрепить представления о внешнем строении человека. Панно
«портрет человека».
2.2«Я и моя гигиена»
13 1 Прослушивание сказки «Мойдодыр». Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Выразить отношение к грязнулям. 14 1 Друзья «Вода и Мыло». Закрепить знания детей, о кльтурно-гигиенических навыках, воспитывать интерес к собственной гигиене. 15 1 « Моем чисто» Обучение учащихся мытью рук. 16 1 Поможем кукле Кате умыться. Прививать навыки личной гигены. Воспитывть чувства взаимопомощи. 17 1 «Водичка, водичка умой мое личико». Побуждать к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков. 2.3 6 «Я и моя безопасность».
18 1 «Я дома» Формировать представления о безопасном поведении в доме. 19 1 «Я в школе» Формировать представления о безопасном передвижении по школе. 20 1 «Я в классе»
Формировать представления о бнзопасном в классе. 21 1 «Я пешеход» Формировать представленния о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы» 22 1 «Я пассажир» Формировать представленния о безопасном для здоровья поведении в общественном транспорте» 23 1 « Мой веселый звонкий мяч» Формировать представления о правилах безопасности при игре с мячом. Воспитывать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр. 3 9 Ознакомление с понятием труд
24 1 «У нас в семье  все любят труд» Побуждать желание детей помогать родителям в домашнем труде. 25 1 Упражнение «Кто что делает?» Формировать представление о видах деятельности взрослых: мама – убирает. 26 1 Чтение стихотворенияА. Усанова
«Стирка» Расширять знания детей о труде мамы.
Воспитывать интерес и побуждать желание помогать маме. 27 1 Сюжетно-ролевая игра  «Семья» Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
Пробуждать интерес и уважение к труду в семье. 28 1 Рассматривание иллюстраций по теме «Мамины помощники» Воспитывать уважение к труду взрослых, побуждать желание помогать взрослым.
29 1 Создание фотоальбома
« Мамины помощники » Воспитывать уважение к труду взрослых, побуждать желание помогать взрослым. 30 1 «Труд шофера» Знакомство с профессией водителя. 31 1 Чтение стихотворения Б.Заходера «Шофер». Расширять знания детей о труде шофера.
Воспитывать интерес и уважение к данной профессии. 32 1 Сюжетно-ролевая игра « Я шофер» Побуждать учащихся воспроизводить последовательность трудовых действий по показу учителя. Воспитывать у детей желание трудиться.