Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников (2 класс)
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ СОШ № 88 Председатель МС МБОУ СОШ № 88
с углубленным изучением с углубленным изучением
отдельных предметов отдельных предметов
_______________________С. Е. Петриенко ___________________Л.Ю.Рожкова
«___» _________________2014г. «___» __________________2014г.
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
2 класс «Б»
Учитель: Мелещенко Е.А.
Воронеж 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Введение
3
Цели и задачи обучения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья ».
3-4
Преимущества дистанционного обучения.
4
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане.
4
Предполагаемые результаты изучения курса.
4-5
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
5-6
Общая характеристика учебного предмета.
6-7
Учебно-тематический план.
7-9
Планируемые результаты освоения учебной программы.
10-12
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
12
Список литературы.
12
Пояснительная записка
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерствово образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет:
пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности;
формировать установки на использование здорового питания;
создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдать рекомендуемый врачами режим дня;
снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих;
сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя технологии дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Преимущества дистанционного обучения.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
образование доступно всем без ограничения по состоянию здоровья.
обучение эффективнее - Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;
дистанционное обучение доступно из любой точки - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;
дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!
для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
дистанционное образование предполагает составление удобного для учеников и учителя индивидуально расписания.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1ч в неделю в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на одну четверть: 2 класс – 7ч. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Предполагаемые результаты изучения курса.
личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности, используя технологии дистанционного обучения, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей. Организация выставок.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание разделов состоится на основных принципах дидактики:
научность – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
доступность – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепляется практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно – ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
наглядность - познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
адаптивность – создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
психологическая комфортность - психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
обучение в деятельности – организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
целостность содержания образования – выделений основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
сознательность и активность – проявление активности учащихся к вопросам, касающихся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
опора на предшествующее развитие – опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.
Компетенции и УУД, на формирование которых направленно использование технологий в воспитательной работе:
общекультурные, социально-трудовые компетенции,
способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать, анализировать свою работу, рефлексию,
умение ставить цель и достигать ее, умение пояснить свою цель;
умение оценивать свою учебно – познавательную деятельность, умение вести диалог;
владение навыками использования информационных устройств. Умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
учебно – познавательные, ценностно-смысловые компетенции;
информационные, учебно – познавательные, ценностно – смысловые, здоровьесберегающие компетенции;
формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные, информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания;
личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные;
личностные компетенции, направленные на физическое развитие;
исследовательские компетенции;
здоровьесберегающие компетенции;
личностные компетенции, направленные на физическое развитие и повышение сопротивляемости организма;
речевые и коммуникативные компетенции.
Учебно-тематический план.
№
урока
Наименование разделов,
тем урока
Планируемые результаты
Дата
Примечание
11
метапредметные
личностные
1.
Здоровый образ жизни.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Видеоурок
2.
Правила личной гигиены.
Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
формируем умение представлять информацию в виде рисунка;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
формироватиь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Видеоурок
3.
Настроение в школе.
Формировать у детей понятие о дружбе, уважении на основе поведения героев известных мультфильмов.
О соблюдении правил хорошего тона в образовательном учреждении. Действия, которые могут испортить настроение человека: скандал, ссора, истерика, драка, оскорбление, неуступчивость, несдержанность, злость.
Сформировать у обучающихся понятие о том, как сохранить хорошее настроение в течение всего учебного дня. Примерное поведение – залог хорошего настроения.
Видеоурок
4.
Профилактика инфеционных заболеваний.
Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Видеоурок
5.
Вредные привычки.
Умение ставить исследовательские проблемы; умение анализировать поступки и поведение других людей
Сформированность представлений о вредных привычках; классификация вредных привычек;
Видеоурок
6.
Здоровое питание-здоровые дети.
Умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма;
Видеоурок
7.
Обобщение.
Викторина «Секреты здоровья».
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Видеоурок
Планируемые результаты освоения учебной программы.
Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процессе деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающий элементылогической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:
способности ставить цели и достигать ее, умение пояснить свою цель;
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности;
умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события;
умения задать вопрос, корректно вести диалог;
владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
умение работать в коллективе;
умения искать и находить компромиссы;
умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать её. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося у учащегося универсальные учебные действия:
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;
умения самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;
умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;
умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозаписи, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные действия:
понимание духовно – нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;
понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;
формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.,
владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
владение эффективными способами организации своего свободного времени;
умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
умение позитивно относиться к своему здоровью;
владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
владение навыками оказания первой медицинской помощи;
владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Ноутбук – на рабочем месте учителя.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска.
5. Цифровой аппарат.
6. Презентации к урокам.
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23.
Обухова Л.В., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.-288 с.- (Мастерская учителя).
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 кл.,
М.: ВАКО, 2004г.
Клуб здоровья и долголетия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14215