Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников (2 класс)





Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ СОШ № 88 Председатель МС МБОУ СОШ № 88
с углубленным изучением с углубленным изучением
отдельных предметов отдельных предметов
_______________________С. Е. Петриенко ___________________Л.Ю.Рожкова
«___» _________________2014г. «___» __________________2014г.














Программа дистанционного курса внеурочной деятельности
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.




2 класс «Б»
Учитель: Мелещенко Е.А.






Воронеж 2014



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка
3

Введение
3

Цели и задачи обучения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья ».
3-4

Преимущества дистанционного обучения.
4

Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане.
4

Предполагаемые результаты изучения курса.
4-5

Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
5-6

Общая характеристика учебного предмета.
6-7

Учебно-тематический план.
7-9

Планируемые результаты освоения учебной программы.
10-12

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
12

Список литературы.
12



















Пояснительная записка

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерствово образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет:
пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности;
формировать установки на использование здорового питания;
создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдать рекомендуемый врачами режим дня;
снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих;
сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя технологии дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Преимущества дистанционного обучения.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
образование доступно всем без ограничения по состоянию здоровья.
обучение эффективнее - Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;
дистанционное обучение доступно из любой точки - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;
дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!
для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
дистанционное образование предполагает составление удобного для учеников и учителя индивидуально расписания.

Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1ч в неделю в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на одну четверть: 2 класс – 7ч. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Предполагаемые результаты изучения курса.

личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности, используя технологии дистанционного обучения, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей. Организация выставок.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание разделов состоится на основных принципах дидактики:
научность – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
доступность – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепляется практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно – ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
наглядность - познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
адаптивность – создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
психологическая комфортность - психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
обучение в деятельности – организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
целостность содержания образования – выделений основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
сознательность и активность – проявление активности учащихся к вопросам, касающихся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
опора на предшествующее развитие – опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.
Компетенции и УУД, на формирование которых направленно использование технологий в воспитательной работе:
общекультурные, социально-трудовые компетенции,
способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать, анализировать свою работу, рефлексию,
умение ставить цель и достигать ее, умение пояснить свою цель;
умение оценивать свою учебно – познавательную деятельность, умение вести диалог;
владение навыками использования информационных устройств. Умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
учебно – познавательные, ценностно-смысловые компетенции;
информационные, учебно – познавательные, ценностно – смысловые, здоровьесберегающие компетенции;
формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные, информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания;
личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные;
личностные компетенции, направленные на физическое развитие;
исследовательские компетенции;
здоровьесберегающие компетенции;
личностные компетенции, направленные на физическое развитие и повышение сопротивляемости организма;
речевые и коммуникативные компетенции.

Учебно-тематический план.



урока
Наименование разделов,
тем урока
Планируемые результаты
Дата
Примечание

11

метапредметные
личностные



1.
Здоровый образ жизни.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Видеоурок

2.
Правила личной гигиены.
Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
формируем умение представлять информацию в виде рисунка;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
формироватиь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.


Видеоурок

3.
Настроение в школе.
Формировать у детей понятие о дружбе, уважении на основе поведения героев известных мультфильмов.
О соблюдении правил хорошего тона в образовательном учреждении. Действия, которые могут испортить настроение человека: скандал, ссора, истерика, драка, оскорбление, неуступчивость, несдержанность, злость.

Сформировать у обучающихся понятие о том, как сохранить хорошее настроение в течение всего учебного дня. Примерное поведение – залог хорошего настроения.

Видеоурок

4.
Профилактика инфеционных заболеваний.
Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


Видеоурок

5.
Вредные привычки.
Умение ставить исследовательские проблемы; умение анализировать поступки и поведение других людей
Сформированность представлений о вредных привычках; классификация вредных привычек;

Видеоурок

6.
Здоровое питание-здоровые дети.
Умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма;

Видеоурок

7.
Обобщение.
Викторина «Секреты здоровья».
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


Видеоурок












Планируемые результаты освоения учебной программы.

Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процессе деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающий элементылогической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:
способности ставить цели и достигать ее, умение пояснить свою цель;
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности;
умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события;
умения задать вопрос, корректно вести диалог;
владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
умение работать в коллективе;
умения искать и находить компромиссы;
умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать её. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося у учащегося универсальные учебные действия:
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;
умения самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;
умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;
умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозаписи, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные действия:
понимание духовно – нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;
понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;
формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.,
владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
владение эффективными способами организации своего свободного времени;
умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
умение позитивно относиться к своему здоровью;
владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
владение навыками оказания первой медицинской помощи;
владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Ноутбук – на рабочем месте учителя.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска.
5. Цифровой аппарат.
6. Презентации к урокам.


Список литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23.
Обухова Л.В., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.-288 с.- (Мастерская учителя).
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 кл.,
М.: ВАКО, 2004г.
Клуб здоровья и долголетия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14215