Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ( ФГОС)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности учащихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования являются:
Закон 273-ФЗ от 29.12.2012 г."Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
«СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357
Письмо Минобрнауки России от 09.06.2012 N 03-470 "О методических материалах"
Концепция УМК «Школа России» «Школа 2100».
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков;
особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Цели и задачи программы.
Основная цель программы — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существованиии причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
сформировать навыки позитивного общения;
научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные направления программы
Основные виды деятельности учащихся:
учебная,
учебноисследовательская,
образнопознавательная,
игровая,
рефлексивнооценочная,
регулятивная,
креативная,
общественно полезная.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.
Направление формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
–создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации;
–организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
–организация физкультурнооздоровительной работы;
–реализация дополнительных образовательных курсов;
–организация работы с родителями (законными представителями).
Модель организации работы образовательной организации по реализации программы
Работа по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению.
В школе функционирует медицинский кабинет общей площадью - 15,2 м. Согласно постановлению Правительства РФ № 30 от 22.01.07г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской помощи» и ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2009 году детская поликлиника № 3 получила лицензию на медкабинет школы. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым. Аптечка неотложной помощи укомплектована полностью.
Ежегодно в начале учебного года составляется конкретный, реальный план работы на учебный год, согласуется с заведующей ООМПДОУ и директором школы. Администрация школы включает в годовой план общешкольных мероприятий основные массовые мероприятия по медицинскому обслуживанию школьников, выступления медицинского работника школы на педагогических советах и родительских собраниях. В августе медкабинет готовится к новому учебному году. Укомплектовываются аптечки неотложной помощи, составляются и сдаются заявки старшему фельдшеру ООМПДОУ на необходимые медикаменты и препараты.
Основные тенденция ухудшения здоровья детей школьного возраста:
-развитие популяционной децелерации, замедление биологического созревания, дизгармоничное развитие, дефицит массы тела нарушение осанки
- снижение остроты зрения - школьная эпидемия
- заболевания пищеварительного тракта,
-патология лор-органов, каждый третий школьник поражен;
-заболевания нервной системы, на этом фоне легко развивается психо-соматическая патологи.
- рост депрессионного синдрома, потеря активности, расстройства сна, аппетита,
-нарушения поведенческого плана при отсутствии помощи приводят к тяге к алкоголю, наркотикам, курению, ранним сексуальным аномалиям.
Медработник школы организует профилактические осмотры, проводит анкетный тест, антропометрию, плантографию, динамометрию, проверяет остроту зрения, измеряет артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Все данные заносит в форму №26/у. После медицинских осмотров данные о состоянии здоровья детей доводит до классных руководителей и родителей. Результаты медосмотров заносятся в классный журнал раздел «Листок здоровья».
За период обучения в несколько раз увеличивается частота функциональных нарушений зрения, осанки. Уже имеющиеся отклонения в здоровье усугубляются, усиливаются, становятся хроническими. Профилактика нарушений здоровья учащихся – это мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов. Поэтому необходимо строго контролировать соблюдение СанПиНов. В настоящее время введен 3-ий урок физкультуры в учебную неделю. Все нагрузки на уроках физкультуры дозированы в зависимости от здоровья и физических данных детей, в подростковом возрасте нагрузка делится по полу. Уроки физкультуры контролируются администрацией и медработником школы по следующим критериям:
санитарное состояние спортивного зала;
соблюдение температурного режима;
освещение;
проветривание;
наличие спортивной одежды и обуви у учащихся;
соблюдением ограничений в нагрузке;
определение общей и моторной плотности урока;
регистрация состояния сердечно-сосудистой системы;
построение физиологической кривой.
После урока даются рекомендации учителю по физическому воспитанию.
С целью стимулирования максимального проявления двигательных способностей на каждом уроке физической культуры применяются элементы соревновательной технологии.
Создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей позволяет технология уровневой дифференциации.
на уроке ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;
для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны темы рефератов;
ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учеников школы по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации учащихся на группы;
одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и др. уровней.
Основные результаты применения данной технологии - повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.
Активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности возможны благодаря игровой технологии.
для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – пионербол, футбол);
для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры);
для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Кроме того, активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Традиционно, на каждом уроке физической культуры применяются элементы здоровьесберегающей технологии:
ведется постоянный контроль за соответствием требованиям техники безопасности, гигиены и температурному режиму спортивной одежды и обуви учеников. Объясняются правила подбора одежды для занятий различными видами спорта;
занятия по легкой атлетике (сентябрь, май) проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей;
в процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе;
дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока в качестве докладчиков теоретического материала, судей, помощников учителя и т.д.
на занятиях и во внеурочное время постоянно ведутся беседы с учениками: по профилактике вредных привычек, о здоровом образе жизни, о значении занятий физической культурой и спортом для физического развития подростков, о занятиях адаптивной физической культурой при ограничении физических нагрузок, обусловленных тем или иным заболеванием, об особенностях воздействия занятий различными видами спорта на физическое развитие и принципах выбора вида спорта для дополнительных занятий.
Применение элементов здоровьесберегающей технологии позволяет повысить интерес к регулярным занятиям физической культурой; снижению заболеваемости.
Для профилактики спортивного травматизма, обращается внимание педагогов на страховку во время выполнения упражнений, на необходимость постоянного присутствия учителя в спортзале.
Для предупреждения травматизма на уроках обслуживающего труда контролируется соблюдение техники безопасности, наличие специальной одежды. Ежемесячно проводит беседы, лекции с детьми и педагогами по профилактике травматизма. Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий инспекторы ГИБДД проводят ежегодно беседы и практические занятия со школьниками.
Медработником школы проводится контроль за санэпидрежимом в школе, где обращается внимание на санитарное состояние классов, рекреаций, туалетов, правильность хранения уборочного инвентаря. Проверяется режим проветривания кабинетов, освещение, температурный и воздушный режим. Все замечания заносятся в журнал «Санитарное состояние школы» (форма № 3013/у) и доводятся до сведения администрации. Контролируется санитарное состояние территории, прилегающей к школе.
При возникновении в классе образовательного учреждения инфекционного заболевания, накладывается карантин, и проводятся мероприятия, регламентируемые соответствующими приказами, СП. Обязательно предупреждается администрация школы, работники пищеблока, организуются карантинные мероприятия, берётся под контроль их выполнение.
Контроль за организацией и качеством питания осуществляют в школе директор, заведующая производством, школьный фельдшер, педагог - ответственный за питание по школе. В школе используется двухнедельное меню, имеется картотека блюд с указанием набора и количества продуктов, объема порций, химического состава и калорийности. Медработник школы осуществляет контроль над соблюдением санитарно-противоэпидемического режима пищеблока, организацией питания детей, ведение учетной документации на пищеблоке, с момента введения новых санитарных правил по питанию школьников, ведется форма № 6 «Ведомость контроля за рационом питания». В составе комиссии проводится бракераж готовых блюд. В течение 3-х лет удельный вес учащихся, получающих горячее питание вырос за счет республиканской программы: бесплатное питание получают учащиеся 1-4 классов.
В целях совершенствования школьного питания разработана и реализуется программа «Школьное здоровое питание». Ученики школы на 100% охвачены горячим питанием.
С целью раннего выявления эмоционального психологического неблагополучия в школе проводится тестирование детей старше 11 лет по шкале депрессии Цунга (совместная работа медицинских работников, психологов, социальных работников).
Педагогическим коллективом школы проводится целенаправленная работа по созданию социального пространства особого рода, направленного на формирование и развитие у детей стремления к здоровому образу жизни через спортивную активность. С 2011 года на базе МОУ СОШ №3 реализуется межшкольный сетевой проект «Здоровое поколение» для учащихся школ города Сыктывкара. В соответствии с программой клуба в течение учебного года (по четвертям) проводится четыре традиционных мероприятия. За время работы проекта в нём приняли участие 371 несовершеннолетний, 55 педагогов и 72 несовершеннолетних было задействовано в проведении мероприятий. Одним из важных показателей эффективности проекта «Здоровое поколение» можно считать увеличение количества ОУ и несовершеннолетних в мероприятиях.
Систематически и целенаправленно проводится работа по профилактике ДДТТ. Вся работа по профилактике организована в рамках реализации Плана совместной работы ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару и МОУ СОШ №3 по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014/2015/2016 учебный год. Вопросы состояния детского дорожно-транспортного травматизма систематически рассматривались на производственных совещаниях, на общешкольных родительских собраниях, классных часах. В муниципальной общеобразовательной организации разработан паспорт дорожной безопасности в целях обеспечения безопасности учащихся, а именно:
- разработаны наиболее безопасные маршруты движения к общеобразовательной организации и домой;
- разработаны маршруты движения организованных групп детей от общеобразовательной организации к местам проведения выездных мероприятий;
- пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки и рекомендуемых безопасных путей передвижения по территории общеобразовательной организации.
В ходе подготовки муниципальной образовательной организации к новому учебному году администрацией муниципальной общеобразовательной организацией приняты меры по оформлению наглядной агитации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, оформлены общешкольные и классные стенды по безопасности дорожного движения. В соответствии с планом воспитательной работы организованы межведомственные акции: «Внимание, дети!»; «Неделя безопасности».
В рамках круглогодичной оздоровительной кампании реализуются следующие виды оздоровления, труда и отдыха:
- детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием;
- трудовые объединения на базе школы;
- организационная работа по комплектованию групп учащихся в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, расположенные в РК и за ее пределами (в соответствии с выделенной Министерством образования Республики Коми квотой).Учащиеся школы принимают активное участие в летней Спартакиаде и ежегодной Спартакиаде среди учащихся образовательных организаций города Сыктывкара. На базе образовательной организации, в школьной теплице, функционирует объединение дополнительного образования экологической направленности «Росток», занятия которого учащиеся могут посещать во внеурочное время.
Второй этап — организация просветительской, учебновоспитательной и методической работы образовательной организации по данному направлению.
1. Просветительская, учебновоспитательная работа с учащимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России», «Школа 2100», систему классных часов и межшкольного проекта «Здоровое поколение».
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Использование возможностей УМК «Школа 2100» в образовательном процессе.Образовательная система «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.В курсе «Окружающий мир» — это разделы: 1 класс «Твоя семья и твои друзья» Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. «Что нас окружает» Правила безопасного поведения на улице. «Живые обитатели планеты» Правила поведения в природе.2 класс «Земля - наш общий дом» Правила безопасного путешествия. 3 класс «Живые участники круговорота веществ» Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. 4 класс «Человек и его строение» Правила гигиены. Правила здорового питания. Защита организма. Физкультура-необходимый элемент культуры цивилизованного человека
Кроме того, профилактика ДДТТ проводится в рамках совместного плана работы ГИБДД УМВД г. Сыктывкара и МОУ «СОШ №3»
Профилактика вредных привычек и зависимостей у учащихся младших классов строится на основе взаимодействия со специалистами Центра психолого – педагогической реабилитации и коррекции города Сыктывкара. Специалистами центра проводятся профилактические занятия с элементами тренинга: «Учусь находить друзей», «Полезные и вредные привычки», «Дым вокруг от сигарет», «Правда об алкоголе», «Учусь принимать решения». По итогам работы ЦППРиК на основе анализа анкет учащихся даются рекомендации педагогам по работе с учащимися и родителями ( законными представителями. Так же в школе реализуется межшкольный сетевой проект «Здоровое поколение», в рамках которого учащиеся младших классов принимают активное участие в мероприятиях профилактической направленности. Классными руководителями реализуется система классных часов, направленная на профилактику вредных зависимостей у несовершеннолетних.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
1 Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариантных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов). Администрация школы
Учителя- предметники
Классные руководители
2 Получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю). Учителя- предметники
Классные руководители
3 Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьного кружка «Росток». Учителя- предметники
Классные руководители
Руководитель кружка
4. Участие в экологических акциях школы и города, проектной деятельности Администрация школы
Учителя- предметники
Классные руководители
5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства). Классные руководители
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательной организации и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научнометодическойлитературы;привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживают администрация школы, фельдшер, учителя физической культуры, социальный педагог, педагогический коллектив, технический персонал. Показателями эффективности здоровьесберегающей структуры образовательной организации:
№ п/п Показатели Ответственные
Мониторинг соответствия состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда Директор школы
Заместители директора
Учителя-предметники
Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся. Организация горячего питания и горячих завтраков. Директор школы
Классные руководители
Ответственный за питание
Оснащенность оборудованием, позволяющим организовать здоровьесберегающую деятельность Директор
Заместители директора
Наличие рабочего места для медицинского работника Директор
Наличие квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу Директор
Мониторинг освещенности учебных кабинетов (естественное и искусственное освещение) Директор школы
Учителя-предметники
Целенаправленная работа по сохранению здоровья учащихся школы и преподавателей Директор школы
Мед.работникУчитель физической культуры
Мониторинг санитарного состояния учебных кабинетов, школьной столовой, спортивного зала Завуч по ВР
Классные руководители
Дежурные учителя
Плановая диспансеризация учащихся и учителей Администрация школы
Мед.работникКонтроль пищевого рациона Бракеражная комиссия
Контроль за использованием при текущем ремонте школы к новому учебному году красок и строительных материалов, разрешенных для применения в детских учреждениях Заместитель директора по АХЧ
Уборка кабинетов и школьной территории Заместитель директора по АХЧ
Организация учебной и внеурочной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, при чередовании обучения и отдыха.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В учебном процессе педагоги применяют методы и методики, технологии обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям учащихся.
№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки Зам. директора по УВР,
Классные руководители,
Руководители кружков
Использование методов и методик, технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов. Зам. директора по УВР,
Классные руководители,
Руководители кружков
Строгое соблюдение всех требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств Зам. директора по УВР,
Классные руководители,
Руководители кружков
Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования Зам. директора по УВР
Учителя
Классные руководители
Организация режима постепенного повышения нагрузок для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям Зам. директора по УВР
Мед.работникОбязательное проведение динамической паузы на уроке, организация перемен с пребыванием детей на свежем воздухе Классные руководители
Зам. директора по УВР
Организация перемен с целью создания условий для двигательной активности учащихся Классные руководители
Учитель физической культуры
Старшеклассники
Повышение грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения Мед.работникАнализ урока с точки зрения построения его на основе здоровьесберегающих технологий Директор школы
Заместители директора
Анализ состояния здоровья учащихся,
выявление приоритетных задач работы Мед.работникОсуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (ежедневной, еженедельной, годовой) Директор школы
Заместители директора
Представители родительского комитета
Работа в школе медико- психолого –педагогического консилиума Директор школы
Завуч по УВР
ПМПК консилиум
Учителя-предметники
Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Классные руководители
Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности:
ролевые игры,
проблемноценностное общение,
досуговое общение,
проектная деятельность,
социальнотворческая практика,
общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы:
исследовательская работа во время прогулок, в музее,
деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы,
минипроекты,
дискуссионный клуб,
ролевые ситуационные игры,
практикумтренинг,
спортивные игры,
дни здоровья.
Организация физкультурнооздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здоровья.
№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
Организация эффективной работы с учащимися всех групп здоровья на уроках физической культуры Заместители директора
Учитель физической культуры
Руководитель спортивной секции
Организация рациональной и соответствующей организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера Заместители директора
Учитель физической культуры
Руководитель спортивных секций
Организация часов активных движений (динамическая пауза) Учитель физической культуры
Классные руководители
Организация динамических перемен, физкультминутки на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности Учителя-предметники
Организация на базе школы работы спортивных секции и создание условий для их эффективного функционирования Администрация школы
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни
Администрация школы
Реализация межшкольного сетевого проекта «Здоровое поколение» Заместитель директора по воспитательной работе
Проведение серии классных часов, пропагандирующих ЗОЖ; мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
мероприятий по профилактике табакокурения, наркомании, алкогольной зависимости; мероприятий по правовой культуре Классные руководители
Преподаватель ОБЖ
Совет профилактики
Заместитель директора по ВР
Организация спортивно-массовых мероприятий во время субботнего и воскресного отдыха через проведение секций и школьной спартакиады Зам. директора по ВР
Учитель физической культуры
Руководитель секции
Участие в городской Спартакиаде школьников Учитель физической культуры
Работа медико-психолого-педагогического консилиума с целью выявления дезадаптации учащихся, а также коррекции, индивидуальной траектории обучения и психологического комфорта учащихся Директор школы
Члены ПМПК
Учителя-предметники
Оформление стендов, пропагандирующих ЗОЖ Зам. директора по ВР
Учитель физической культуры
Воспитание учащихся личным примером учителей (участие преподавателей в Днях здоровья, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, отказ от вредных привычек) Учителя-предметники
Классные руководители
Воспитание учащихся личным примером родителей (участие в Днях здоровья, помощь в проведении и организации спортивных соревнований; отказ от вредных привычек; здоровый психологический климат в семье.Родители
Классные руководители
Школьный психолог
Совет профилактики
Обновление страницы школьного сайта, посвященной пропаганде ЗОЖ Руководитель сайта
Учащиеся школы
Реализация дополнительных образовательных курсов, направленных на повышение уровня знаний и практических умений учащихся в области экологической культуры и охраны здоровья.
С 2011 года МОУ «СОШ №3» является базовой экспериментальной площадкой по реализации межшкольного сетевого проекта «Здоровое поколение», целью которого является создание социального пространства особого рода, направленного на формирование и развитие у детей стремления к здоровому образу жизни через спортивную и интеллектуальную активность. В рамках проекта реализуются мероприятия спортивно –развлекательной и спортивно – интеллектуальной направленности. В течение учебного года проводится не менее четырёх мероприятий, в которых активное участие принимают образовательные учреждения города и социальные партнёры школы.
Работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Представители родительского комитета и родители-активисты привлекаются к организации таких мероприятий как:
экскурсии;
туристические походы;
спортивные мероприятия;
дни здоровья.
Предварительно с родителями проводит инструктаж зам. директора по воспитательной работе или учитель-организатор ОБЖ.
Работа со всеми родителями ведётся по направлениям профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, употребления учащимися ПАВ.
№ Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
1. Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей Администрация школы
2. Организация совместной работы по проведению соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек Администрация школы
3. Информационная безопасность о негативных факторах риска здоровью детей Администрация школы
Критерии и показатели эффективности деятельности образовательной организации.
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья обучающихся их физического развития, является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого больницей.Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.При проведении мониторинга решаются следующие задачи:- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;- прогнозирование состояния физического здоровья.
Критерии Показатели
Уровень сформированности представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды Результаты участия в конкурсах экологической направленности (личностные и школьные)
Количество акций, походов, мероприятий экологической направленности
Количество реализованных экологических проектов (классом, школой)
Уровень сформированности познавательного интереса и бережного отношения к природе Уровень развития познавательного интереса, в том числе к предметам с экологическим содержанием (анкетирование)
Уровень сформированности установок на использование здорового питания Охват горячим питанием учащихся начальной школы
Степень соответствия организации школьного питания гигиеническим нормам
Формирование представлений с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей Сформированность личностного отрицательного отношения к табакокурению, алкоголизму и другим негативным факторам риска здоровью детей (анкетирование)
здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы Сформированность основ здоровьесберегающей учебной культуры. (Наблюдение).
Наличие средств сохранения и развития здоровья в ОУ - наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления (проведение оздоровительных мероприятий)- обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;- количество видов услуг профилактически- медицинского характера, оказываемые в образовательном учреждении;
Результативные показатели соответствие показателей здоровья региональным нормативам (по медицинским нормативам); - коэффициент заболеваемости;- динамика групп риска;- спортивные достижения учащихся:- отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подготовленности;- динамика показателей здоровья педагогов;- число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.
- отсутствие случаев ДДТТ
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.