ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»



Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М.______ ЧерноколпаковаТ.З.______
29. 08. 2011г. 30.08. 2011г.






ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ








Разработчик программы:
Пшеничникова Н.А.,
заместитель директора по УВР
в начальных классах







Унъюган
2011 г.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа формирования экологического мышления и экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся МКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа России».
Актуальность программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для учащихся начальных классов связана с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». В последние годы заметны изменения в уровне развития детей. Много малышей приходит в школу с ослабленным физическим и психическим развитием. А процесс обучения должен строиться с ориентировкой на реальные сроки созревания тех или иных психических и личностных структур. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся начальных классов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни мы определили заботу о сохранении здоровья учащихся начальных классов.

Цель программы: создание условий формирования экологической культуры, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Задачи программы:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

*Этапы реализации программы:
1.Подготовительный
Анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы.
Подбор банка диагностик по исследованию состояния здоровья школьников и выявлению ценностного отношения к здоровью младших школьников.
Выявление эффективных условий приобретения системных знаний об окружающем мире, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
2. Основной
Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе.
Проведение специальных мероприятий, направленных на формирование эстетических чувств и умений любоваться красотой и изяществом природы;
Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения.
Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Промежуточная диагностика состояния здоровья.
Внесение корректив в проект.
Воспитание потребности общения с природой
3. Заключительный
Заключительная диагностика обучающихся начальной школы.
Распространение опыта.
Выводы, обобщение результатов работы.

Основные направления (блоки) Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
1. Здоровьеберегающая инфраструктура.
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Эффективная организация работы по формированию экологической культуры.
5. Реализация дополнительных образовательных программ.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

1.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися.
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
2.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
3.Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию часа активных движений в группе продленного дня
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
4. Эффективная организация работы по формированию экологической культуры предусматривает:

·  ценностное отношение к природе;

·  первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·  элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·  личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
5.Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программы, направленные на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
проведение часов здоровья;
факультативные занятия;
занятия в кружках;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней здоровья.
6.Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Содержание
работы в начальных классах по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни

1блок. Здоровьеберегающая инфраструктура
Цель: создание условий для реализации программы
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.
В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
В школе работает медицинский кабинет.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:


Состав сотрудников здоровьеберега-щей инфраструктуры
Деятельность
Планируемый результат

1.
Директор школы
Осуществляет контроль за реализацию этого блока
Создание условий: кадровое обеспечение, материально- техническое, финансовое

2.
Заместители директора по УВР,НР
Разрабатывают построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.
Контролируют реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности). Организуют работу по индивидуальным программам начального общего образования
Приведение учебно- воспитательного процесса в соотвествии состоянием здоровья и физических возможностей обучающихся и учителей, организующих процесс обучения.
Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности.

3.
Заместитель директора по ВР
Организует воспитательную работу, направленную на формирование ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ
Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность. Наличие у учащихся потребности ЗОЖ.

4.
Руководитель методического объединения учителей начальных классов
Изучают передовой опыт в области здоровьесбережения.
Проводят коррекцию и контроль процесса формирования здорового образа жизни обучающихся и педагогов.
Разрабатывают рекомендации по валеологическому просвещению обучающихся учителей и родителей.
Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями.

5.
Классный руководитель, учитель начальных классов, учитель физкультуры
Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья.
Проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы.
Формирование у обучающихся потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности.

6.
Ответственный за организацию питания
Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания.
Входит в состав бракеражной комиссии.
Осуществляет мониторинг количества питающихся.
Обеспечение качественного горячего питания обучающихся.
Формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

7.
Медицинский работник


Обеспечивает проведение медицинских осмотров.
Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы:
Ведет диспансерное наблюдение за детьми;
выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости;
обучает гигиеническим навыкам участников образовательного процесса.
Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование потребности ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья

8.
Педагог - психолог
Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе:
- занимается профилактикой детской дезадатации;
- пропагандирует и поддерживает здоровые отношения в семье.
Создание благоприятного психо-эмоционального фона:
развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности

9.
Учитель - логопед
Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей.
Способствует социальной адаптации детей логопатов
Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей логопатов

10.
Родители – члены управляющего совета
Контролирует соблюдение требований СанПиН.
Участвует в обсуждении совместной деятельности педколлектива, обучающихся и родителей по здоровьесбережению.
Участвуют в совещаниях по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся
Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы.


2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Цель: повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
*Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России».
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 24” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Направления деятельности
Учебная и внеучебная деятельность

1. Организация режима школьной жизни
1. Снятие физических нагрузок через:
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти. 2-4 классы – 34 учебные недели, разбит на 4 периода. Максимально допустимая нагрузка.
Наибольший охват обучающихся в 1 смену.
Пятидневный режим обучения в1-х классах и 6-дневный режим обучения 2-4 классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в1-х классах.
Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).
35-минутный урок в течение 1 полугодия в1-х классах и 40-минутный во 2-4 классах.
Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе.
Составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели.

2.
Создание предметно- пространственной среды
1.Обеспечение учащихся удобным рабочим местом за партой
°в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
2.Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.
3.По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

3. Организация учебно- познаватель-ной деятельности
1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного;
-технологии личностно-орентированного обучения;
2. Корректировка учебных планов и программ:
введение в школе 1 ступени за счет школьного компонента учебного плана третьего часа физкультуры;
введение внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в 1 классе.
3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность: физическая культура, окружающий мир.
4. Безотметочное обучение в1-х классах, во 2 классах в 1 четверти.
5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН.
6.Специфика организации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период уроков по отдельным предметам: математика, окружающий мир, технология, физкультура, изобразительное искусство, музыка четвертые уроки проводятся на свежем воздухе.
8. Реализация раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности: реализация плана мероприятий по профилактике детского травматизма; изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий:
-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-проведение дня здоровья; экскурсии в лес; встречи с инспекторами ГИБДД, специалистами участковой больницы.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Цель: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

1.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включены различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно - двигательного аппарата.
согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784)2 п. 2,9.4., для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе во время занятий ГПД;
подвижные игры на переменах; ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
внеклассные спортивные мероприятия;
школьные спортивные кружки.

2. Медико-педагогичес
кая диагностика состояния здоровья






медицинский осмотр детей, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом);
медицинский осмотр детей и профилактическая работа стоматологического кабинета;
мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

3.Профилак
тическая работа по предупрежде
нию заболеваний:

профилактика простудных заболеваний;
проведение плановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, туляремии);
создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима.


4. Организация рационально
го питания

создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, учитель, ответственный за организацию питания;
выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей младшего школьного возраста);
сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков,
жиров и углеводов для максимального их усвоения
восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.
создание благоприятных условий для приема пищи (необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;
100%-ный охват обучающихся начальной школы горячим питанием, детей из многодетных и малообеспеченных семей дополнительным питанием;
рейды комиссии по питанию с участием родителей с целью проверки организации питания обучающихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализ меню, анкетирование, опрос обучающихся).



5. Работа психолого-педагогичес
кой и медико-социальной службы
организация работы ПМПк по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и отклонениями в поведении.

6. Работа логопедичес
кой службы
групповые и индивидуальные занятия по коррекционно - развивающим программам учащихся с нарушениями чтения и письма.


4. блок Эффективная организация работы по формированию экологической культуры
Цель: На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, раскрыть значение экологии как новой ценностной ориентации к окружающей среде.
Экологическая культура - это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, это эмоционально-чувственные переживания, и эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения.
Одним из педагогических условий, способствующих повышению экологической культуры школьников, является поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических работ. Именно в стенах школы учащиеся приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры.
Одним из педагогических условий повышения экологической культуры учащихся является создание экологической воспитывающей среды. Именно образовательная среда оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней экологической культуры.
Организационно – педагогические принципы формирования экологической культуры младших школьников:
Соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики);
Субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности);
Обеспечение преемственности в экологическом воспитании детей от среднего к старшему возрасту;
Междисциплинарный подход в осуществлении экологического образования и воспитания учащихся;
Гуманизация взаимоотношений человека и природы, ценностное отношение человека к природе;
Эколого-краеведческий принцип изучения природно-социального окружения;
Принцип проблемности и историзма заключается в последовательном раскрытии экологических проблем и путей их решения на различных этапах развития цивилизации (окружающая природная среда, природопользование, антропогенный фактор, оценка качества среды, охрана природы, охрана ресурсов, охрана здоровья);
Принцип единства теоретической и практической деятельности осуществляется в тесной взаимосвязи теоретической и практической формы деятельности и всех ее видов: учебной, игровой, трудовой, общественно-полезной, пропагандистской;
Повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.
Основное содержание
Виды деятельности.
Формы организации занятий

Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
В ходе изучения учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение», «Обучение грамоте», курсов внеурочной деятельности экологической направленности: бесед, просмотра учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности» и другие

Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Получение первоначального опыта эмоционально - чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе
в ходе экскурсий, прогулок,туристических походов и путешествий по родному краю

Элементарный опыт природоохранительной деятельности;
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка школьного двора, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.),
в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;
участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

Бережное отношение к растениям и животным.
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей)
расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности (проект «Чудеса природы рядом», «Родничок») по месту жительства


5. блок Реализация дополнительных образовательных программ
Цель: внедрение программ дополнительного образования по формированию экологической культуры, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
Внедрение программ, направлен
ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Методические материалы по безотметочной системе обучения (рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОГСЭ филиала Московского педагогического государственного университета в Челябинске Девятова И.Е.).
Программа деятельности ГПД «Путешествие по планете здоровье» (рецензент зав.кафедрой социально –экономических и гуманитарных дисциплин, кандидат филосовских наук Г.А. Кривощекова).
3. Реализация программ по Технике безопасности и Правилам дорожного движения.
4. Программа «Азбука дорог» (рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОГСЭ филиала Московского педагогического государственного университета в Челябинске Девятова И.Е.).
Формы организации занятий по программам дополнительного образования:
проведение часов здоровья;
факультативные занятия;
проведение классных часов;
занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.


6. блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Цель: организация педагогического просвещения родителей
1. Родительс-кий всеобуч: просвещение через обеспечение литературой, размещение информации на сайте школы, сменных стендах.
Обсуждение с родителями вопросов формирования экологической культуры, здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях.
Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в форме родительской конференции, организационно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикума, тренинга для родителей и другие.
Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов, книжных выставок: о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами, связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации; Закона "Об образовании", Устава школы (права и обязанности родителей); о социально-психологической службе; о литературе для родителей в библиотеке школы, о подготовке ребенка к школе; о режиме работы школы; о социально-психологической службе.
Книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания, индивидуальные консультации по подбору литературы.
Реализация цикла бесед для родителей.
Размещение информации на сменном стенде «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

2 Просвещение через совместную работу педагогов и родителей
Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований: «Веселые старты», « Муравейник», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек в рамках декады здоровья (февраль), предупреждение травматизма, соблюдение правил безопасности и оказание помощи в различных жизненных ситуациях в рамках «Дня защиты детей».

*В рамках данных направлений мы должны осуществлять очень важные действия:
1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).
7. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.
9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне ее.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.
12. Применять разнообразные формы работы: 1) Учет состояния детей:
Анализ медицинских карт учащихся.
Определение группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов. 2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Динамические паузы в ГПД.
Индивидуальные занятия.
Организация подвижных игр на переменах.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием. 3)Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры, окружающего мира.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Спортивные кружки и секции.

Управление реализацией программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Цель: контроль реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами.
1. Изучение и контроль за реализацией программы в учебно - воспитатель ном процессе
1. Утверждение планов работы в рамках программы (план мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движения, план воспитательной деятельности классного руководителя, план работы логопеда, психолога школы, медицинского работника).
2. Создание материально-технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической литературой.
3. Контроль за эффективностью использования оборудованных площадок, залов в целях сохранения здоровья учащихся.
4. Контроль за режимом работы специалистов службы.
5. Организация и проведение семинаров в рамках программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
6. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса.
7. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий.
8. Контроль за качеством горячего питания учащихся.
9. Контроль за повышением квалификации специалистов.

2. Изучение и контроль взаимодейст-вия с родителями
1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (управляющий совет, родительские собрания, сайт школы).
2. Знакомство с нормативно-правовой базой.
3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов участковой больницы.
4. Совместное родительское собрание с администрацией основной школы по проблеме здоровьесбережения.
5. Контроль за проведением классных родительских собраний, консультаций.

3. Управление повышением професси
онального мастерства
Заседание методического совета о согласовании программы.
Включение вопросов здоровьесбережения и валеологизации в тематику планов классных руководителей.
Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации».
Посещение уроков учителей начальных классов. Цель: «Психологическая атмосфера на уроке».
5. Изучение здоровьесберегающих технологий, включение вопросов по здоровью в личные методические планы.
6. Подбор и популяризация литературы по здоровью и экологическому воспитанию.


Диагностика эффективности реализации программы

Критерии
Показатели

1. Сформированность физического потенциала



1.Состояние здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра.
2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника

1.Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).
2.Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях


3.Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью




1. Уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.
2. Уровни эмоционально – психологического климата в классных коллективах (в 1-4 классах по итогам исследований психологов по вопросам адаптации, по итогам тематического контроля).

4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению и формированию экологической культуры
1.Уровень осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).




Ожидаемые результаты работы по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
- знание основ экологической культуры, бережного отношения к природе и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях;
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Используемая литература:
1.Комплексная целевая программа развития МКОУ «Унъюганская средняя обще образовательная школа №1» на  20112015 гг.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
4.СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
5.Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
6.Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
7.О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
8.Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
9.Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
10.Концепция УМК «Школа России».









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115