Методические рекомендации по теме «Использование сети Интернет с целью активизации познавательной деятельности на уроках географии»

Педагогические чтения по теме
«Организация познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования» 8 ноября 2013г. АСОШ№1(РМО).
Тема выступления: «Использование сети Интернет с целью активизации познавательной деятельности на уроках географии»
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Кудряшова Наталия Анатольевна
МБОУ Майская СОШ
Адамовский район
Оренбургская область

Познавательная деятельность-это процесс, при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Существует множество способов идти в ногу со временем: использовать на своих уроках презентации, видео, страницы специальных обучающих порталов, покупать специальные диски с обучающими программами, рекомендованные Министерством образования. Существует так же множество способов и вариантов работы с учащимися в Интернете под руководством учителя.
С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, где дети изучают экономическую и социальную географию, данные которой очень изменчивы. Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» - поиск). Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. В принципе – этот метод можно отнести к методу проблемного обучения и к методу проектного обучения одновременно. Различают два типа квестов:
-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия).
-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на уроках квест-проектов.
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).
Учитель, приступая к созданию квест-урока:
готовит интересное выступление;
формулирует интересное задание;
составляет план работы;
составляет список информационных ресурсов.
Ученик:
выбирает роль;
составляет план поиска ресурсов;
исследует информационные ресурсы;
готовит отчет.
В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-уроки способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.
Для формирование информационных и коммуникационных компетентностей на уроках я использую технологию веб-квест.
Web–Quest – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.
Web–Quest – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую нужно решить.
2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Использование веб-квестов на уроках способствует:
1. Повышении мотивации к самообучению;
2. Формированию новых компетенций;
3. Реализации креативного потенциала;
4. Повышению личностной самооценки;
Другой очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков.

Структура веб-квеста:
1. Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
2. Задание (описывает конечный продукт деятельности);
3. Порядок работы и необходимые ресурсы (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация). Работу обучающиеся могут представить в форме презентации, схемы, рисунка и т.д.;
4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся). В разделе Оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Этапы работы обучающихся над веб-квестом:
1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.
2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
3. Далее исследует предложенные ресурсы
4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.
5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.
6. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.
7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.
Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.

Практическая значимость:
формирование и проявление информационных и коммуникационных компетентностей обучающихся;
возможность оценивания уровня сформированности компетентностей. Объектами оценки являются результаты деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует обучающийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности.

При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты:
Собственно продукт, в виде презентаций, докладов, схем в Интернете. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность, и как следствие активизация учебной деятельности.
Это позволит формировать следующие умения:
Умение самоопределяться;
Умение самопрезентоваться;
Умение работать в команде;
Умение брать на себя ответственность.

Литература:
Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с.
Современный урок географии: методические разработки уроков, (составила И.И. Баринова. – М.: Школа-пресс, 2000.-128с. («География в школе» Библиотека журнала. Выпуск 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - персональный сайт учителя географии Кудряшовой Н.А.



Кудряшова Н.А., Адамовский.