Технологическая карта урока по теме Омонимы


МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Урок русского языка
5 класс
Тема «Омонимы»
Учитель:
Письменова
Наталия
Васильевна
2016 г.
Тема урока: Омонимы
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: урок - путешествие
Цели как результат деятельности учащихся:
предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;
личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;
метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план), строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.
3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Этапы урока Целевая установка Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
1 минута. -Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность
-Создать положительный эмоциональный настрой на урок.
-Создать ситуацию успеха. - Здравствуйте, девочки, мальчики и уважаемые гости!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам.
Вижу улыбки на ваших лицах, значит у вас хорошее настроение. С этим хорошим настроением мы начнем наш урок-путешествие. Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку
Включаются в деловой ритм.
2. Актуализация знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднениях впробном
действии.
4 минуты. -Вспомнить содержание тем предыдущих уроков. (Лексика как раздел лингвистики. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи).-Повторить все основные понятия (лексика, однозначные и многозначные слова, основное значение, метафора).
- Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
- Определить индивидуальное затруднение, указывающее на недостаточность имеющихся знаний -Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, как называется страна, по которой мы сейчас путешествуем.
-Верно. Молодцы. Путешествуя по стране Лексика, мы попадем сегодня в один город, название которого вам еще неизвестно. Оно зашифровано в ответах на мои вопросы. (слайд2)
Задаю вопрос и высвечивается слово.
1.Как называется книга, в которой можно узнать лексическое значение слова?
2. Как называются слова, которые имеют два лексических значения и более.
3.Как называется средство художественной выразительности, при котором неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ.
4. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение.
5..Словарный состав языка – это…
6. Как в литературе называется скрытое сравнение?
- Кто может ответить: «Как называется наш город?» И вам уже известно название нашего города. Обратите внимание на выделенные буквы записанных слов. Получившееся слово поставьте во множественное число.
Сформулируйте тему нашего урока?
--Запишите тему в тетрадь. (Учитель записывает на доске)
-Какое интересное название? Откуда оно появилось и что означает расскажет нам Вика.
Вика: « Чтобы узнать значение слова, нужно, конечно же, обратиться к словарю. А там мы увидим, что это слово возникло еще в 19 веке от двух греческих Слов«Omos», что в переводе на русский «одинаковый» и«Onima», что в переводе означает «имя», то есть, одинаковые имена.
Пишут в тетрадях число, классная работа.
- Лексика.
Слушают учителя
Записывают в тетрадях в столбик
1.Словарь.
2.Многозначные.
3.Олицетворение.
4.Однозначные.
5.Лексика.
6.Метафора.
-Омонимы
-Тема урока - омонимы.
Записывают темы урока в тетради.
Слушают
3.Определение цели, постановка учебной задачи.
4 минуты. - Организация
коммуникации, в ходе
которой:
фиксируется
затруднение,
согласовывается цель
урока, ставится задача, прогнозируется деятельность. Из любого путешествия люди привозят сувениры, новые знания, впечатления. А что бы вы хотели увидеть в этом городе, чему научиться, какие открытия хотели бы совершить?
- Ну, что ж, я вижу, что вы все настроены решительно. Пора отправляться в путешествие. Счастливого нам пути! -Хотели бы узнать, какие слова являются омонимами.
- Хотели бы научиться находить и различать омонимы в тексте, использовать омонимы в речи.
4. Реализация построенного проекта.
4минуты. - Сформировать понятие «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.
- Создание благоприятной атмосферы заинтересованности. -Дорогие путешественники, мы попали в город омонимов.
А вот и жители этого города. (слайд 3) (на слайде рисунки с изображением ключ - ключ)
Давайте, ребята, с ними познакомимся! Может быть, кто-то из вас уже их встречал в своей жизни? Кто же это? Запишите в тетрадях имя этого жителя.
-А это кто? Записываем
- Ребята, я в некотором замешательстве. Как же так получается, горожане у нас разные, а зовут их одинаково? Что вы думаете по этому поводу?
- Как произносятся эти слова?
- Как они пишутся?
- Какой частью речи являются?
- В чем же их отличие?
- Кто же это такие?
(Приём последовательной кооперации.)
- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? На чистых листах каждый записывает, как он понял, что такое омонимы, затем вы обсуждаете вместе, и кто-то один выступает со своим определением. Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя».
У вас две минуты на выполнение задания
(Приём «Принцип развёрнутой кооперации»: I этап – на чистых листочках каждый ученик записывает своё понимание омонимов.
II этап – обсуждение в группе, выработка единого определения.
III этап –выступление каждой группы со своим определением, выработка единого определения.(Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 мин.).
- А теперь сравним с определением в учебнике.
- Совпали ваши ответы с определением в учебнике?
Молодцы, ребята, я была уверенна, что вы правильно выполните эту работу.
Итак, что же общего у жителей города омонимов? Схема (слайд 4). И чем они отличаются?
-Посмотрите, какая история произошла с вашими знакомыми из-за жителей этого города, из-за омонимов.
- Паша, скорее принеси лук. Без него мы не сможем справиться.
- Хорошо, я мигом.
- Что ты мне принёс?
- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
- Лук, лук… Я просил тебя принести лук, из которого стреляют, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали:
теперь мы проиграем это сражение.
Почему Паша принес не тот лук, о котором просил Рома
- Почему он неправильно понял Рому?
- Что же делать в такой ситуации?
-А если слово совсем не знакомое? Как же быть тогда?
- Как вы думаете, толкование слов-омонимов в словарях даётся в одной словарной статье или в разных?
- Почему?
- Давайте, найдем слова-омонимы в словаре. В чем особенность словарной статьи омонимов? Смотрят на экран
-Ключ – родник и ключ от замка.
Записывают в тетрадях названия предметов (ключ-ключ)
- Одинаково
-Существительным
- Отличие в лексическом значении.
- Омонимы.
Читают определение в учебнике
Записывают на листах ответ на вопрос, что такое омонимы, обсуждают в группах и выступают. Омонимы – от греч. homos «одинаковый» + onyma «имя». Таким образом, омонимы – слова одной и той же части речи, которые одинаково звучат и пишутся, но различаются по значению.
Работают с учебником, отвечают на вопросы
Схема пустыми клеточками, вместе заполняют и оставляют себе.

Наблюдают за диалогом.
Потому что Паша неправильно понял Рому.
- Он перепутал значение слова.
- Нужно правильно определять лексическое значение слова.
Смотреть в толковом словаре?
- В разных.
Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но у них разное лексическое значение.
Значение каждого омонима дается в отдельной словарной статье, имеет своё заголовочное слово, над которым написана цифра.
5. Первичное закрепление знаний.
5-7 минут
Физкультминутка
Развивать умение применять новые знания.
Ребята, перед вами конверты, откройте их. Это жители города сделали вам сюрприз. В них иллюстрации. Рассмотрите их и выберите предметы с одинаковыми названиями. Как называются эти слова? Запишите лексическое значение этих слов и составьте предложения с этими омонимами.
- Итак, вы готовы. Один из вас будет читать ответ, а мы слушаем и отвечаем на вопрос: «Для скольких слов –омонимов вы составили словарные статьи?»
- Ребята, сейчас вы сделали важную работу и практически вы стали составителями словарной статьи для омонимов
- Задание трудное, но вы справились, так как каждый из вас приложил к этому усилия.
Ребята, мы с вами уже довольно долго бродим по городу, все устали. А вон и парк, побежали и там отдохнем. Посмотрите по сторонам – какая красота. Потянитесь, глубоко вдохните и выдохните. Еще раз. Молодцы. Ну что, отправляемся дальше путешествовать по городу. Открывают конверты, выбирают среди рисунков с названиями -омонимами
Омонимы
Составляют словарную статью.
Читают статью, слушают, отвечают.
6. Вторичное закрепление.
10 минут.
Организовать освоение учащимися нового знания с помощью
коммуникативного взаимодействия.
Работа в парах.
Задание 4.
Ребята, посмотрите, кто это появился в городе Омонимов? На экране картинки.
(слайд 6): замок – замок, лук-луг, пила-пила
Что это за слова?
- Давайте проверим, по нашей таблице? Часть речи одинаковая? Как они пишутся и произносятся? А лексическое значение?
- Можно ли эти пары слов назвать полными омонимами?
Давайте попробуем представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми мы обладаем.
- Что общего в паре: замок – замок? (Слайд 8).
Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и буквально в переводе с греческого означает «пишу»?
Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос» - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем… .Рассмотрим следующую пару: лук-луг (Слайд 9). Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки?
Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос» - «одинаковый» + «phone» - «звук»? - Чем необычна последняя пара: пила (инструмент) – пила (воду)? (Слайд 10).
Давайте определим часть речи, пила-существительное, пила (воду из стакана) – глагол, Что заметили?
Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос» - «одинаковый» + форма).
Сравним с эталоном (Слайд 11).
- Омофоны, омографы, омоформы часто используют писатели и поэты для создания шутки. Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, называется каламбур. Прочитайте в раздаточном материале стихотворения, укажите номера предложений, где вам встретились различные виды омонимов
1. Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей.
(Я.Козловский)
2.Вечно властен, вечно молод,
В странах сумрака и льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
(В.Я.Брюсов)
3. А что такое Атлас?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и атлАс. - Определить, есть ли омонимы
- Омонимы
Часть речи одинаковая – сущ.
Пишутся одинаково, а произносятся по-разному (Отличие в ударении). Лексическое значение разное.
Они произносятся по-разному.
- Различие в постановке ударения: зАмок – жилище лорда, замОк – приспособление для запирания двери.
В написании согласной гласной в корне слова: луг-лук.
Разные части речи: пила - сущ., пила – гл.
Записывают виды омонимов в схему, слушают, отвечают, свои ответы.
Записывают ответы:
1)Омографы – 3
2) Омофоны – 2
3)Омоформы – 1
Стаю, стаю – омоформыГолубей, голубей – омоформыМолод – молот – омофоны
Атлас – атлас - омографы
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
5 минут. - организовать проверку умения находить омонимы в тексте,
- использовать омонимы в речи
- учить применять знания в различных ситуациях
- развивать гибкость в использовании знаний. А сейчас пришло время проверить, хорошо ли вы ориентируетесь в городе омонимов. Выпишите из них разные виды омонимов. И у вас есть таблица, вы можете указать вид омонимов.
1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.
Рыбачка
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!
Кумушки
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок. (Я. Козловский)
Петя мечтает
…Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было! (Б. Заходер)
***
Омонимы как близнецы похожи
Но значат не одно и то же:
Груз подает подъемный кран,
А воду льет в квартире кран.
Сравним с ответами
( 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы : ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.); кран – кран.
Работают самостоятельно, взаимопроверка работ по эталону.
Слайд 22.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценка.
3 минуты. - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. В заключение нашего путешествия хотелось бы узнать, а что же вам запомнилось, чем же мы занимались. У меня в руках не совсем обычный кубик. Возьмите его по очереди в руки и составьте предложение с тем словом, которое будет на вас «смотреть» с его граней (находили, узнали, увидели, искали, объясняли, поняли)
- Наше путешествие по городу Омонимов закончилось, но с его жителями мы не прощаемся.
Елочка.
Оценки.
Ответы учащихся.
9.Домашнее задание.
1 минута. -Я надеюсь, что вы продолжите и дома знакомство с омонимами
упр. 355
По желанию: нарисовать рисунки к словам-омонимам, наполнить копилки
Запись задания в дневник.