Технологическая карта урока русского языка в 10 классе на тему Системные отношения в лексике:омонимы,паронимы
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе по теме
«Системные отношения в лексике: омонимы и паронимы»
Организационная информация
Предмет
Русский язык
Класс
10 класс
Тема урока
Системные отношения в лексике: омонимы и паронимы
Учитель
Чоповская Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
МОАУ «СОШ№ 1 им. А. С. Макаренко г. Орска»
Республика/край, город/поселение
Оренбургская область, г. Орск
Методическая информация
Тип урока
Повторительно-обобщающий урок.
Цели урока
систематизировать знания об омонимах и паронимах;
наблюдать за употреблением данных языковых единиц в речи.
Задачи урока
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Здоровьесберегающие
- закрепить определение понятий омонимы и паронимы;
- проанализировать особенности использования омонимов и паронимов в речи;
- формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка, основанные на омонимии.
- развивать логическое мышление, речь учащихся;
- развивать умение находить и обрабатывать информацию;
- развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
- развивать познавательный интерес.
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению русского языка.
- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
- дозированное использование ИКТ с целью сохранения зрения учащихся.
Формы и методы
Фронтальный опрос, комментированное письмо, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Педагогические технологии
Технология уровневой дифференциации обучения.
Компьютерные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока
Закрепить определение следующих понятий: омонимы (омонимы, омофоны, омоформы и омографы).
Навыки и умения использовать слово в соответствии с его лексическим значение, использовать в речи омонимы и паронимы, редактировать предложения, определять изобразительно-выразительные средства языка, основанные на омонимии.
Необходимое оборудование и материалы
Доска, компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический раздаточный материал.
Ход и содержание урока
Название этапа
Задачи
Основной вид деятельности со средствами ИКТ/слайд
Содержание урока.
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды
деятельности учащихся.
Организа-ционный этап.
Подготовить учащихся к работе на занятии.
1.Приветствие учащихся.
2.Проверка готовности уч-ся к уроку
Этап целеполагания.
Создавать ситуацию мотивации к обучению.
Развивать познавательный интерес.
Слайд1- тема урока
Слайд 2 – цели урока
Слово учителя:
Утром хорошо просыпается только сахарный песок мимо чашки.
А чтобы вы быстрее проснулись, я начну урок с маленького анекдота.
Парикмахер клиентке:
-Челку косой будем делать?
Клиентка испуганно:
-А ножницами, как раньше, нельзя?
Скажите, пожалуйста, почему мы смеёмся? На каком лексическом явлении построены данные примеры?
Фронтальная беседа по обсуждению темы, целей и плана урока.
Слово учителя:
Лексика русского языка - это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
Омонимия.
Запись темы урока в тетрадь.
Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы.
Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Развивать логическое мышление, речь учащихся.
Повторить правописание слов из контрольной работы.
Слайд 3 - задание
Слайд 4 - ответы
Слайд 5 – проверка д\з
Начнем урок со словарно- орфографической работы, где встретятся слова из к/р, в которых вы допустили ошибки.Задание: Записать слово по лексическому значению.1. Система взглядов на природу и общество 2. Движение вперед. 3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв. 4. Музыкальное сопровождение текста. 5. Различный 6. Участок между домом и дорогой, огороженный забором. 7. Человечный. 8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо. 9. Выдающийся, огромный. 10. Опытное исследование.
- Вспомните материал предыдущего урока, в чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
Проверим домашнее задание: упр. 4
Ответы: 1. мировоззрение 2. прогресс 3. комплимент 4. аккомпанемент 5.дифференцированный 6.палисадник
7.гуманный 8.привилегия
9.колоссальный 10.эксперимент
Примерные ответы учащихся:
- Слово может быть однозначным и многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а несколькими значениями.
1 ученик называет однозначные слова: наклониться, два, влажный, настолько, настойчивость, смелость.
2 ученик называет многонозначные слова.
Обобщение изученного об омонимах и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Обобщить сведения об омонимах.
Формировать умение точного использования омонимов в речи.
Закрепить определение понятий омонимы, омоформы, омографы, омофоны.
Формирование правописных умений учащихся.
Слайд 6 - рисунки
Слайд 7 - вопросы
Беседа по вопросам:
Какие значения имеет слово «ключ»?
Это слово многозначное?
На чем основано явление многозначности?
В каких значениях это слово будет выступать многозначным?
Как мы назовем другие значения слова ключ?
Что такое омонимы? Читаем правило из учебника.
Каковы причины появления омонимов в языке?
Задание: записать словосочетания, определить к чему относятся повторяющиеся слова – к омонимам или к многозначным словам. Объяснить свой выбор. Крем косметический – крем для торта (многозн.) Иглы ели – иглы ежа (многозн.) Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.) Девичья коса – острая коса (омонимы) Хвост самолета – хвост птицы (многозн.) Лесной ключ – ключ от замка (омонимы) Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы Рубка леса – рубка радиста (омонимы) Посол огурцов – посол страны (омонимы)
Определите, какими частями речи являются омонимы в двух последних словосочетаниях.
Совпадет ли их произношение, если слова поставить в начальную форму?
Следовательно, это не полные омонимы, а один из их видов.
Значение слова Ключ по словарю Ушакова:КЛЮЧ, ключа, м. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к-рым замыкается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КЛЮЧ, ключа, м. (муз.). Та или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нотного изображения музыкальных звуков, обозначаемая особым графическим знаком в начале музыкальной пьесы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для тенора и женских голосов пишутся в скрипичном ключе, а для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и баритона в басовом. || [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале пьесы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] следующих за ним нот (их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] высоту).
КЛЮЧ, ключа, м. 1. Металлическое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для отпирания и запирания замка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на ключ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключ к замк. || То же для отвинчивания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и болтов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гайку французским ключом. || То же для вскрытия консервных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] || То же для электрических выключателей особого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] || То же для завода часов и всяких иных механизмов. || То же для натягивания струн в струнных инструментах типа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] арфы. 2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обозначений букв, на к-рой построен какой-н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прочтения шифрованного текста (спец.). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключ к шифрованной усвоения чего-н. трудного (спец.). Ключ к трагедиями Шекспира. || [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к иностранному тексту, служащему для учебных целей, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ответов к задачнику. 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] придворного звания камергера в форме ключа, нашитого на мундире [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дореволюц.). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с ключом, и сыну ключ умел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ключ местности (воен.) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к-рого на войне дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всей данной местностью. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] золотым ключом что (разг.) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чего-н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подкупа.
КЛЮЧ, ключа, м. Бьющий из земли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключ играет по оврагу. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Резвой струйкой по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключ бежит к долинам сонным. А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключом - см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (8 знач. и фразеологию). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключом (книжн.) - то же, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ключом (в перен. знач.).
Объяснение нового материала.
Слайд 8
Слайд 9 - кластер
Фронтальный опрос:
- Назовите виды омонимов. Работаем с учебником.
- Что такое омоформы (грамматические омонимы)? Примеры.
- Дайте определение омографам (графическим омонимам)? Приведите примеры.
- Что такое омофоны (фонетические омонимы)? Приведите примеры.
Словарный диктант.
1. Придать форму – предать соратника, претворить в жизнь – притворить окно, приступить к работе – преступить закон, преходящие ценности – приходящий вовремя, церковный придел – предел возможностей, преступные замыслы -неприступная крепость, приложенные усилия - непреложное правило.
- Что нам помогает различать слова-омонимы?
Омоформы – слова. Совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах (печь – сущ., печь - глагол).
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (замок - замок).
Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаковые по значению (полоскать белье – поласкать малыша).
Ученики записывают словосочетания в тетради. Один ученик работает у доски. Пять учеников работают по индивидуальному заданию (карточки разного уровня сложности – приложение 3).
- Различать слова-омонимы помогает контекст.
Обобщение изученного о паронимах и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Обобщить сведения о паронимах.
Формировать умение работать со справочной литературой.
Развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний.
Слайд 10 - задание
Слайд 11- определение
Слайд 12,13,14,15 – образование паронимов
Слайд 16 – задание
Слайд 17 – лингвистическая задача
Будут ли омонимами слова в следующих выражениях: сытый кот – сытный обед?
Почему?
Чем являются такие слова?
- Что такое паронимы? Учебник параграф 5.
Выполняем упражнение 17, 18.
Нет. У них разное написание и значение.
Паронимами.
Паронимы – это слова, разные по значению, но близкие по звучанию (представить - предоставить).
Работа в тетрадях
Контроль за результатами учебной деятельности. Самостоятельная работа.
Формировать умение выбирать паронимы.
Подготовка к выполнению задания ЕГЭ.
Слайды – 18,19.
Тест.
Ученики выполняют самостоятельную работу.
После выполнения осуществляют самопроверку по слайду.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Согласны ли вы с тем, что лексика русского языка – это целая система? Докажите данное утверждение.
- Сведения о каких системных отношениях в лексике мы сегодня повторили?
Учитель выставляет и комментирует оценки.
Слайд - 20
Рефлексия деятельности на уроке.
- Выполнение каких упражнений на уроке вызвало большие трудности?
Слайд - 21
Домашнее задание.
Слайд - 22 Параграф 4,5 выучить определения, упражнения 13, 15,19. Индивидуальные задания на карточках.
Использованные источники и литература.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15