Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Что такое омонимы
МБОУ Островянская СОШ
Учитель: Сергеева Л. М.
ТЕМА УРОКА:Что такое омонимы?
3 класс
Цель деятельности учителя Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию их среди других лексических групп слов
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные: овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: мотивация к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения Фронтальная, парная, индивидуальная
Образовательные ресурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Словарь омонимов русского языка.
3. Интернет
Оборудование Экран, проектор, компьютер
Ход урока
Этапыурока Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж-нения Деятельность учителя Деятельностьучащихся Формыорганизации взаимодействияна уроке Формируемые УУД Проме-жуточныйконтроль
I. Орг. момент.
Постановкаучебной задачи Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
– Откройте учебник на с. 45. Мы продолжаемработу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.
– Как вы ответите на этот вопрос?
– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него – «Что такое омонимы?».
Ответы уча-щихсяФрон-тальнаяП – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.
Р – осознают и принимают учебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные для парт-
нера по коммуникации речевые высказывания.
Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» II. Минут-ка чисто-писания Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-ниями букв, соединений – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных – Заглавной и строчной букв Н, н.
Выполняют задания Фрон-тальная. Индиви-дуальная П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия Написание элементов букв
III. Изучение нового мате-риала.
1. Работа по учеб- Работа над упражнением с целью наблюдения над особен- – Откройте учебник на с. 45, найдите упр. 75. Прочитайте стихотворение Б. Гольдберга. Рассмотрите рисунки.
– Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками. Выполняют задания. Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – используют различные способы поиска информации, владеют навыками смыс-лового чтения Представ-ление об омо-нимах.
Пользо-вание
нику, с. 45, упр. 75 ностями слов-омо-нимов, введения термина «омонимы» – Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами?
– Послушайте стихотворение Я. Козловского:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность,
Потому не торопись!
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись!.. – Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения.
Внимательно слушают текстов (словарных статей) в соответствии с учебной задачей, логическими операциями анализа, синтеза, сопоставления.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск ее достижения.
К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему словарем омонимов.
Выявление лексического значения
2. Работа со словарем омо-нимовРабота со словарем омонимов с целью нахождения в нем необходимой информации о слове – О каких словах говорится в стихотворении?
– Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка».
– Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.
– Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов. Проверьте написанное – Об омо-нимах.
Выполняют задания
3. Работа по учебнику, с. 46, упр. 77
IV.Физкультминутка Работа над упражнением в распознавании омонимов в предло-жениях, выяснении их лекси-ческогозначения – Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156.
– Спишите любую пару предложений с омони-мами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы.
– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
Выполняют задания.
Осуществляют взаимопро-верку.
Выполняют упражнения физкульт-минутки Фрон-тальная.
Индиви-дуальная.
Парная П – используют различные способы поиска информации.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему Распознавание омонимов.
Выявление лексического значения слов
V. Работа по теме.Закрепление4. Работапо учебнику, с. 46, упр. 78 Работа над упражнением с целью определения в предложениях изученных лексических групп, объяснения их смысла – Найдите упр. 78. Прочитайте. Что вы прочитали? Объясните значение выделенных слов.
– Назовите встречающиеся в пословицах анто-нимы, синонимы, омонимы. Объясните свой ответ.
– Пословицы.
Ответы уча-щихся.
– Антонимы: «шутка – всерьез», «вместе – врозь», «вес-на – осень».
Синонимы: «лодырь – бездельник», «дорога – путь». Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – используютречевые средства для решения познавательных задач, различные способы получения информации, владеют логическими действиями.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют Определение синонимов, антонимов, омонимов
– К каким случаям жизни было бы уместно употребить любую из данных пословиц?
– Спишите третью пословицу. Проверьте написанное Омонимы: «мир (согла-сие) – мир (вселенная)».
Высказывания учащихся.
Выполняют задания и оценивают учебные действия.
К – излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему 5. Словарная работа Работа над словом с непрове-ряемым написанием – Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 46, про себя. Чем произношение словаотличается от его написания?
– Это орфограммы. Назовите их.
– Слово «понедельник» – словарное. Необходимо запомнить написание безударных гласных в приставке и корне слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово. Проверьте написанное. Выделите приставку, корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо запомнить.
– Составьте и запишите предложение с этимсловом.
– Дома заучите правильное написание слова наизусть – Понедельник.
Отвечают на вопрос.
– Безударные гласные в приставке и корне.
Выполняют задания Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – владеют логическими операциями.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск способов их достижения.
К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения Запись и запоминание словарного слова
VI.
Рефлексия деятельности
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Д/з
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
- Над какой темой работали на уроке?
– Что такое омонимы?
– Что выполняли на уроке?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 27, упр. 62 Отвечают на вопросы
Комментарий выполнения Фрон-тальная.
Индиви-дуальная П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний