Технологическая карта (конспект урока) по русскому языку на тему Омонимы


Урок 80. ОМОНИМЫ
Цель деятельности учителя Познакомить с омонимами; учить, чем отличается омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.
Тип урока Урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия Омонимы, многозначные слова.
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://interneturok.ruhttp://www.zavuch.ru https://infourok.ruНаглядно-демонстрационный материал Карточки с омонимами, карточки со скороговорками.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия УУД Промежуточный контроль
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала В с т у п и т е л ь н о е с л о в о.
Мать – земля Скажи мне,
Как правильно землю назвать:
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, Сказать ей: «Родная! Земля – наша милая, Добрая мать!»
Так ласковей будет звучать И вернее. Ведь все, что мы любим, - Все создано ею –
И горы, и реки, И лес, и цветы,
И осень, и лето, И дождик, и ты… Я.Абидов.
– О чем это стихотворение? Назовите его тему.
– Какова его главная мысль? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по тексту, работа с толковым словарем. – выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».
(Земля –Планета.
Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).
Почва, грунт.
Страна, государство).– О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим.)
– Дополните словарную статью в тетради.
Отвечают на вопросы. Выписывают значения слова из толкового словаря. Индивидуальная, групповая. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других. Устные ответы.
Записи в тетрадях. Вопросы для уточнения информации.
3. Выявление места и причины затруднения. Беседа. Обучающая игра. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)
– Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»?
И г р а «Кто больше?» (2 варианта)
– Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.
На доске: Кто (что) может быть:
I вариант II вариант
дорогим? добрым?
Материал для справок: мех, время, человек, совет, весть, день, память.
– Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.
–Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.)– Как строится словарная статья в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными.)
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Фронтальная. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Вопросы для уточнения информации.
Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще,
Через левое плечо! Выполняют элементарные физические упражнения. Фронтальная. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа. Составление связных рассказов, письменная работа. Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– А теперь отгадайте загадки.
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо. (Коса)
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса)
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (Коса)
Демонстрация карточек с изображением «косы».
– Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?
– Чем похожи названия? (Одинаково пишутся и произносятся.)
– Есть ли сходства в значении этих слов?
– Сколько предметов изображено на рисунках?
– Сколько слов их обозначают?
– Здесь три разных слова или одно многозначное?
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные слова разные, так как называют три разных, ничем не похожих предмета, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне – по написанию и по произношению.
– Такие слова называются ОМОНИМАМИ. Заглянем в толковый словарь.
1.КОСА – вид прически.
2. КОСА – сельсхозяйственное орудие.
3. КОСА – мыс, отмель.
– Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)
– Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?
– Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? (определить значение.)
Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Индивидуальная, групповая. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные:
строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Листы обратной связи. Письменные работы.
6.Первичное закрепление с комментированием.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.
Знакомство с практическим материалом по теме. – А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы. Выполните упражнения 356, а затем упражнение 357.
Работа с карточками.
1 карточка. С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
2 карточка. Приносили вести
Сорок сорок,
Сорок сорок С сорока дорог…
3 карточка. Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера.
Три – еще позавчера.
– О ком говорится в скороговорке?
– Расставьте знаки ударения.
– Найдите омонимы. Докажите.
– Что у них совпадает: написание или произношение?
– Ответьте на шуточные вопросы:
Каким ключом нельзя открывать двери?
Какую ноту кладут в суп?
Из какого крана нельзя брать воду?
Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Фронтальная, индивидуальная. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вопросы для уточнения информации.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Домашнее задание. Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение и полученных сведений, оценивание. – Составьте комический диалог, используя возможности омонимов.
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.
Оценивание учащихся на уроке.
Объявление домашнего задания.
– Открываем дневники, записываем задание на дом.
Для учащихся слабого уровня успеваемости: С. 160 правило, упр. 354 (у)., упр. 355 (п).
среднего и высокого уровня успеваемости: С. 160 правило, упр. 354 (у)., упр. 355 (п) + творческое задание (создание карточек со словами-омонимами). Выполняют задание, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. Групповая. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы.
1 карточка. С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
2 карточка. Приносили вести
Сорок сорок,
Сорок сорок С сорока дорог…
3 карточка. Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера.
Три – еще позавчера.