Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Арбатская Анжелика Николаевна, учитель технологии
Арбатский Андрей Александрович, учитель технологии
Для выполнения требований ФГОС основного общего образования о первостепенном внимании к личностному развитию обучающихся учителям учебных предметов, курсов, дисциплин необходимо применять активные и интерактивные подходы, способы, технологии организации и проведения образовательного процесса.
Все это подталкивает школы к поиску технологий, которые смогли бы побудить к активности всех участников образовательного процесса. Назрела необходимость оживить учебно-воспитательный процесс с помощью совместной деятельности.
Всем понятно, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые: могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Это реализуется, в частности, в организации учебно-исследовательской работы учащихся, в обеспечении их участия в проектной деятельности.
В последнее время проектная деятельность или метод проектов (возникший еще в 20-е годы XX столетия в США) широко используется в педагогической практике. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, скольконаучить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя);
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Таким образом, технология проектной деятельности позволит сформировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки, которые будут способствовать в дальнейшем активной и успешной социализации личности.
Одна из целей школы на данном этапе: Создание условий для использования технологии проектной деятельности с целью активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Сформировать у обучающихся ценностно-смысловые компетенции:
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
Включить педагогов в активную инновационную деятельность.
Содействовать активному сотрудничеству с родительской общественностью.
По результатам анкетирования, проведенного накануне педагогического совета, мы получили такие данные:
1. Способствует ли проектная деятельность активизации инновационной деятельности образовательного учреждения?
Да – 26чел. (100%)
2. Вызывает ли у Вас интерес участие в проектной деятельности?
Да – 24чел. (92%)
3. Принимаете ли Вы участие в проектной деятельности?
Да – 25чел. (96%) Не готовы- 1чел. (4%)
4. Владеете ли Вы знаниями по организации проектной деятельности?
а) да, полностью – 11чел. (42%)
б) да, не полностью – 10чел. (38%)
в) знаний недостаточно – 3чел. (12%)
г) ничего не знаю – 2чел. (8%)
5. Причины, затрудняющие участие в ПД:
а) недостаточно знаний по организации ПД - 2чел. (8%)
б) нехватка времени - 23чел. (88%)
Так же мы выяснили, какие проекты и по каким предметам или во внеурочной деятельности были выполнены в 2013-2014 учебном году:
предмет темы проектов
география «Территориальная модель хозяйства п.Улькан», «Развитие туризма в Казачинско-Ленском р-не», «Вода – чудо природы».
английский язык «Мой любимый фильм, актер, писатель», «Праздники Британии», «Экологические проблемы района».
окружающий мир «Домашние животные», «Кукла-зернушка», «Что такое вода?», «Что такое Новый год?», «Красная книга животного мира нашего района».
литература «Одна война на всех», «История моей семьи», «Откуда пришел хлеб», «История новогодней игрушки».
технология «Подарок маме», «Цветок для мамы», «Книжка для малышки», «Новая жизнь старого платья», «Детский ростомер», «Сувенирная шкатулка», «Кормушки для птиц», «Детская площадка».
биология «Вегетативное размножение», «Проращивание лука», «Проращивание семян в разных условиях» .обществознание «Бездомные животные», «Бюджет семьи студента» .внеурочная деятельность «Снежный городок», «От сердца к сердцу», «Улькан моей мечты», «Чудное мыло своими руками», «Его величество театр», « Кафе «Счастливы вместе», «Рекорды России», «Шапочное знакомство», «Туристические маршруты «Тарасовские столбы», «Памятные места Улькана», «Яблочные посиделки», «Масленица».физика Итоговые проекты по теме «Электричество».
математика «Показательная функция и ее применение в жизни», «Логарифмическая функция».
русский язык «Синтаксис», «Морфология», «Самостоятельные части речи».
Хотя организация учебно-исследовательской и проектной деятельности не является новацией для многих педагогов нашей школы, начнём всё-таки с ликбеза.
Что такое проект? Прое́кт (от лат. Projectus) — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд.Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.А так же проект – это …
1. План создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п.
2. Предварительный текст какого-либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.
3. Замысел чего-либо.
Для грамотной организации проектной работы необходимо познакомиться с типологией проектов в условиях школы.
Проекты бывают:
1. По доминирующей деятельности:
исследовательские;
поисковые;
творческие;
прикладные и др.
2. По предметно-содержательной области:
монопроекты (в рамках одной области знания);
межпредметные проекты;
внепредметные проекты.
3. По характеру контактов:
среди участников класса;
среди участников одной школы;
среди участников разных школы.
4. По количеству участников проекта:
личностные;
парные;
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные;
средней продолжительности;
долгосрочные.
Профессиональные рекомендации по планированию и организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы можно найти в публикациях известных педагогов:
1 «Метод проектов в образовательном процессе». Романовская М.Б.
2 «Метод проектов в современной школе». Бычков А.В.
3 «Как рождается проект». Полат Е.С.
4 «Метод проектов и школа жизни». Попова Н.И.
5 «Как организовать проектную деятельность учащихся». Сергеев И.С. и др.
Как и любая педагогическая технология, технология проектной деятельности представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение в деятельности как педагога, так и обучающегося.
Давайте определим, что должен уметь учитель, работая по методу проектов:
Видеть и находить наиболее интересные и практически значимые темы проектов.
Владеть разнообразными видами самостоятельной деятельности обучающихся.
Организовывать исследовательскую самостоятельную работу обучающихся.
Вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом.
Направлять обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем.
Устанавливать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Владеть компьютерной грамотностью.
Что требуется от обучающихся:
Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение новых проблем, выдвижение гипотез).
Владение компьютерной грамотностью.
Владение коммуникативными навыками.
Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания в разных сферах жизни для решения познавательных задач.
Начиная работу по методу проектов, педагогам необходимо спланировать каким видам деятельности должны научиться обучающиеся и четко придерживаться структуры проекта:
Этапы Задачи Деятельность обучающихсяДеятельность педагога
1. Организационный этап Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает
2. Этап планирования Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
3. Исследовательский этап Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает, консультирует
4. Практический этап Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе)
5. Оценочный этап Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо)
6. Презентационный этап (защита проекта) Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Из таблицы видно, что на каждом этапе определена конкретная деятельность и руководителя проекта и обучающихся.
Приступая к проектированию, участники проекта должны четко представлять каким по форме будет продукт проектной деятельности, а выходя на заключительный этап, необходимо серьёзно обдумать в какой форме будет проходить презентация проекта. Наряду с традиционными формами технология проектной деятельности предполагает нетрадиционные, часто интерактивные формы презентаций, которые хорошо представлены в таблице. Так же в этой таблице можно познакомиться с вариантами проектных продуктов.
Виды презентаций проектов Формы продуктов проектной деятельности
Деловая игра Web-сайт
Демонстрация видеофильма Мультимедийный продукт
Игры с залом Анализ данных социологического опроса
Научная конференция Театральная постановка
Научный доклад Атлас, карта
Отчет исследовательской экспедиции Праздник
Пресс-конференция Видеофильм
Путешествие Прогноз
Реклама Выставка
Ролевая игра Газета, журнал
Соревнование Справочник
Спектакль Действующая фирма
Спортивная игра Игра
Театрализация Коллекция
Телепередача Экскурсия
Экскурсия Костюм
Завершенные проекты обучающиеся могут презентовать на научно-практических конференцияхразных уровней (на параллели, школьная, районная, региональная и др.), фестивалях, Днях проектов.
Результат работы над проектом:
1.Презентация проекта внутри группы.
2.Презентация проекта на научно-практической конференции среди обучающихся на параллели.
3.Презентация лучших проектов на научно-практической конференции школы.
4.Презентация лучших проектов школы нарайонных, региональных,
всероссийских научно-практических конференциях.
5. Презентация проектов на Днях проектов и фестивалях.
Немаловажным моментов в проектной деятельности является грамотное оценивание готовых проектов. Для обучающихся защита проектной работы – это самый напряженный этап проектирования, включающий подготовку и выход на публичную защиту. Оценивание проекта – это имитация профессиональной экспертизы, так как оценивание выполняет команда экспертов из числа учеников и педагогов. Обучающиеся на защите проекта учатся отстаивать свою работу, убеждать экспертов в её значимости, показывают свою компетентность не только при докладе по теме проекта, но и при ответах на дополнительные вопросы.В результате у ребят повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в сложный период становления личности.
Для более успешной работы над проектом желательно активно привлекать родителей. Причем не только при подготовке проектов, но и в момент оценивания. Родителей можно вводить в состав экспертов при проведении научно-практических конференций и дней проектов.
Рассматривая метод проектов как один из наиболее эффективных методов, приходим к выводу, что проектная деятельность позволяет эффективно достигать поставленных целей современной системы обучения и воспитания. В процессе проектной деятельности формируются и совершенствуются следующие общеучебные умения и навыки:
Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умение помогать друг другу в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Рассмотрев технологию проектной деятельности, можно сформулировать основные требования к образовательному проекту:
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
Результатом работы над проектом является продукт.
Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.
При внедрении данного метода педагоги могут столкнуться с некоторыми затруднениями.
Типичные затруднения и ошибки при выполнении проектных работ:
Наибольшие сложности у учителей вызывает формулировка проблемы и умение подвести учащихся к ее «самостоятельному» определению.Если нет проблемы для разрешения или нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум.
Проект превращается в творческую работу, а не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре.
Проект часто превращается в реферат, скачанный из интернета. Стоит помнить, что реферат - это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. А информационный проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности.
Отсутствие рефлексии, анализа сделанного, сравнения того, что было задумано, с тем, что получилось.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны учащихся и не менее тщательной координации всей деятельности ребят в процессе работы над проектом. Вместе с тем, достаточно очевидна направленность проектной деятельности на интеллектуальное развитие личности будущего выпускника, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
По мнению ряда исследователей, и мы не можем не согласиться с этим: метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность - ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения и воспитания.
Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании и воспитании, помогая овладевать культурными образцами мышления.
Применение метода проекта позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной воспитательной проблемы. Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных компетенций, т.е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.
Работа всего коллектива школы по внедрению технологии проектной деятельности приведет к определенным результатам.
Ожидаемые результаты:
рост активностиклассов в общешкольных КТД, увеличение охватаобучающихся внешкольной деятельностью;
включение педагогов в инновационную деятельность;
повышение качества знаний, увеличение количества обучающихся, победителей предметных олимпиад и научно-практических конференций разного уровня;
активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
И в завершении процитируем В. Осницкого: «Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознает смысл и результат своих усилий не только по указанию учителя, но и в результате собственного поиска».
А именно это должно доставлять педагогу самую большую радость.