Проблемное обучение русскому языку

Г.Н.Скрынникова
Проблемное обучение русскому языку
Дети учатся лучше и в тысячу раз успеш-
нее, если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проб-лемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
Различают три вида проблемного обучения.
1.Проблемное изложение знаний (учитель ставит проблему и показывает про - цесс её решения; используется психологический приём: погружение в ситуацию, следует вопросно-ответный ход рассуждения).
2.Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний
(учитель выдвигает проблему, излагает материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поис -ка и самостоятельно решать ту или иную задачу, применяется ассоциативный способ изложения и осмысления информации).
3.Исследовательский метод обучения ( осознав поставленную проблему, уче- ники сами намечают план поиска, проводят наблюдения, фиксируют факты, обобщают, делают выводы).
Проблемное обучение приводит к следующим результатам:
– повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;
– углубление уровня понимания учебного от материала;
– конструктивное отношение учащихся к такому явлению, как «проблема».
Из каких же этапов может состоять проблемный урок русского языка?
Первый этап представляет собой постановку стратегической цели, которая отвечает за развитие личностных качеств учащихся. На формулирование стратегической цели влияет три фактора.
Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей то него веточки.
Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей класса и может варьироваться.
В-третьих, стратегическая цель тесно связывается с задачами урока.
Второй этап представляет собой формулирование проблемы.
Педагог должен помнить, что проблема - основной источник развития человека.
Работая над проблемой, придерживаемся правил.
1. Выявляем проблемы, необходимые для достижения цели.
2.Определяем приоритетность проблем.
3.Формулируем проблему в виде проблемного вопроса. Почему вопрос? Вопросная форма, в отличие от повествовательной, обостряет противоречие и призывает к действию.
4.Осуществляем поиск вариантов решения.
5.Конструируем оптимальный вариант. Ценность оптимального варианта заключается в том, что работа с ним в человеке развивает такие личностные ка - чества, как толерантность, великодушие.
Третий этап представляет собой создание тезиса.
Тезис – это образное осмысление и выражение оптимального варианта в ви - де афоризма, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений. Тезис является средством диагностики:
– если тезис появляется без особых затруднений, то это говорит о том, что проблема сформулирована корректно и найдены соответствующие ей варианты решения;
– если ученику удаётся создать тезис, то это говорит о том, что он усвоил информацию.
Благодаря тезису проблемный урок приобретает ясность, действенность.
У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, углубляется уро -вень понимания учебной информации.
Итак, проблемное обучение должно занимать одно из ведущих мест в педа - гогической деятельности. Данное обучение можно охарактеризовать как:
– развивающее (развиваются личностные качества: мышление, речь, внима - ние, общение, творчество);
– воспитывающее (воспитание воли, самостоятельности, творческой активности, толерантности, ответственности, уважения);
– здоровьесберегающее (учитываются особенности класса, создаётся благо - приятный климат, используются приёмы, способствующие сохранению интере - са к учебному материалу, создаются условия для самовыражения учащихся, применяются разнообразные виды деятельности).
В качестве примера рассмотрим урок русского языка в 6 классе по теме
«Употребление глаголов в речи».
Концептуальная цель: развитие языковой личности.
Стратегическая цель: развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.
Задачи.
1.Познакомить учащихся с выразительными возможностями глагола.
2.Формировать умение использовать глаголы в речи.
3.Формировать умение строить текст, в основе которого лежит повтор.
Проблема: бедность и невыразительность речи учащихся.
Проблемный вопрос: какова роль глаголов в речи?
Варианты решения.
1.Глаголы передают движение.
2.Глаголы помогают увидеть цвет.
3.Глаголы помогают услышать звуки мира.
4.Глаголы помогают привлечь внимание к сказанному.
Оптимальный вариант: 1+2+3+4.
Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному.

Тезис:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

Приложение
Развитие личностных качеств на уроке посредством воспитания
Развитие
личностных
качеств

Воспитание
через личный
пример учите-
ля
Воспитание через содержание учебной информации
Воспитание через
словесные формулы
Воспитание через
организацию
деятельности
учащихся

Пунктуальность,
организованность
Своевременное
начало урока, порядок на
классной доске

Есть у нас закон такой: все, что нужно, под рукой
Проверка готов-
ности к уроку,
организация ра-
боты групп

Уважение
Доброжелатель-
ный настрой
учителя

Мнение каждого нужно уважать,
принимать все
идеи
Работа в группе,
выступление представителей
от групп

Самостоятельность
Учитель поощ-
ряет самостоя-
тельность уча-
щихся

Попробуй сде-
лать сам, толь-
ко потом обра-
щайся к книге
Самостоятельная
работа с разно-
уровневыми тек-
стами

Открытость,
искренность
Открытость, ис-
кренность учи-
теля
Размышление над вопросом:
«В чём смысл
жизни?»

Написание сочи-
нения по задан-
ному началу

Умение работать в
коллективе

Задание для ра-
боты в группах

Ум – хорошо,
а два - лучше
Работа в группах

Эстетический вкус
Выбор музыки,
текстов. Офор-
мление разда-
точного мате-
риала
Высказывания
известных лю-
дей о вырази-
тельных воз-
можностях гла-
гола. Презента-
ции о цветах.
Музыка Чай-
ковского П.И.
Природа поко-
ряет красотой
наши сердца

Групповая рабо-
та учащихся с
деформирован-
ными текстами




Литература.
1.Васильев В.В. Психологические эффекты на уроках.- Воронеж, 1998.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т. П.Современный урок.
Часть 3:Проблемные уроки.- Ростов-н/Д: Из-во «Учитель», 2006.
3.Муравьев Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2004.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.




















13PAGE 15


13PAGE 14515