Рабочая программа по информатике 4 класс Матвеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Информатика» для 4 «б» класса
учителя информатики
Сухаруких Сергея Николаевича
I кв.категории
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели обучения информатике в начальной школе:
формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи:
научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
получить элементарные пользовательские навыки.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование у младших
школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера. Информатика в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков.) Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы..
Описание места учебного предмета в учебном плане
Авторская программа по информатике Н.В Матвеевой рассчитана на 34 ч. (34 недели)
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы, календарным учебным графиком рассчитана на 1 ч в неделю (35 недель) в 3 классе. Из них контрольных работ: – 5 ч
В авторскую программу были внесены изменения, добавлен 1 час на повторение.
Описание ценностных ориентиров
Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
Ученики 4 класса научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если то»; «верно/неверно, что»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика деятельности обучающихся
1
Повторение.
Информация, человек
и компьютер
7
Познавательные УУД. Осуществлять поиск информации в повествовательном и описательном текстах. Работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой. Называть функции компьютера.
Классифицировать органы чувств по способу восприятия информации. Характеризовать приемники и источники информации, носители информации. Называть составные компоненты компьютера.
Личностные УУД. Проявлять интерес к изучаемому материалу.
Коммуникативные УУД. Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Применять умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами
2
Понятие, суждение, умозаключение
9
Познавательные УУД.
Общеучебные УУД:
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией
Логические УУД:
Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов
Личностные УУД.
Иметь мотивацию к изучению учебного предмета.
Коммуникативные УУД. Аргументировано доказывать свою позицию.
3
Мир моделей
8
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием компьютерной программы
ЛогическиеУУД:
Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием компьютерной программы
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов
Личностные УУД.
Иметь мотивацию к изучению учебного предмета.
Коммуникативные УУД. Аргументировано доказывать свою позицию.
4
Управление
8
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации
ЛогическиеУУД:
Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, фотографией, схемой
Личностные УУД. Проявлять интерес к изучаемому материалу.
Коммуникативные УУД. Решать проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. Применять умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами
5
Повторение изученного за год.
3
Личностные УУД.
Иметь мотивацию к изучению учебного предмета.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов .
Коммуникативные УУД. Аргументировано доказывать свою позицию.
Познавательные УУД:
Обобщить и систематизировать знания, полученные за год
Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Всего
35
Описание материально - технического обеспечения учебного процесса
Учебно-методический комплект:
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 4класса. - М.: Бином, 2013
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Бином, 2013
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 4 класс. - М.: Бином, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к учебнику «Информатика», 4 класс, Матвеева Н.В. и др.
сайте методической службы издательства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Аппаратные средства.
Компьютер.
Проектор.
Принтер.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Программные средства:
операционная система Windows, Linux
растровые графический редактор Paint,
«Клавиатурный тренажёр»,
электронное приложение к УМК «Информатика» 4 класс (ФГОС) Матвеева Н.В. и др. (электронный учебник)
Календарно-тематический планирование
4б класс
№ п/п
№ ур. в теме
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Дата
План.
Факт.
Глава 1. Повторение. Информация, человек и компьютер (7 часов)
Техника безопасности
Человек в мире информации
Учиться соблюдать гигиенические требования при работе в компьютерном классе. Контролировать свои действия в
процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте
01.09
Действия с данными
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
наблюдение за объектом изучения, разбор домашнего задания
8.09
Объект и его свойства
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
наблюдение за объектом изучения, разбор домашнего задания
15.09
Отношения между объектами. Чтение и заполнение таблицы
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
наблюдение за объектом изучения, разбор домашнего задания
22.09
Компьютер как система
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
наблюдение за объектом изучения, разбор домашнего задания
29.09
Повторение, компьютерный практикум
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
6.10
Контрольная работа по теме «Повторение»
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
13.10
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие (9 часов)
Анализ контрольной работы.
Мир понятий
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
компьютерный практикум, разбор домашнего задания
20.10
Деление понятий
Эвристическая беседа, выполнение заданий в рабочей тетради,
компьютерный практикум, разбор домашнего задания
27.10
Обобщение понятий
3.11
Отношения между понятиями
17.11
Истинность утверждений.
24.11
Суждение
формулировать суждения и умозаключения
1.12
Умозаключение
8.12
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
15.12
Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие»
22.12
Глава 3. Мир моделей – 8 часов
Анализ контрольной работы.
Модель объекта
Эвристическая беседа, выполнение заданий в рабочей тетради,
компьютерный практикум, разбор домашнего задания
29.12
Текстовая и графическая модели
Создавать текстовую, математическую и графическую модели
объекта окружающего мира
19.01
Составление, запись и выполнение простого алгоритма
Составлять простейшие алгоритмы, компьютерный практикум
26.01
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
2.02
Исполнитель алгоритма
9.02
Компьютер как исполнитель
Эвристическая беседа, выполнение заданий в рабочей тетради,
компьютерный практикум, разбор домашнего задания
16.02
Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур по правилу
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
23.02
Контрольная работа по теме «Мир моделей»
1.03
Глава 4. Управление (8 часов)
Кто кем и зачем управляет
сравнивать между собой объекты, в том числе абстрактные
объекты информатики (например, процессов моделирования
8.03
Управляющий объект и объект управления
15.03
Цель управления
22.03
Управляющее воздействие
Чтение текста, выполнение заданий в рабочей тетради,
компьютерный практикум, разбор домашнего задания
5.04
Средство управления
12.04
Результат управления
19.04
Современные средства коммуникации
26.04
Контрольная работа по теме «Управление»
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
3.05
Повторение (3 часа)
Интерпретация данных таблицы.
Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу
10.05
Чтение столбчатой диаграммы.
17.05
35
3.
Решение занимательных задач
24.05
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ с.Октябрьское
№___ от _________2015г.
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
протокол №___ от _________2015г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 815